ПОУРОЧНАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К УМК «ПЕРСПЕКТИВА» АВТОРОВ Л.Ф. КЛИМАНОВОЙ И ДР. (М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ). 3 КЛАСС.ОМОНИМЫ
Павлос Раиса Павловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №22»
город Майкоп, Республика Адыгея
ПОУРОЧНАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
К УМК «ПЕРСПЕКТИВА» АВТОРОВ Л.Ф. КЛИМАНОВОЙ И ДР.
(М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ). 3 КЛАСС.
ОМОНИМЫ
Цели: систематизировать знания об омонимах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать омонимы; использовать их в речи; делать выводы о значении омонимов в устной и письменной речи.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Прочитайте стихотворение шутку.
Леф, леопарт, носорок и верблютВ моем зоопарке тетрадном живут.
Ребята узнали про льфа с леопартомИ все покатились со смеха под парты.
Верблюты мои и мои носороки…
Весь класс потешался вчера на уроке.
Жаль, нету в природе подобных зверей,
Ну что же, отныне я буду умней.
И, чтоб не смешать понапрасну народ,
Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.
Т. Крючкова- Как автору удалось создать веселое настроение у читателей?
- Какое правило орфографии не знал герой этого стихотворения?
- Запишите правильно, каких зверей ученик хотел поселить в тетрадном зоопарке.
(Учитель может предложить детям карточки для индивидуальной работы.)
Найдите и исправьте ошибки.
Заплатка, моркофка, дождь, дорошка, водолаз, сережка, ландыж, булавка, книшка, скаска, дрозд, автобус, лофкий, скольский, грязь, берег, береска, сугроп, грипки, лошатка, жидкий.2.Подберите антонимы.
Тепло - …, правда - …, нищета - …, быль - …, польза - …, чистота - …, густо - … .Составьте предложения, а из них – рассказ.
Ша..ку, надел, теплую, шу..ку, и, Саша.
Моро.., на, сильный, дв..ре.Зина, и, Юра, сне..ки, в, играют.
Гла..кому, льду, к..ньках, на, к..таются, р..бята, по.III. Самоопределение к деятельности
- Как вы понимаете такое предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»? (Ответы детей.)
- Какую картинку можно было нарисовать?
- Как понимаете слово «банка»? (Банка – сосуд, банка – подводная мель.)
- Какую картину вы нарисуете теперь?
- Какой словарь поможет нам узнать значение слова? (Толковый словарь.)
- Как называются слова, которые одинаково произносятся, одинаково пишутся, но имеют разное значение? (Омонимы.)
На уроках будем говорить об омонимах.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 78
- Прочитайте «Узелки на память». Что такое омонимы?
Упр. 125 (с. 78)
(По заданиям. Коллективно.)- Обратите внимание, что омонимы имеют одинаковый звуковой и буквенный состав и разное лексическое значение (называют разные предметы).
- Назовите значение слова «Дождевик». (Шарообразный гриб с мякотью внутри, превращающийся при высыхании в темную пыль. Пальто из непромокаемой ткани.)- Назовите значение слова «ноготки». (Народное название календулы. Разговорное – ногти ребенка.)Упр. 126 (с. 78)
(Работа в паре.)
- С помощью толкового словаря определите значение каждого из слов – омонимов.
Шашки – настольная игра. Набор фигур из такой игры. Вид холодного оружия.
Стали – глагол, синоним слова «начали».
Из стали – изделие из твердого ковкого металла серебристо – серого цвета.
Косой – тот, кто имеет раскосые глаза. Косоглазый.
Коса – несколько прядей волос, сплетенных вместе (с чем? с косой). Орудие труда в виде узкого изогнутого лезвия с рукояткой, служащее для срезывания травы. Узкая длинная отмель, идущая от берега.
Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка делайте со мной
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 103 (с. 60)
(По заданиям. Коллективно.)- Спишите предложения. Подчеркните слова – омонимы.
(Кольца, козел, груша.)
Упр. 104 (с. 61)
(По заданиям. Работа в паре.)- Найдите по толковому словарю значения слов «лайка», «клуб», «рейд».
- Лайка – порода охотничьих и ездовых собак северной лесной зоны Европы и Азии. Сорт мягкой кожи.
- Клуб – большой клуб, имеющий шарообразную форму. Общественная организация, объединяющая людей на основе сходства интересов, занятий. Здание, помещение такой организации.
- Рейд – водное пространство вблизи берега у входа в порт, удобное для якорной стоянки судов. Набег, налет воинских частей в тыл противника для разрушения военных объектов. Внезапная проверка, производимая группой активистов.
VII. Рефлексия
Игра «Угадай слово»
Отгадайте и запишите слова-омонимы.
Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент. (Шпик.)
Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну а на стройке он другой:
Большой, подъемный и стальной. (Кран.)
Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишневый,
И даже детским он бывает.
Кто это слово отгадает? (Сад.)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.
- С какими новыми словами – омонимами познакомились?
- Что понравилось на уроке?
Домашнее заданиеВыполнить упр. 102 (с. 60) в рабочей тетради.