Методическая разработка раздела образовательной программы по изобразительному искусству и художественному труду «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
города Дзержинска Нижегородской области
Методическая разработка
раздела образовательной программы
по изобразительному искусству и художественному труду
«Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»
подготовила
учитель изобразительного искусства
Ильинская Жанна Сергеевна
г. Дзержинск
2013
1. Пояснительная записка.
Выбрана данная программа по изобразительному искусству (автор: Б.М.Неменский) в результате анализа всех действующих программ и материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (ФГОС). ФГОС определил новые задачи, значительно расширяющие сферу действия и назначения образовательных стандартов. Стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно- правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени: сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования. Однако сегодня всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов , обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Актуализация деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают «широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности , способностью к мобилизации и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В системе школьного образования изобразительное искусство несет в себе художественное развитие, которое осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные цели изучения изобразительного искусства в школе :
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир,как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека ;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Указанные цели реализуются на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития творческой, индивидуальной и коллективной деятельности школьников.
Моя методическая разработка раздела «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» составлена по программе Б.М.Неменского. Были проанализированы действующие программы по изобразительному искусству и выявлены особенности каждой.
Программа «Изобразительное искусство» авторов Кузина В.С., Шорохова Е.В.,Э.И.Кубышкина, С.П.Ломова и С.Е.Игнатова ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей,художественного вкуса, творческого воображения,пространственного мышления, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» ,разработанной под руководством Т.Я.Шпикаловой«Изобразительное искусство, которая ставит целью пробуждение у учащихся интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.
Программа же Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» ставит задачу духовного развития личности. Программа знакомит школьников с изобразительным, декоративным и конструктивным способами художественных восприятий деятельности, что на мой взгляд, широко развивает личность ученика и даёт более углубленные знания в области искусства.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Программа реализуется на каждый год обучения учебником для учащихся, которая образует комплекс со смысловой и логической последовательностью, обеспечивая целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Учебный материал для 5-9-х классов содержит системное изложение теоретических и практических навыков по декоративно-прикладному искусству, дизайну и архитектуре, изобразительному искусству в театре, кино, на телевидении, сопровождаясь красочными иллюстрированными примерами творчества.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, учитывая особенности учащихся того или иного класса.
Тематика 9 класса является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. 20 век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом, звуком и техникой. Синтетические искусства-театр, кино, телевидение-непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Именно поэтому, я считаю, что программа в 9 классе заслуживает особого внимания и изучения.
Программа строится в опоре на то же количество часов и содержит традиционные для школы разделы, что сопровождается последовательностью тем уроков.
Я выбрала программу Б.М.Неменского, так как она даёт самые большие возможности показать мои знания, умения преподавания данного раздела, позволяет эффективно организовать работу по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа предполагает усиление практической направленности обучения изобразительному искусству в области синтетических искусств: усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе работы в процессе фотографирования, киномонтажа, постановки театральных действий. Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления учащихся, что способствует овладению нормами изобразительного искусства, обогащению внутреннего мира учащихся, формированию понимания эмоционального и ценностного смысла творчества человека. Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.
2. Цели и задачи раздела.
Методичесая разработка раздела 1 четверти 9 класса «Изобразительный язык и имоционально-ценностное содержание синтетических искусств» включает в себя 8 часов. Разработка построена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского. В нее включены игры, тренинги, упражнения, этюды. Которые способствуют выявлению творческих способностей учащихся .Четверть я поделила на 3 этапа. На вводном этапе ,который длится 2 урока учащиеся знакомятся с историей возникновения фотографии, кино, театра , с разными видами театрального искусства.
На основном этапе, который длится 5 часа ,учащиеся знакомятся со сценографией, отличием бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене. При этом происходит практическая деятельность с учащимися:
проводятся репетиции, изготавливаются куклы и декорации.
На заключительном этапе количество часов которого составляет 1,учащиеся ставят спектакль, музыкальные номера с куклами.
Уроки проводятся в форме бесед с показом видеоматериалов, иллюстраций, фото, кукол; экскурсий в театр, просмотр спектаклей; практических занятий с изготовлением эскизов декораций и кукол; и в компьютерном классе (эскизы кукол, декораций, печать и т. д.).
