ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» Возраст детей 7 – 13 лет
Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы
Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании Директор МБУДО ЦВР
методического совета МБУДО ЦВР ______________ О.Н. Ковалева
протокол №___ от «___» _______2015 приказ №___ от «___» ______2015
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
Возраст детей 7 – 13 лет
Срок реализации: июнь - август
Автор
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Лексау Людмила Михайловна
Новый Ургал
2015 год
Информационная карта программы
Полное название программы Программа «Планета Детства» при МБУ ДО ЦВР п. Новый Ургал
Тип лагеря Детский летнеий оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
Основание для разработки программы Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Законя РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г.
№ 124-Ф3;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Приказ Минобразования России от 13.07.01 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.25.99-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Авторы программы Лексау Людмила Михайловна
Руководитель программы Ковалева Ольга Николаевна
Организация – исполнитель программы МБУ ДО ЦВР п. Новый Ургал
Адрес организации Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п. Новый Ургал, ул. Южная д. 2а
Телефон (421-49) 4–41–93
Форма проведения Летний лагерь с дневным пребыванием детей
Цель программы Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Специализация программы Разностороннее развитие детей, приобретение навыков коллективно-творческой деятельности и жизненного опыта.
Сроки проведения Июнь – август 2015 года
Место проведения МБУ ДО ЦВР и МБОУ СОШ № 11 п. Новый Ургал
Количество воспитанников 15 – 20 учащихся, 1 отряд
Целевые группы Учащиеся объединений Центра внешкольной работы в возрасте 7 – 13 лет
Условия участия в программе Заявления родителей участников программы
Пояснительная записка
Ура-а-а-а-а-а! Каникулы! Сколько радости в этих детских возгласах.
Ожидание летних каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых книгах, играх, прогулках, встречах с друзьями и отдыхе от обязательных занятий в школе. Это - новый образ жизни в детском коллективе, вне обычной атмосферы.
Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема, в решение которой неоценима помощь взрослых и, прежде всего педагогов.
Для того чтобы отдых детей сделать полноценным, была разработана программа организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей для лагеря с дневным пребыванием детей школьного возраста «Планета детства».
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа педагогов центра совместно с работниками поселковой библиотеки, музея и ДК.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Цель программы: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Основные задачи программы:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Поддержка, защита, развитие и оздоровление ребёнка в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности;
Организация разнообразной досуговой деятельности, используя, прежде всего, активное общение с природой, как уникальную возможность летнего времени;
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, коммуникативных способностей;
Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Актуальность. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей школьного возраста является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, физкультурно-спортивного развития, художественно-эстетического творчества, гражданско-патриотического, экологического и социального воспитания ребенка. Это система, способствующая развитию ребенка как социальной личности, его духовного, физического и творческого саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.
Отличительной особенностью данной программы является направленность деятельности по блокам: организационный, оздоровительный, творческий, познавательный и досугово-информационный.
Досуг, игры, тренинги будут побуждать детей к приобретению новых знаний по здоровьесберегающим технологиям и ответственному отношению к окружающей среде, к серьезным размышлениям и принятию здорового, активного образа жизни, к умениям и практическим навыкам самоуправления, к выстраиванию конструктивной коммуникативной линии поведения и социально-гражданской позиции.
Поэтому программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, развивающие мероприятия, которые позволят детям без значительных материальных затрат оздоровиться, обучиться – узнавая много нового, полноценно и интересно отдохнуть.
Принципы реализации программы:
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: каждый ребёнок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
ГУММАНИЗМА: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить идеи, мысли, предложения;
ДЕМОКРАТИЗМА: принцип, основанный на сотрудничестве и поддержке каждого ребёнка в лагере;
ТВОРЧЕСТВА: принцип, характеризующий основную сторону жизни летнего детского коллектива, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
НРАВСТВЕННОСТИ: принцип, способствующий нравственной направленности самовыражения личности;
ДОВЕРИЯ И ПОДДЕРЖКИ: принцип основывается на том, что к каждому ребёнку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверительно и поддерживать его.
Участниками данной программы являются учащиеся центра в возрасте от 6 до 15 лет. Из них организуется один отряд в количестве 15 – 20 человек. Продолжительность смены – 18 дней.
Данная программа составлена на период летних каникул для разновозрастного отряда, где будут отдыхать дети школьного возраста, где подростки будут являться старшими товарищами, помощниками и наставниками младшим, применяя метод соуправления.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной системе организации и планирования лагерной смены. Дети являются соучастниками содержания своего отдыха.
В рамках лагерной смены у педагогов появляется возможность управлять процессом неформальных взаимоотношений детей, корректируя отношение маленького человека к окружающей действительности и своему внутреннему миру. Ребёнок, уходя домой, продолжает жить жизнью лагеря: он получает задание к завтрашнему дню, информацию о том, что ждёт его завтра. В подготовке к новому дню можно подключить и родителей.
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
2 воспитателя.
Руководители спортивных секций и творческих мастерских.
Обслуживающий персонал (завхоз, медик, уборщица)
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация центра. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность. Организует инструктаж персонала о мерах обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, пожарной безопасности; составляет отчетную документацию.
Руководители спортивных секций - проводят ежедневно зарядку, организуют, и проводят различные соревнования, эстафеты, походы и спортивные праздники.
Руководители творческих мастерских создают благоприятные условия для развития индивидуальных творческих способностей ребенка, проводят мастер – классы, конкурсы и выставки.
Воспитатели организуют оздоровительно-воспитательную и досуговую деятельность воспитанников в течение дня, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация и участие в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда, обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, соблюдение детьми режима дня лагеря, порядок и чистоту в помещениях и на территории лагеря.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Прогнозируемый результат:
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Мониторинг реализации программы:
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.
