Программа исторического отряда летнего оздоровительного лагеря школы


Проект летней образовательно-воспитательной программы краеведческого отряда «Красные ткачи сквозь время»
Проект программы краеведческого отряда летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы, рассчитанный на детей в возрасте от 8 до 13 лет.
Краеведческий отряд летнего лагеря позволит:
продолжить работу по реализации принципа преемственности между основным и дополнительным образованием;
формированию у ребят интереса к истории своей местности; поисковой и исследовательской деятельности;
через участие детей в практической и игровой деятельности показать значимость патриотического воспитания в жизни каждого человека, в становлении ребёнка как гражданина своего поселка, края; расширить знания о истории и культуре родных местах, полученные на уроках и кружке;
пополнить фонды школьного музея о историческом наследии поселка и близлежайших деревень;
продолжить работу по внедрению и апробации в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательских технологий
Программа краеведческого отряда предусматривает образовательно - воспитательную, творческую коллективную деятельность учащихся направленную на изучение истории и культуры п.Красные Ткачи и его окресностей - малой Родины учащихся школы. В ходе творческой деятельности учащиеся пополнят фонды школьного музея. Планируется с помощью деятельности отряда обновить экспозиции «Быт жителей Ярославской губернии XIX века», «Поселок в годы В.О.войны», создать новые экспозиции: «Дети войны», «Ярославские дворяне Белкины», «Красные Ткачи сквозь время» – галерею старинных и современных фотографий поселка. Создание набора открыток «Деревянное зодчество ярославского уезда» (фото и зарисовки наличников, деревянной резьбы сохранившихся старых домов деревень Ершово, Ноготино, Боровая). Художественное оформление и презентация «Азбуки поселка Красные Ткачи».
Срок реализации программы : июнь 2015 года
Целевая группа: учащиеся 2-6 классов МОУ КСШ ЯР
Социальные партнёры: детский центр «Ступеньки», школьная и поселковые библиотеки, школьный музей, поселковый Совет ветеранов, детская художественная школа №5.
Характеристика и цель проекта образовательной программы:
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
Программа краеведческого отряда актуальна для школьников, так как обращение к истории родных мест - это возможность воспитывать у подрастающего поколения базовые ценности: уважение к старшим, любовь к своей стране, к малой Родине, гордости за нее, сохранение и приумножение традиций.
Данный проект программы предлагает реализовать идею активного, совместного, полезного, познавательного отдыха для ребят разных возрастов. Активное участие школьников в предлагаемой программе поможет решить актуальные проблемы: каникулярной занятости учащихся, оздоровления и изучения истории и культуры поселка и края.
Цель программы: 1.Создать условия для активного, полезного, познавательного отдыха, оздоровления, нравственного и патриотического воспитания, творческого развития учащихся МОУ КСШ ЯМР в период летних каникул. 2. Составление справочника-путеводителя по поселку Красная Ткачи для презентации его основных природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, интересных для изучения, посещения и охраны.
Задачи программы:Оздоровительные:
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на свежем воздухе;
Воспитательные:
Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
Способствовать ознакомлению участников отряда с духовным наследием своей малой Родины;
Воспитывать культуру межличностного и группового общения.
Образовательные:
Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области краеведения.
Познакомить с азами исследовательской деятельности.
Изучить историю поселка и его основные достопримечательности.
Составить алфавитный список объектов поселка и окрестностей, интересных для ознакомления жителям и гостям Красных Ткачей.
Подобрать архивные фото и сделать современные фотографии достопримечательностей поселка по составленному списку.
Нанести основные достопримечательности на карту поселка.
Составить «Азбуку поселка» в виде брошюры и представить ее широкому кругу слушателей.
Привлечь внимание общественности к проблемам сохранения природных и исторических памятников поселка
Развивающие:
Создать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива через творческую, самостоятельную деятельность детей.
Методическое обеспечение программы:
1.Образовательная программа лагеря, план работы отряда, план-сетки общелагерных мероприятий.
2.Подбор методических разработок в соответствии с планом работы отряда.
3.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Методы реализации программы:методы оздоровления:
- утренняя гимнастика;
- спортивные соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
методы воспитания:
убеждение; поощрение, личный пример, вовлечение каждого в деятельность;
методы образования:
- экскурсии, походы;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные игры). - проектно-конструкторские методы (создание творческих работ),
- практическая работа (учебно-исследовательская деятельность, обработка собранных материалов),
- наблюдения.
Формы организации деятельности по реализации программы:Формы организации деятельности
Групповые Массовые Индивидуальные
Конкурсы
Экскурсии, походы
Спортивные соревнования
КТД
Праздники
Отрядные огоньки
Беседы, КТД
Спортивно-оздоровительные процедуры
Создание и реализация проектов
Работа кружков и секций Индивидуальные беседы
Выполнение учебно-исследовательских и творческих работ
Механизм реализации программыЛета ждут все дети без исключения, потому что оно ещё один шаг к веселому отдыху, встрече с друзьями, а главное – отличному настроению.
