Программа деятельности летнего профильного оздоровительного лагеря для учников 10-х классов
Детский оздоровительный профильный лагерь «Колосок»
(с дневным пребыванием)
Летний период это не только подготовка к новому учебному году, но и прежде всего продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности школ и учреждений дополнительного образования. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением деятельности Центра профильного обучения и детского творчества.
Профильный лагерь «Колосок» - организован в целях создания единого поля общения и взаимодействия, содействия процессу становления активной позиции учащегося и гражданина, включения их в активную совместную деятельность, подготовки к дальнейшему продолжению образования. Дети должны получить возможность полноценно отдохнуть, повысить свой интеллектуальный уровень. Гармоничное развитие ребенка – это самое главное, и поэтому, наряду с учебными занятиями, в лагере проходит достаточно интересная культурная программа.
Размещается
На базе коммунального заведения «Центр профильного обучения и детского творчества» Функционирует только в дневное время, с 08.00до 12.00. В продолжении дня дети выполняют практические работы в лабораториях, занимаются в учебных кабинетах, различных кружках, секциях, выезжают на экскурсии, развлекаются на территории спортплощадок и площадок Центра профильного обучения и детского творчества.
Участники проекта:
- старшие подростки 15-16 лет,
7 отрядов межшкольных динамических профильных групп
Продолжительность смены 14 дней .
Программа деятельности
летнего профильного лагеря "Колосок "
Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с Программой оздоровления и отдыха детей и молодёжи города, Концепции муниципального профильного образования, Положением о профильных классах, а также на основе анализа работы межшкольных динамических профильных групп.
Летняя учебная практика учащихся 10 классов, в соответствии с приказом Министерства образования Украины, составляет 50 часов. Поэтому пребывание десятиклассников в лагере длится не более 4 часов с перерывом на завтрак -30 минут.
Цель:
Организация активного отдыха и обучения в летнее каникулярное время,
прохождение учащимися межшкольных динамических профильных групп летней профильной практики,
создание педагогической воспитательной среды, способствующей социально-психологической адаптации учащихся сформированных межшкольных динамических профильных групп к специфике профильного обучения, укреплению их здоровья и социально-нравственному развитию
Задачи:
способствовать воспитанию устойчивого интереса к избранной на перспективу профессии;
способствовать раскрытию способностей каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего, духовных, интеллектуальных и двигательных;
развивать одаренность через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность учащихся;
создание творческих проектов учащимися межшкольных динамических профильных групп.
Ожидаемые результаты работы
укрепление здоровья детей;
получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля;
самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
адаптация к специфике профильного обучения, сплочение коллектива учащихся;
защита творческих проектов учащимися межшкольных динамических профильных групп
Этапы реализации программы
Срок реализации программы – 18 дней.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия профильного
лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке центра к летнему сезону;
- издание приказа по центру о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности профильного лагеря «Колосок»;
- подготовка методического материала.
- подготовка территории к оздоровительному сезону.
- проведение родительских собраний
2. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- запуск программы профильного лагеря «Колосок»;
- ознакомление с инструкциями по ППБ, ПДД, правилам поведения воспитанников при проведении экскурсий, прогулок, ТБ;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены.
- реализация основной идеи лагеря;
- вовлечение детей в различные виды деятельности.
4. Заключительный этап смены.
- Анкетирование обучающихся по итогам организации профильного лагеря с целью выявления эффективности летнего отдыха.
- Анализ условий функционирования профильного лагеря знатоков.
- Сбор цифровой информации об итогах работы профильного лагеря.
- Анализ реализации программы.
Кадровое обеспечение
К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей (классные руководители 10-х классов школ города), привлекаются учителя-предметники профильных классов, психологическая служба, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, учителя физкультуры, медицинские работники.
Педагогическое кредо коллектива
принцип уважения личности ребенка
принцип сотрудничества, сотворчества, содружества
принцип самоуправления детского коллектива
принцип сочетания общечеловеческих и национальных
культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей
принцип позитивного решения конфликтных ситуаций
Содержание деятельности
Вся работа профильного лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также общественно-полезного труда.
Она строится с ориентацией на следующий примерный распорядок дня:
8.00–8.05 Встреча детей8.05–8.20 Утренняя зарядка8.25–9.40 Часы науки «Науки юношей питают» Школа занимательных уроков
9.40-10.10 Завтрак10.10–11.45 Время спорта и здоровья, воспитательные и развлекательные мероприятия «Твори, выдумывай, пробуй» 11.45–12.00 Итоговая линейка. Подведение итогов дня
Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в Центр профильного обучения, и строится с учетом специфики избранного учащимися профиля, профориентационной направленности, предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи
Основные принципы организации учебной деятельности
обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
ежедневно проводятся 2 занятия по 35 минут
между занятиями – 10-минутные физкультурные разминки
ежедневно проводится утренняя зарядка.
Учебные дисциплины, изучаемые в лагере, зависят от профиля, выбранного учащимися:
гуманитарные профиля (украинская и английская филология) – русский и английский языки, литература;
физико-математический, экономико-математический, информационно-технологический профиль – физика, математика, информатика;
историко-правовой профиль – история, философия, право;
химико-биологический профиль – химия, биология, экология.
Помимо учебных предметов, в расписание включены:
психологические тренинги,
библиотечные уроки,
часы профориентации, экскурсии в Центр занятости.
