Статья по литературе на тему Развитие читательской культуры через изобразительный и выразительный мир художественного произведения


Выступление на городском семинаре учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов.
Автор: Каверзина Алена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего доклада «Развитие читательской культуры через изобразительный и выразительный мир художественного произведения»
Тот мир, что окружает ребёнка: обстановка, вещи, люди, одежда- всё это в художественном произведении мир изображённый. Однако в действительной жизни предметный мир ближе, понятнее и интереснее ребёнку, чем в художественном произведении. Поэтому сегодня я хотела бы обратить внимание на важность работы с художественной деталью при изучении литературного произведения. Художественная деталь - выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Многие ученые-методисты считают, что наблюдение над деталями активизирует творческую энергию и чувства учащихся, вызывают потребность выразить свои впечатления, помогают понять художественную идею целого, увидеть творческую индивидуальность автора. Я также считаю, что художественная деталь является одной из основных «приманок» текста.
Наиболее значимыми с целью литературного развития являются:
Изобразительные детали (вещные, пейзажные)
Характерологические (портрет)
Детали-образы (цвет, звук)
Детали-лейтмотивы
Безусловно, анализируя произведение, каждый из нас обращает внимание на эти детали. Я остановлюсь на одной из них- вещная деталь
МИР ВЕЩЕй в литературном произведении — художественное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежда, оружие, детали интерьера, украшения и т.п.
Мир вещей создается при помощи художественных деталей, которые косвенно характеризуют человека: например, книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича («Мертвые души» Н. В. Гоголя).
Я бы хотела познакомить с приёмами анализа мира вещей в художественном произведении. Одним из таких приёмов является «Диалог неодушевленных предметов». Подобные диалоги знакомы детям, поэтому предлагаемая работа не вызовет у учащихся затруднения, напротив, станет своеобразной и увлекательной игрой. Меня же этот приём привлек не только своей сказочностью и игровым компонентом, но и развитием внимания к предметам и вещам.
Для начала сделаем психологическую установку:
- Древние египтяне, японцы и китайцы считали, что всё имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и даже такие вещи, например, как соль и сахар. Они называли окружающий нас мир «Живой Реальностью», которая была полна живого одушевленного существования. В каждом предмете и вещи присутствовала личность и проявляла свою волю. Например, житель Месопотами мог прибегнуть к помощи дружеского существа Соли, чтобы избавиться от злых чар. Попробуем и мы с вами представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Что они могут рассказать друг другу?
Учащиеся должны придумать и записать диалог. Работа может проводиться в парах. В этом случае дети могут передать диалог в лицах. Темы для таких диалогов выбираем, соотнося их со смыслом нужного нам контекста произведения или эпизода: например, «О чем могли говорить зеркальце и лавка, под которую бросила его царица? («Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях»); или «О чем могли бы поведать друг другу розы, вырванные Каем из цветника Герды?». Конечно, этот приём рассчитан на творческое домысливание и может привести к известному «отлёту» от текста. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно обращать глаза детей к тексту, чтобы держать их фантазию в границах авторского видения. Этот вид работы помогает проникнуть в суть происходящего, глубже понять героев, их настроение, переживания, мотивы их поступков; помогает увидеть какие-то смысловые связи в произведении, не выявляющиеся в процессе первоначального чтения.
Покажем применение ещё одного приёма, который называется «Музей литературного героя» (174-175). Применение этого приёма нуждается в предварительной подготовке. Учитель или несколько учеников из класса готовят уголок литературного героя, где будут собраны или куда можно поместить вещи, принадлежащие тому или иному литературному герою. Остальные учащиеся должны узнать героя по собранным вещам. Но и не только. На полке могут находиться вещи, которые не названы в тексте, но могли бы принадлежать этому герою, или, наоборот, являются чуждыми ему или вообще принадлежат другому герою. Учащимся предлагается разобраться в представленной коллекции и доказать необходимость той или иной вещи с опорой на знания текста. При этом, конечно, необходимо не просто хорошо знать текст, но и понимать героя. Так, например, в «музее», посвященном офицеру Жилину, представлены тряпичные куклы, сломанные часы, черствый хлеб, стакан воды, медицинская аптечка, письмо матери Жилина. Может быть, и письмо Жилина к матери, которое учащиеся составляют сами, исходя из знания и понимания характера этого героя в произведении. После «экскурсии» учащиеся могут домысливать с опорой на текст, что ещё могло быть в этом музее, чем можно его пополнить.
В «музее» Катерины Петровны- героини рассказа Паустовского «Телеграмма» может быть самовар, тёплый платок, стеклярусная шляпа, страусовые перья, сморщенные перчатки и …что ещё? Письмо Насте? Письмо от Насти? Что-то другое? Читаем в рассказе: «Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей». А вот теперь можно поразмышлять о чужой или недостающей вещи и её значении в жизни героев.
И ещё один вид работы, относящийся к литературному творчеству. «Откровение вещи» Если вещь одухотворена человеком, которому она принадлежит, значит она может нам что-то о нем поведать. Например, при изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» обращаем внимание на такую деталь, как кукла. Дети приносят на урок куклу, украденную Васей у Сони для Маруси. И эта кукла рассказывает нам доверительную историю – переживание сначала о Соне, потом о Васе и, наконец, о Марусе. Такой рассказ, сочиненный ребёнком, поможет ему самому глубже проникнуться происходящим на страницах произведения, почувствовать события, пропустить их через своё сердце.
ВЫВОД: Конечно, мы не открыли ничего нового, мы только напомнили о давно забытом, старом. Считаем, что предложенные нами приёмы не только приглашают учащихся к перечитыванию текста, но и актуализируют их внимание к изобразительному миру художественного произведения, заставляют пристальнее вглядываться в его поэтику, легко и непринужденно войти в мир культуры
Работая с текстами художественных произведений в старших классах, мы используем такие
Приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Чтение с пометками INSERT.
3.Двойной дневник.
Более детально с приёмом «Чтение с остановками» вас познакомит моя коллега Тирских Н.Н.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!