Предлагается необычная форма организации летнего отдыха детей отряда – путешествие по родному краю. В нашем путешествии - каждый день смены будет посвящен открытию одной из исторических страниц поселка и его близлежащих деревень. Отряд будет разбит на минигруппы (экипажи). В отряде будет свой журнал путешествия, который будет отражать жизнь отряда за летнюю смену. Вся информация об условиях участия в том или ином деле будет представлена на образовательном стенде. Экипаж первым открывший новое в истории края, устанавливает на ней свой символический флажок и красочно оформляет в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной группой.
Рядом планируется расположить стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия (правила поведения в походе и на экскурсии в музее и совместно разработанные законы отряда), режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Предлагается система стимулирования успешности и личностного роста каждого члена отряда. Каждый путешественник-краевед может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом лагеря. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытый, или иным экипажем, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Календарный план работы смены
ДЕНЬ Мероприятия профильного отряда
1 Утверждение правил поведения в лагере. «Вместе весело живётся» (придумать эмблему, название, девиз отряда, выбрать командиров экипажей). Проведение игр на знакомство между собой и с особенностью деятельности отряда
2 Интеллектуальная игра «История и достопримечательности п.Красные Ткачи» (по типу «Своя игра»), выявления уровня знаний детей о истории и культуре родных мест.
Оформление отрядного уголка.
Раздача ролей театральной постановки о поселке.
3 Игра «Найди клад по старинной карте». Знакомство с картами. Поход в п.Красные Ткачи, составление карты-схемы поселка. Знакомство с историей и достопримечательностями.
Репетиция театральной постановки о поселке
4 Анкетирование отряда и лагеря о глубине знаний родных мест.
Выделение и группировка (письменно) объектов природы и исторических памятников п.Красные Ткачи.
Презентация отрядного уголка.
Репетиция театральной постановки о поселке.
5 Экскурсия в музей школы.Знакомство с историей родной школы. Оформление странички проекта: «Детские учебные заведения поселка. Красноткацкая средняя школа. Прошлое и настоящее»
Репетиция театральной постановки о поселке.
6 Знакомство с историей малой родины и ее обычаями. Изготовление обереговой куклы – пеленашки, первой куклы детей, живших на территории поселка в позапрошлом веке. Мастер-класс куклы-пеленашки.
7 Экскурсия в п.Кр.Ткачи. Остановка в Центр Детского Творчества «Ступеньки». Оформление странички проекта: «Детские учебные заведения поселка. Детский сад «Ленок». Показ детям садика театральной постановки о поселке.
8 «Поселок Красные Ткачи – часть ярославской земли» (Поездка в город Ярославль. Обзорная экскурсия по городу.)9 Оформление странички проекта «Социально-бытовые учреждения поселка» (баня, банк, магазины, почта, парикмахерская, клуб), разметка на карте, краткое описание. Встреча с работниками социально-бытового учреждения.
«Фольклорные посиделки» - Чернышов А.А, поэт руководитель муз.коллектива «Золотая осень»
10 «Выход за околицу» . Работа над созданием набора открыток «Деревянное зодчество ярославской земли»(фото и видео зарисовки)
Оформление странички проекта «Деревянное зодчество»
11 Экскурсия в п.Красные Ткачи. посещение фабричного музея и библиотеки ОАО «Красные Ткачи». Работа по обновлению экспозиции музея. Оформление странички проекта: «Промышленное предприятие».
12 « МОЯ УЛИЦА»- конкурс рассказов.
Оформление странички проекта «Улицы поселка»
13 Встреча со сторожилами поселка (Тимофеев Ю.В., выпускник школы 1955 года). Знакомство с историями, воспоминаниями «детей войны». Мастер- класс по изготовлению бескозырок, пилоток.
Оформление странички проекта «Старожилы, почетные граждане поселка»
14 Интересные природные объекты. Прилуг, река Которосль. (фото и видео зарисовки) - туриско-краеведческий поход через д.Ершово, прилуг к реке Которосли. Встречи со старожилами деревни. Знакомство с методикой интервьюрывания. Начало исследовательской работы о д.Ершово.
15 «Виртуальная экскурсия р.Которосль». Знакомство детей с историей реки Которосли, какую пользу несет река для поселка, для экологии; побудить детей к тому, чтобы они задумались о назначении воды на планете, познакомить с историей развития ткацкой мануфактуры П.А.Сакина на реке . Рисунок «Будущее реки».
Оформление странички проекта «Река Которосль»
16 Музей в чемодане. Игра «Наполняем старинными предметами музей».
Оформление странички проекта «Музеи поселка и музейные предметы»
17 Посещение музея боевой Славы г.Ярославля. Знакомство с историей ярославской земли в годы В.О войны.
18 Встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами тыла.
«Мы этой памяти верны» (возложение цветов к памятнику погибших в годы ВОВ).
Оформление странички проекта «Герои войны», «Памятник погибшим землякам»
19 Митинг памяти у мемориального комплекса жертвам сталинских репрессий в д.Селифонтово. Знакомство с земляками – репрессированными в годы СССР
17 Поездка в г.Ярославль. Художественный музей. Продолжение знакомства с разновидностью музеев и их назначением.
18 Итоговое занятие. Круглый стол с защитой индивидуальных мини-проектов по теме «Поселок Красные Ткачи»
19 Продолжение работы по защите проектов. Анализ деятельности исторического отряда. Победы и награды.