Применение логико-смысловых моделей в преподавании геометрии в школе


ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИКО - СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОМЕТРИИ В ШКОЛЕ
Егорова Н.Т., учитель математики МАОУ Лицей № 58 г.Уфа РБ
Nurya.egorova@yandex.ruВ основе современной модернизации российского образования лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся Дидактическая многомерная технология (или сокращенно ДМТ) В.Э. Штейнберга. Основой ДМТ являются так называемые логико-смысловые модели (ЛСМ). Модель содержит необходимый минимум самой важной информации по теме. Как составляют логико-смысловые модели? Диск – это место записи для темы. На координатах мы отмечаем вопросы, которые необходимы для рассмотрения данной темы, причем в логической последовательности. «Узелки» со словосочетаниями (или с формулами) на координатах – это и есть та опорная информация, на основе которой строится рассказ у доски, ответ на экзамене.
Логико-смысловые модели помогут систематизировать знания, быстро и полно повторить основные моменты той или иной темы. На уроках геометрии очень часто каждое высказывание или теорема и ответ на вопрос должны, как правило, сопровождаться демонстрацией чертежа. Причем чертежи и условия теорем должны находиться перед глазами учащихся в процессе изучения темы. Когда обучающиеся наглядно видят условие, то легче решить задачи. По этой причине ЛСМ оказывает неоценимую помощь в усвоении и закреплении новых понятий и теорем.
Упражнения с помощью ЛСМ способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, обучают их умению грамотно рассуждать, находить в них общее и делать различие, сопоставлять и противопоставлять, делать правильные выводы. При изучении теоретического материала по геометрии с помощью логико-смысловой модели происходит активная мыслительная деятельность учащихся, что, в свою очередь, приводит к эффективному непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Большое значение имеет и то, что учащиеся с большим удовольствием предпочитают выполнять упражнения с помощью ЛСМ и самим составлять такие модели.
Предлагаемая методика проведения уроков с использованием ЛСМ, несомненно, способствует повышению творческой активности учащихся, развитию логического мышления, является эффективным средством усвоения и закрепления теоретического материала.
Ученик может применить ЛСМ:
- при подготовке к уроку или контрольной работе прочитать и обдумать соответствующую модель;
- при решении задач по данной теме использовать соответствующую модель в качестве справочника;
- после уроков по данной теме самому составить ЛСМ, добавить, изменить данную модель, отметить изученные в классе вопросы;
- при итоговом повторении материала, прежде всего просмотреть ЛСМ;
- использовать ЛСМ как план ответа на устном экзамене или зачете.
Учитель может использовать ЛСМ:
- при подготовке к уроку;
- при объяснении нового материала;
- проводить письменный или устный опрос с помощью ЛСМ по конкретной теме;
- во время проведения самостоятельной работы;
- проводить с помощью ЛСМ комплексное или тематическое повторение.
Мною представлены логико-смысловые модели по некоторым разделам школьного курса геометрии (планиметрии). В каждой ЛСМ кратко изложены теория конкретного вопроса (определения, теоремы, следствия, свойства, признаки); приводятся чертежи и формулы (ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 6)
Литература
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Учебник для 7 – 9 классов, МОСКВА «Просвещение» 2010 -335с.
Балаян Э.Н. Геометрия. Задачи на готовых чертежах. Издательство:РнД «Феникс», 2009
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Геометрия в таблицах. Справочное пособие. М. Дрофа, 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6