Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.



«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д.Куганаволок
_________________Лёвина Л.Р.
« ____ » ____________2014г.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Водлозёры» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ООШ д.Куганаволок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Куганаволок Пудожского района
2014 год
Название  программы: Летний оздоровительный лагерь «Водлозёры»
с дневным пребыванием детей.
Место реализации программы: МКОУ ООШ д.Куганаволок Пудожского района
Адрес учреждения: 186154 Республика Карелия, Пудожский район, д.Куганаволок т.3-01-54
Руководитель ОУ: Лёвина Л.Р.
Составитель: Левина Е.А – учитель начальных классов.
Продолжительность: 21 день
Время реализации: Июнь 2014 года,
9.00-15.00 ежедневно (кроме воскресенья)
Количество детей: 14 человек.
Возраст: 7-10 лет
Цель: Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Задачи: - организация интересного, полноценного отдыха детей;
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
- приобщение детей к здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование сплоченности, чувства коллективизма;
- повышение уровня коммуникативной компетенции, социальное развитие и личностный рост учащихся;
- совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
  Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение  к общественно- полезной работе. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной  деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня  самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ООШ д.Куганаволок выполняет функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он  является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной  и физической  деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально-экономической жизни общества расширил их. Сегодня вся работа летнего лагеря тесно связана с образовательным и воспитательным процессом школы и направлена на реализацию экспериментальных  площадок «Здоровое поколение» и «Развитие тьюторских практик как обязательное условие построения системы непрерывного образования» в период летних каникул.
Процесс  организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка  в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена  система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.  
Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть  трудности  возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит  выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют  кругозор детей, развивают  у них любознательность.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение учебно-воспитательного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
 
Ожидаемые результаты:
Оздоровление воспитанников в результате закаливающих процедур, укрепление их здоровья по средствам профилактических мер.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Получение навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
Создание благоприятного микроклимата для развития коммуникативных способностей и толерантности воспитанников.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора.
Программа реализуется на основе принципов:
создание условий для реализации своих  способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
организация досуга с  учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка;
приветствие и принятие инициативы ребенка;
создание  безопасных условий для проведения  всех мероприятий;
профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
обеспечение достаточным количеством оборудования и материалов для организации полноценной работы лагеря;
равномерное  распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне;
позитивно решать  конфликтные ситуаций;
осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря.
Основное содержание и формы реализации программы
Физкультурно–оздоровительное направление:
1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработку и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
 Основные формы организации:
утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на спортивной площадке  (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон);
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;
эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);
часы  здоровья;
солнечные ванны (ежедневно);
воздушные ванны (ежедневно).
В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги,  беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей  ловкость и смекалку, помогают им развивать различные  двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении  спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После  конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх,  включающих  все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпускаются профилактические газеты.
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Художественно – творческое направление:
2 БЛОК  «Цветик - Семицветик»   осуществляется через:
изобразительная деятельность (конкурсы  рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;
творческие конкурсы («Коллективное панно»);
игровые творческие программы («Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки»);
творческие игры («Если был бы я волшебником»);
праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);
выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии  художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
Трудовое направление:
3 БЛОК   «Трудовой десант» осуществляется через:
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, работа на школьной клумбе);
коллективные трудовые дела.
Работа направлена на  развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Досуговое  направление:
4 БЛОК   «Веселые ребята»  осуществляется через:
вовлечение наибольшего количества  ребят  в различные формы организации досуга;
организацию  деятельности творческих мастерских.
         В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного и нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
     Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Интеллектуальное направление:
5 БЛОК   «Умники и умницы» осуществляется через:
проведение интеллектуальных игр;
посещение музеев;
проведение тематических библиотечных часов;
игровая программа по ПДД;
викторины, интеллектуальные марафоны;
организация игр «Что? Где? Когда?», «Звёздный час»;
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Наличие программы лагеря, плана-сетки, планов на день.
Должностные инструкции участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
РЕЖИМ ДНЯ
9.00 – Сбор детей.
9.00 – 9.15 – Зарядка.
9.15 – 9.25 – Линейка.
9.25 -  9.45 – Завтрак
9.45 – 10.45 – Общественно-полезный труд.
10.45 – 12.00 – Мероприятия по плану
12.00 – 13.00 – Спортивно-оздоровительный час.
13.00 – 13.30 – Обед.
13.30 – 15.00 – Мероприятия по плану.
15.00 – Уход домой
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
 
ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРЯ.
Дата № п/п. Мероприятие Время проведения Место проведения
02.06. 1. Открытие лагерной смены.
Организация работы. Оформление стенда. 10.45-11.30 зал
2. Инструктаж по т/б и предупреждению ДТП 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивно-игровая программа, посвящённая дню защиты детей. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Развивающая игра «Отгадай слова». 13.30-14.15 кабинет
5. Музыкальный час. Разучивание песен. 14.15-15.00 кабинет
03.06. 1. Игра «Звёздный час». 10.45-11.30 зал
2. Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение». 11.30-12.00 кабинет
3. Подвижные игры на свежем воздухе. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах». 13.30-14.15 кабинет
5. Творческая мастерская. Коллективное панно. 14.15-15.00 кабинет
04.06. 1. Час книги. Путешествие по русским народным сказкам. 10.45-11.30 кабинет
2. Практическое занятие «Оказание первой доврачебной помощи». 11.30-12.00 кабинет
3. Игра- соревнование «Эстафетный бег». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Беседа «Вредные и полезные растения». 13.30-14.15 кабинет
5. Конкурс рисунков «Наша школьная страна». 14.15-15.00 кабинет
05.06. 1. Игра «Считай, смекай, отгадывай». 10.45-11.30 кабинет
2. Минутка здоровья «Правильное питание». 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивный час «Мой весёлый, звонкий мяч». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Музыкальный час. Разучивание песен. 13.30-14.15 кабинет
5. Подвижные игры на свежем воздухе. 14.15-15.00 Спортивная площадка
06.06. 1. Клуб любителей поэзии «Моё любимое стихотворение». 10.45-11.30 кабинет
2. Игра «Что? Где? Когда?» 11.30-12.00 кабинет
3. Соревнование по пионерболу. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Беседа «Личная гигиена». 13.30-14.15 кабинет
5. Настольные игры.
14.15-15.00 кабинет
07.06. 1. Игровая программа «К тайнам природы». 10.45-11.30 кабинет
2. Конкурс рисунков «Всё обо всём». 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивный час. Эстафеты. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Конкурс знатоков пословиц. 13.30-14.15 кабинет
5. Игры со скакалками, обручами. 14.15-15.00 спортивная площадка
08.06. 1. Игровая программа «Если я был бы волшебником» 10.45-11.30 кабинет
2. Минутка здоровья «Осанка- основа красивой походки». 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивная игра «Форд Боярд» 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Творческая мастерская «Бумажная мозаика». 13.30-14.15 кабинет
5. Подвижные игры на свежем воздухе. 14.15-15.00 спортивная площадка
09.06. 1. «Литературная гостиная». 10.45-11.30 кабинет
2. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце». 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Игра «Путешествие во времени». 13.30-14.15 кабинет
5. Беседа «Мы пассажиры» о правилах поведения в транспорте. 14.15-15.00 кабинет
10.06. 1. Поездка в г.Пудож.
Посещение краеведческого музея.
Просмотр кинофильма. 11.06. 1. Час книги. Чтение сказок разных народов. 10.45-11.30 кабинет
2. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров!» 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивное соревнование «Большие гонки». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Музыкальный час. 13.30-14.15 кабинет
5. Творческая мастерская. Аппликации. 14.15-15.00 кабинет
12.06. 1. Развивающая игра «Угадайка». 10.45-11.30 кабинет
2. Беседа «Этикет общения». 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивное соревнование по ПДД. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Литературная викторина. 13.30-14.15 кабинет
5. Подвижные игры на свежем воздухе. 14.15-15.00 кабинет
13.06. 1. Конкурс «Кто же наши девочки, кто же наши мальчики? 10.45-11.30 кабинет
2. Экскурсия в природу «Мой лес». 11.30-13.00 экскурсия в природу
3. Фестиваль цветов. 13.30-14.15 кабинет
4. Творческая мастерская. Оригами. 14.15-15.00 кабинет
14.06. 1. Час книги. Писатели о детях. 10.45-11.30 кабинет
2. Рисование на тему «Мой родной край». 11.30-12.00 кабинет
3. Весёлые старты. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Минутка здоровья. Закаливание. 13.30-14.15 кабинет
5. Творческая мастерская. Конструируем из коробок. 14.15-15.00 кабинет
16.06. 1. Путешествие в замок спорта. 10.45-11.30 кабинет
2. Беседа «Это полезно знать». 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивная игра «Зов джунглей». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Занимательные задания, ребусы. 13.30-14.15 кабинет
5. Праздник русских народных игр. 14.15-15.00 спортивная площадка
17.06. 1. Игровая программа «Пешеход, велосипедист, водитель». 10.45-11.30 зал
2. Показываем фокусы. 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивный час. Соревнования – поединки. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Творческая мастерская. Сувениры. 13.30-14.15 кабинет
5. Настольные игры. 14.15-15.00 кабинет
18.06. 1. Игровая программа «По лесным тропинкам». 10.45-11.30 зал
2. Беседа «Поговорим о культуре поведения». 11.30-12.00 кабинет
3. Военно-спортивная игра. 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Викторина «Знатоки спорта» 13.30-14.15 кабинет
5. Конкурс рисунков «Земля- наш общий дом». 14.15-15.00 кабинет
19.06. 1. Развивающая игра с буквами и словами. 10.45-11.30 кабинет
2. Минутка здоровья «Твой организм». 11.30-12.00 кабинет
3. Игра-соревнование «В поисках сокровищ». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Игра «Счастливый случай». 13.30-14.15 кабинет
5. Творческая мастерская. Плетение. 14.15-15.00 кабинет
20.06. 1. Час книги. «Наши друзья – животные». 10.45-11.30 кабинет
2. Музыкальный час. Разучивание песен. 11.30-12.00 кабинет
3. Игра- соревнование «Дорогой Олимпийского огня». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Творческая мастерская. Лепка игрушки. 13.30-14.15 кабинет
5. Спортивный час «Игра принимает всех». 14.15-15.00 спортивная площадка
21.06. 1. Конкурс рисунков «Хоровод цветов». 10.45-11.30 кабинет
2. Анкетирование. 11.30-12.00 кабинет
3. Спортивный праздник «Вместе дружная семья». 12.00-13.00 спортивная площадка
4. Праздник закрытия лагеря.
Почта лагеря «Пожелания от всей души». 13.30-15.00 зал
5.