Результатом всей работы по программе является творчески развитая личность ребенка, способная творчески мыслить, чувствовать, действовать и развиваться.
Результатом работы 1 этапа обучения является умение исследовать произведения различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента; анализировать и сценический и экранный образ; создавать сценический образ в форме игровых этюдов актеров, сочинять небольшие истории и сказки; изготавливать куклы и несложные декорации.
Результатом работы 2 этапа обучения является умение создавать театральные костюмы к придуманным персонажам, декорации к интерьеру, изготавливать куклы, сочинять небольшие истории и сказки ; анализировать театральную постановку, эмоционально выразительно преподать свою роль в спектакле.
Конечным этапом повседневной работы становится театрализованный показ , форму которого выбирают сами ученики: кукольный спектакль, кукольный концерт и т.д.
При изучении этой темы необходимо обратить особое внимание на развитие интонационных навыков речи учащихся, их артистичность и роль выразительности сценических средств, на умение применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. Необходимо указать учащимся на роль детали в создании сценического образа.
Раздел включает в себя материал, первоначальные знания, которые учащиеся получили в 3 классе. Материал подается концентрическим способом. Первоначальные знания о театре, о процессе создания театрально-сценического оформления, театральных костюмов учащиеся получили в 3 классе. В 9 классе учащиеся почувствовали себя настоящими, актерами, владеющими процессом актерского перевоплощения. Они знают, что такое актерское мастерство, сценография. Учащиеся познакомились с типами декоративного оформления спектакля, узнали об истории и процессе работы над фотографией, прониклись миром киносъёмки.
Учащиеся третьего класса умеют создавать театральные костюмы, маски, куклы для кукольного театра, они знакомы с понятием «сцена» и её оформлением плановости.
Однако входная диагностика 9А класса по данному разделу показала, что не все учащиеся с большим интересом отнеслись к работе над театральной постановкой. Учащиеся разделились в своих интересах по группам: увлечение фотографией, киносъёмкой, театральным действом. При этом каждый учащийся нашёл себя в том или ином занятии, что принесло свои положительные плоды. Учащиеся, как показала практика двух лет преподавания в 9-х классах, ребята с удовольствием участвуют в городских конкурсах фотографии, учавствуют в городских проектах с показом театрализованных представлений. Учащиеся 3-х классов с огромным удовольствием разрабатывают свои первые сценические персонажи. Театральная тематика пользуется большим вниманием у учащихся 3 классов. Они с удовольствием участвуют в конкурсах рисунков по сказочной тематике, которая соприкасается с театральной. Отсюда вытекают вопросы, которые необходимо решить в процессе изучения раздела:
- узнавание направленности интересов каждого учащегося на начальном этапе изучения раздела;
- учитывание способностей ребенка в работе над театрализованным представлением по ролям;
- прививание интереса к синтетическому искусству в целом.
Цели и задачи: формирование творческой личности средствами театральной педагогики;
раскрытие индивидуальных способностей детей через упражнения, этюды с куклами, театральные игры, сочинения историй, сказок;
развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений при работе с театральной куклой, упражнения на развитие речи и на дыхание;
развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости публичного выступления, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами, изготовление кукол и декораций; обогащение духовного мира через знакомство с музыкой, литературой, изобразительным искусством;
формирование мотивации к изучению изобразительного искусства через обращение к практической работе учащегося.
Актуальность
Изучение синтетического искусства как повышение грамотности в художественном познании культуры и самовыражения человека.
Активное проявление себя в коллективной деятельности и обогащение своего художественного мышления.
Повышение интереса обучающихся к исследовательской и практической работе на уроках изобразительного искусства.
Осмысление деятельности человека в выявлении искусства в процессе ежедневной жизни, умение видеть искусство вокруг себя.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости.
Основная особенность этого периода(15-16 лет) - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающееся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие, - уникальность, неповторимость. Ведущая деятельность - общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающееся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.
Основные характеристики возраста:
формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
стремление к общению со сверстниками;
развитие рефлексии;
бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
формирование абстрактного и теоретического мышления;
становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
бурный рост, физическое развитие, половое созревание; повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно; значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
В этот период у подростков часто возникает вроде бы беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он становится очень ранимым, конфликтным, может впадать в депрессию. В это время меняется система ценностей, интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры. Есть вероятность "заражения" фанатизмом. Подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми часто носит протестный характер. В это время подростки стремятся к самопознанию, самоопределению.
