Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей


Программа летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
МКОУ Староаннинская СШ, Новоаннинского района, Волгоградской области
Разработчик программы:
начальник лагеря
Кочетков В.А
Пояснительная записка. 
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Во исполнение постановления правительства Российской Федерации №215 от 17.04.06, постановления Главы администрации Новоаннинского района, района была разработана программа летнего отдыха , реализация которой призвана обеспечить:
1.  увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2.  организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
3.  активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей – участников школьной площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 18 дней I смены.
Первый период организационный (три-четыре дня), второй-основной период (пятнадцать-шестнадцать дней), третий-итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.
Коллектив оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ставит перед собой цели: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной сред, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
  Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.
Приоритеты отдаются, патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому направлению, творческому, досуговому.
Патриотическое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Нравственно-эстетическое
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
Досуговое
Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
 
Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:
1)      принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
2)      принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
3)      принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач)
 
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
1)      обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
2)      организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
3)      обеспечение безопасности жизнедеятельности участников городского оздоровительного лагеря;
4)      поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
5)      развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников.
 
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:
1)      физическое оздоровление школьников
2)     сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников
3)      развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
4)     содействие социализации учеников через организацию и проведение социальных проб.
 
Задачи программы:
1)      добиться увеличения количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2)      организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
3)      обеспечить увеличение проекта охвата учащихся группы риска организованными формами труда и отдыха;
4)      содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников.
5)      сохранение и укрепление здоровья детей
6)      обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем.
 
Прогнозируемый результат:
1)      сохранение и увеличение количества школьников охваченных организованными формами труда и отдыха на уровне 2013 года;
2)      обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
3)      увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
4)      сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
5)      участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
6)      обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
 
 
Программа рассчитана на детей 7-15 лет
Срок реализации - 18 дней I смена.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания, который функционирует при МКОУ Староаннинская СШ.
В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов.
Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, приёмных детей, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Паспорт программы.
Основания для разработки программы - Закон РФ “Об образовании”
- Конвенция о правах ребенка
- Распоряжение главы администрации Новоаннинского района «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2014г»
- Приказ директора МКОУ Староанниская СШ «Об организации отдыха учащихся в период летних каникул.»
-Районная целевая программа «Организация летнего отдыха и оздоровления детей»
 
Заказчик программы Районный отдел образования, культуры и спорта администрации Новоаннинского района
Цель программы Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период
Основные задачи программы - проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- развитие творческих способностей, расширение кругозора;
- воспитание культуры поведения;
-изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края;
-воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции;
-формирование у ребят навыков общения и толерантности;
-привитие навыков здорового образа жизни;
-создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей;
-создание условий для успех, формирование позитивного отношения к жизни.
Перечень основных мероприятий программы -Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
- Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
- Научно-методическое обеспечение
- Оздоровление детей и профилактика заболеваний
Ожидаемые результаты реализации Программы - Укрепление здоровья детей;
- Улучшение социально-психологического климата в лагере;
- Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Система организации контроля над исполнением программы Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря.
 
 
 
 
 
 
 
 
Распорядок дня
в летнем оздоровительном лагере
МКОУ Староаннинская СШ
на период с 2 по 27 июня 2014 года
 
1. 8.30 - 8.45 – утренняя зарядка
2. 8.45 – 8.55 – линейка
3. 9.00 – завтрак
4. 9.30 – 12.00 – работа по плану ( работа кружков, коллективные творческие дела, конкурсы, экскурсии и т.д.)
12.00 – обед
12.30 –14.00 – занятия по интересам
 Директор школы: А.И. Молчанов
Начальник лагеря:  Кочетков В.А.
 
 
 
 
ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЕ
 
День первый
 
2 июня
«Познакомимся поближе»
1.Встреча детей
2.Завтрак.
3.Ознакомление с планом работы лагеря. Открытие лагеря.
4. Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей».
5.Спортивные состязания на свежем воздухе «Весёлые старты», посвящённые Дню защиты детей.
6.Трудовой десант.
7. Обед.
8.Настольные игры.
 
День второй
 
 
 
3 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Работа кружка «Юный мастер».
4. Просмотр мультфильмов (ДК).
5.Обед.
6. «В гостях у доктора Айболита», викторина.
 
День третий
 

4 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Беседа «Правила поведения на воде. Оказание первой медицинской помощи при укусе змей».
4.Игры на спортивной площадке.
5.Обед.
6. Весёлые загадки.
 
 День четвёртый

 
5 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Подвижные игры.
4. Дискотека (ДК).
5.Обед.
6.Викторины.
7. Занятия по интересам.
День пятый
 
  6 июня
1.        Линейка.
2.        Завтрак.
3.        Конкурс знатоков
4. Спортивно-игровая программа (ДК).
5. Обед
6. Конкурс рисунков.
День шестой
 
9 июня
Линейка.
Завтрак.
Трудовой десант
Географическая викторина «По родной стране».
Обед.
Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
Шашечный турнир.
День седьмой

10 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Пушкин день « К нам приходят Пушкинские сказки. Добрые как сны…» (ДК)
4.Просмотр мультфильмов
5. Обед.
6. Конкурс чтецов стихов А.С. Пушкина.
7. Конкурс рисунков « Герои пушкинских сказок».
 
День восьмой
 
11 июня
1.Линейка.
2.Завтрак
3. Веселые старты
4.Минутка здоровья «Правильное питание»
5. Просмотр научных фильмов.
6. Обед.
7. Занятия по интересам.
 
День девятый
 
16 июня
1.Линейка.
2.Завтрак
3. Спортивно-игровая программа (ДК)
4. Дискотека (ДК)
5.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
6.Обед
7. Конкурс рисунков «Удивительные миры»
 
День десятый
 
17 июня
1.Линейка.
2.Завтрак
3.Праздник необычных цветов .
( использование вторичного сырья)
4. Просмотр мультфильмов.
5. Обед
6. Спортивные игры на воздухе.
 
 
День одиннадцатый
 
  18 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3. Рыцарский турнир
4.Просмотр мультфильмов (ДК)
5.Игра.
6.Обед.
7. Беседа о правилах поведения на водоёмах.
 
День двенадцатый
  19 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3. Музыкальный калейдоскоп.
4.Турнир по шашкам.
6.Обед.
7. Игры по интересам 
День тринадцатый
 
  20 июня
1.Линейка.
2.Завтрак
3. Дискотека (ДК)
4. Техника безопасности при езде на автобусе, правила дорожного движения. Техника безопасности при играх футбол, пионербол, беге и т. д.
5.Обед
6. Просмотр научных фильмов.
День четырнадцатый
  23 июня
1.Линейка.
2.Завтрак
3.Спортивно-игровая программа (ДК)
4. Спортивная эстафета по правилам дорожного движения.
5. Обед.
6. Подвижные игры.
7.Занятия по интересам.
День пятнадцатый
 
24 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Трудовой десант.
4.Просмотр научных фильмов.
5.Обед.
6. Подвижные игры
7. Занятия по интересам.
 
День шестнадцатый
 
25 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3. Игровая программа «Пешеход, велосипедист, водитель».
4.Просмотр мультфильмов (ДК)
5. Обед.
6. Викторина «Светофорик».
7. Занятия по интересам
 
День семнадцатый
 
26 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Экологическая викторина.
4.Минутка здоровья «Книги о здоровье»
5. Конкурс рисунков «В каждом рисунке – сказка»
6. Обед.
7. Показ сказок.
День восемнадцатый
27 июня
1.Линейка.
2.Завтрак.
3.Соревнование по мини-футбол.
4. Торжественное закрытие лагеря (ДК)
5. Праздничный обед