Внеурочное занятие по Краеведению на тему Храмы родного края (2 класс)
Тема «Храмы родного края»
Цель: организовать деятельность обучающихся с целью изучения храмовой архитектуры Воронежского края.
Планируемые результаты: младшие школьники узнают о церковных архитектурных памятниках родного края; научатся добывать необходимую информацию с помощью различных источников и использовать её для достижения учебной, личносгно значимой цели.
Оборудование: видеоролик «Калачеевские пещеры»: презентация PowerPoint «Храмы родного края»; кроссворд; ребус; карточки для групповой работы.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Мы рады приветствовать гостей на нашем внеурочном занятии.
Желаю теплого весеннего настроения, а ребятам успешной работы!
II. Актуализация знаний.
Игра «Доскажи словечко».
Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола.
Звонкие колокола.
Бим-бом. Дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утром и вечерам..
Это ... (православный храм).
III. Самоопределение к деятельности.
Как вы считаете, необходимо ли знать историю храмов родного края? Почему?
Знаете ли вы, какие храмы являются церковными памятниками архитектуры Воронежского края?
- Хотите полюбоваться их красотой, лучше узнать их удивительные истории?
IV Работа по теме занятия.
Просмотр видеоролика «Россия - мои купола Золотые».
- На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.
Храмов золотые купола,
Как чудесны вы под ярким солнцем!
Старина в вас будто ожила,
Красотою звонкой так и льётся.
- И об одном из храмов Воронежского края нам расскажет Юра, а вы внимательно послушайте и потом ответите на вопросы.
(Проект в сопровождении слайда с изображением Успенско Адмиралтейского храма)
- Почему Успенский Адмиралтейский храм является памятником, связанным с историей кораблестроения в России?
- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут запомнить правила поведения для мальчиков и девочек, посещающих храм.
Мальчику. Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Богомольцев не толкай,
Никого не осуждай.
Разговоры прекрати,
Телефон свой отключи.
Хоть старушка, хоть девица,
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
И скажу вам от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
VI. Динамическая пауза.
А сейчас я посмотрю, как же вы запомнили церковный этикет.
Если я буду называть правильно, то вы хлопаете, а если нет, то топаете.
Девочке можно заходить в храм без платка.
Мальчик в храме снимает головной убор.
Девочкам нельзя заходить в храм в брюках.
В храме можно разговаривать по телефону.
Можно толкаться, осуждать людей.
Нужно слушать проповедь отца.
Из храма можно выходить, не достояв службу.
Приложиться к кресту и дать обещание Христу.
VII. Продолжение работы по теме занятия.
Посмотрите на один из рисунков и скажите, какой из храмов вы знаете?
Видеоролик про Калачеевские пещеры
Золотые купола России
Наших русских храмов и церквей
Засверкали солнцем в небе синем,
Православных радуя людей!
И волшебным, колокольным звоном,
Пробуждая чувства и сердца,
Призывают всех - прийти с поклоном,
И очистить души до конца...
И забыть про распри и раздоры,
Попросить прощенья, и простить.
Ведь надежда сможет сдвинуть горы,
Если свято верить и любить!
Пусть сияют вечно в небе синем,
Донося свой звон в любую глушь,
Золотые купола России –
- Маяки спасенья наших душ!
Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности.
Виртуальная экскурсия по храмам Калачеевского района.
VIII. Продолжение работы по теме занятия.
1. Практическая работа по группам
(Дети получают набор иллюстративного материала «Храмы родного города» и в РТ Задание 2 (с.48))
В ходе коллективного исследования узнайте храм г. Воронежа или своего города по описанию и иллюстрациям.
1.Внимательно рассмотрите иллюстрации храма.
2.Какое имя он носит? Подпишите.
3.Придумайте прилагательные, которые передали бы красоту этих храмов.
2. Разгадывание кроссворда.
Вопросы.
Площадка перед входом в храм.
Он похож на пламя горящей свечи.
Самая «громкая» часть храма
Он находится на «макушке» храма
Название главного или большого храма города или монастыря
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IX. Рефлексия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
(Ответы детей.)
Вывод:
Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
(Звучит колокольный звон)
Кто догадался, что это за колокольный звон? Когда так звонят в колокола?
А может кто –то знает, что за православный праздник сегодня отмечают все христиане?
И сейчас нам об этом празднике расскажут девочки Настя и Даша.
(Презентация Благовещение)
Музыкальный подарок от девочек.
15