учебные экскурсии в высшие учебные заведения, музеи и др. учреждения в соответствии с профилем обучения.
альтернативное обучение (занятия в кружках и секциях),
спортивные мероприятия,
оздоровительные и учебные походы.
просмотр и обсуждение научно-популярных видеофильмов.
Основные принципы организации воспитательной деятельности
Принцип открытости
Принцип обратной связи
Принцип сотворчества
Принцип успешности
Принцип деятельности
Принцип свободы выбора
Принцип привлекательности будущего дела
Основные направления воспитательной работы
Направление «Здоровье»
Направление «Интеллект»
Направление «Общение»
Направление «Нравственность»
Направление «Досуг»
Рекомендуемые формы работы
Направление “Здоровье”
Цели: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
Спортивные викториныСпортивные игры: “Украденный завтрак”, “Зелёная пятка”, “Поиск сокровищ”,Спортивно-интеллектуальные эстафеты: “Гимнастика ума”, “Гармония” Спортивно-туристская эстафета “Тропою туриста”Малые Олимпийские игрыПарад спортивных достижений “Слабо?!”СпортландияЯрмарка аттракционовПутешествие в Страну игр“Весёлые старты”Комический футболБеседы “Вредные привычки. Как от них избавиться?”,“Здоровье не купишь – его разум дарит”, “Спорт и интеллект – понятия совместимые?”, “Спорт в моей жизни”.
Направление ”Интеллект”
Цели: Оказание помощи учащимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие творческих и исследовательских способностей.
Задачи: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формы работы:
Предметные викторины (экологический марафон, историческое путешествие, математический турнир, географический серпантин, литературный лабиринт, конкурс знатоков русского языка).Защита интеллектуальных проектов.Интеллектуально-творческие игры:“Проще простого”, “Черный ящик”, “НОБУ” (на одну букву),Ярмарки идей.Эрудицион “Науки юношей питают”.Аукцион знаний.Познавательный базар.Творческий конкурс “Науки разные нужны, науки разные важны”.Интеллектуально-творческая игра по станциям “Кругосветка”.Праздник интеллектуальных рекордов.Эрудит-лото “Мир вокруг нас”.
Направление “Общение”
Цели: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “взрослый – ребенок”, учить конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Формы работы:
Интерактивные игры
Тренинги личностного роста
Тренинги общения
Самопрезентации и представления
Праздники, конкурсы, дебаты
Направление “Нравственность”
Цели: обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру миропонимания,
позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
Уроки нравственности:
“Окна моего дома. Что они значат для меня?”,“Душа народа к добру зовет”, “Это страшное слово “равнодушие”,Этические беседы-размышления,“Жить с достоинством – что это значит?”,“Прекрасное и безобразное в нашей жизни”,“Спешите делать добро”,“Как научиться говорить НЕТ?”.
Уроки толерантности:
“Что такое толерантность?”,“Народные традиции требуют уважения”.
Дискуссионный клуб “Иметь свое мнение – это важно?”.
Часы общения:
“Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности”,“Качества человека”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
Заочные путешествия:
“Всякое дело человеком ставится, человеком и славится”.
Коллективно-творческие дела:
“Фамильный герб”,“Свалка по имени Земля”.
Акции:
“Фронтовикам с благодарностью”,“Юный помощник степи”.
Операции:
“Игрушка”, “Милосердие”.
Направление “Досуг”
Цели: воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах.
Задачи: использовать нестандартные творческие формы работы с учётом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей учащихся.
Формы работы:
Игровые развлекательные программы :“Большая перемена”, “Калейдоскоп”, “Будильник”, “Миксер”, “Радужные странствия”, “КЧВГ” (кто во что горазд),Теле-Ассорти, Шар-Шоу, “Бой-гёл Шоу, Шоу сладкоежек, Шоу “Каракули”Походы в кино “Синемания”Музей приглашает в гости Фестиваль игрыКонкурс талантов “Минуты славы”, “Парад звёзд”Встречи с людьми искусстваЭкспромт-театрТворческие игры “Фанты”, “Чудо-дерево”, “Хотите – верьте, хотите – нет!”
С целью создания условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника, проявления творческого мышления и индивидуальности, развития фантазии в лагере организуются тематические дни, которые предполагают активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело.Деятельность каждого тематического дня логически продолжает урочную деятельность и создаёт условия для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками лагеря.
Правила жизни в лагере:
1. Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту.
2. Полагайся на дружбу.
3. Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать.
4. Уважай старших. Будь благодарным.
5. Работай над своими привычками. Посеешь поступок пожнёшь привычку, посеешь привычку пожнёшь характер
6. Верь в свои силы и в то, что ты делаешь.
7. Найди своё дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых.
8. Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья.
9. Будь любознательным.
10. Воспитывай самостоятельность.
11. Цени время. Время это жизнь. Делай всё вовремя.
Какие поручения могут быть в отряде
командир отряда;
дежурный командир;
медицинская служба отряда;
корреспондентская служба отряда;
репортерская служба отряда;
аналитическая группа;
сценарная группа;
диджейская группа;
массовики-затейники; физорг отряда.
Законы лагеря
Закон доброго отношения к людям.
Закон охраны природы.
Закон здорового образа жизни.
Закон соуправления.
Закон свободы слова.
Закон “ноль-ноль”.
Закон поднятой руки.