Механизм реализации программы:
№
п/п Направление программы Формы деятельности Сроки проведения
1. Организационный блок: планирование;
анкетирование.
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
подбор кадров;
подготовка к сдаче приемной комиссии;
организация питания в лагере дневного пребывания;
формирование отряда. апрель – июнь
2. Оздоровительный блок:
включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
принятие солнечных и воздушных ванн;
подвижные игры на свежем воздухе;
беседы о вредных привычках и здоровом образе жизни;
спортивные праздники;
эстафеты и соревнования;
походы;
работа спортивных секций; Июнь – август
3. Творческий блок:
включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, формирование основ культуры умственного и физического труда. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. коллективно-творческая деятельность;
работа творческих мастерских;
оформление отрядного уголка и летописи мероприятий;
конкурсы. Июнь – август
4. Познавательный блок:
Включает в себя получение новых знаний при посещении музея, библиотеки и подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, беседам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. посещение краеведческого и поселкового музея;
беседы;
экскурсии в природу;
библиотечные часы. Июнь – август
5. Досугово-информационный блок:
Включает в себя процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, формирования личности и целостного детского коллектива. участие в общелагерных мероприятиях;
викторины, конкурсы;
праздники;
трудовые десанты;
игры;
просмотры фильмов. Июнь – август
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (апрель-май):
- Разработка программы лагеря;
- Посещение совещаний, семинаров по подготовке к летнему отдыху детей, организуемых в районе;
- Взаимодействие с заинтересованными организациями (договоры, заявки...);
- Методическое обеспечение лагеря;
- Подготовка организационно-управленческой документации.
Организационный этап (апрель-июнь):
- Подбор педагогических кадров; в основном сохраняется состав педагогов, работавших в предыдущие годы;
- Формирование штатного расписания работников лагеря;
- Прием документов и запись детей в лагерь (по заявлению родителей);
- Формирование списков детей;
- Подготовка и проведение педсовета «Организация работы летнего лагеря дневного пребывания» (обсуждается тема и план работы, количественный);
- Методическое обеспечение лагеря;
- Материально-техническое обеспечение лагеря;
- Инструктивно-методическое совещание администрации и руководителей лагеря «Организация воспитательного процесса в лагере», (утверждается план и режим работы, штат и должностные обязанности работников лагеря);
- Медосмотр работников лагеря;
- Подготовка к приему детей в лагерь;
- Приемка лагеря комиссией;
- Зачисление детей в лагерь.
Этап реализации (июнь - август):
- По содержанию программы;
- По режиму дня;
- По плану мероприятий программы;
- По отчетной документации.
УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение
а) Территория и помещения:
- отрядные комнаты – кабинеты;
- туалеты, умывальник, раздевалка;
- актовый зал на 30 посадочных мест;
- танцевальный и тренажерный залы;
- стадион, игровые площадки;
- библиотека.
б) Спортивный инвентарь:
- мячи: резиновые, волейбольные, футбольные, баскетбольные;
- обручи, скакалки;
- шашки, шахматы;
- теннис, настольные игры.
в) Оборудование:
- столы, стулья;
- аптечка первой медицинской помощи;
- питьевая вода и одноразовые стаканчики;
- планшет, мультимедийный проектор, экран;
- набор материалов для работы творческих мастерских
- цифровой фотоаппарат;
- принтер;
- цветной телевизор, DVD;
- музыкальный центр для проведения концертов.
Этап реализации Сроки Действия Ожидаемый результат Ответственный
Аналитический Май – июнь
1. Утверждение программы работы летнего оздоровительного лагеря.
2. Комплектование участников реализации программы.
3. Создание условий для реализации программы. Утверждение программы, подготовка документации для работы лагеря, подбор кадров и утверждение списков детей. Директор МБУДО ЦВР, начальник лагеря
Практический Июнь – август 1. Диагностика творческого потенциала ребят.
2. Вовлечение в коллективно-творческие дела, спортивно-оздоровительную деятельность.
3. Работа творческих мастерских.
4. Мониторинговая деятельность. Выявление задатков и способностей на основе диагностики, развитие творческого потенциала ребят. Оздоровление учащихся, поддержание спортивных успехов. Начальник лагеря, воспитатели, руководители творческих мастерских и спортивных секций
Обобщающий август
1. Анализ работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета Детства» при МБУДО ЦВР п. Новый Ургал.
2. Определение направления работы лагеря на следующий год. Оценивание работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета Детства». Определение перспективы развития лагеря.
Директор МБУДО ЦВР, начальник лагеря
ЛИТЕРАТУРА
Лушина Т.И Современные подходы к составлению программы//Народная школа, №2 (95) 2008.
Лушина Т.И., Рябинина Н.В. Организация лагерной смены// Народная школа, №3 2008.
Лушина Т.И., Рябинина Н.В. Программа профильной смены как модель будущей деятельности пришкольного летнего лагеря в условиях модернизации образования.Приложение №1
Законы и Заповеди
лагеря «Планета Детства»
Законы:
* Закон поднятой руки
* Закон точного времени
* Закон доброты
* Закон порядочности
* Закон дружбы
* Закон безопасности
* Закон взаимовыручки
Заповеди:
* Помни: не зная прошлого, не построишь будущего
* Один за всех и все за одного
* Порядок, прежде всего
* Каждое дело вместе
* Всё делай творчески, а иначе зачем?
* Даже если трудно, доведи дело до конца
* Чистота – залог здоровья
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.