Подростковый возраст – переход от детства к юности, период
« полуребенка - полувзрослого». У школьника- подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физические силы, знания и умения ставят подростка в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный « чинильщик » механизмов, иногда оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Ведущая деятельность - межличностное общение, учеба отходит на второй план. Чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков.
Основные задачи развития в 9 классе:
формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы;
развитие рефлексии;
развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
развитие мотивационной сферы;
овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;
развитие воображения;
развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности, формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;
развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
В методической разработке раздела образовательной программы необходимо учитывать специфику восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями девятиклассников.
Любой класс – это малая социальна группа со своими особенностями, со своими проблемами. Уроки по данному разделу я проводила в общеобразовательном 9 А классе. Изучение отдельных школьников и класса в целом осуществлялось путем систематических наблюдений, анализа практической работы, специальных бесед с родителями и учащимися. Диагностика реальных учебных возможностей показала, что в классе есть ребята с разным уровнем познавательной активности (низким, средним и высоким), что требует дифференцированного подхода в обучении. Необходимо учитывать психологические особенности памяти, внимания, темперамента, воображения, эмоциональной сферы, художественных способностей. У отдельных учащихся наблюдаются выраженные недостатки внимания: концентрация, устойчивость, переключение. В выборе заданий учитываются соотношения видов памяти по характеру психической активности (эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая).
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе есть и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель должен организовать уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке, на всех его этапах: при объяснении нового материала, практической деятельности, закреплении, повторении. Результативной оказывается работа по группам (сменного и постоянного состава), работа в режиме диалога, зачетная форма. Именно в группах ребята проявляют свои лидерские способности. Большой интерес вызывают задания проблемного характера, исследовательские.
Принцип отбора материала основывается на психологических особенностях обучающихся.
Типы памяти:
1. Разнообразные виды работы. 2. Дифференцированные задания. 3. Смена деятельности.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В системе школьного образования изобразительное искусство является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. При изучении раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»Обращения, необходимо добиться от обучающихся понимания того, что синтетическое искусство – это система граней изобразительной образности. Раздел позволяет сформировать общенаучные знания и умения:
- умение применять теоретические знания на практике, решать сценографические задачи с учетом полученных знаний, умение изображать и анализировать изучаемые виды синтетических искусств (театр, фотография, кино.) по существенным признакам;
- коммуникативные умения (докладывать о результатах своего исследования, участвовать в практической деятельности, ярко,неординарно и интересно подавать идеи и решения в своей работе).
- умение самостоятельно пополнять знания: работать с книгой, со справочной литературой, совершенствовать практические навыки навыки.
3 кл. на «4 и 5»-88% 9 кл. на «4 и 5»-71%
Итоговый контроль
Обзорно-аналитическая работа по итогам исследовательской и проектно-творческой деятельности на тему «Театр-спектакль-художник»(в выставочных или сценических формах).
Текущий контроль
Творческие упражнения и этюды.
Обучающиеся умеют:
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля,
применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов,
понимать роль детали в создании сценического образа.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Современный мир предъявляет к личностным, социальным и профессиональным качествам человека очень высокие требования. Естественно, что на новый уровень выходят и требования к школьному образованию, в процессе которого формируются и совершенствуются компетенции, необходимые выпускнику для полноценной жизни. Многообразные образовательные задачи предполагают и применение многообразных технологий, поэтому необходимо использовать их при обучении.
Технология проблемного обучения строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий развитие всей совокупности чувств, мышления школьника, его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Технология проблемного обучения доступна практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения.
На уроках следует применять разные виды проблемного обучения:
- теоретическое исследование (поиск и открытие нового правила). В его основе – постановка и решение практических учебных проблем – «научное творчество»;
- «практическое художественное творчество» - поиск практического решения, то есть способ применения известного знания в новой системе.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Могут быть разные формы, но первый вид («научное творчество») применяется чаще, где есть индивидуальное, групповое, фронтальное решение проблемы; второй вид – на практических занятиях.
Технология проблемного обучения позволяет учащимся получать новую информацию в ходе решения теоретического и практического задания. При этом повышается активизация познавательной деятельности и уровня познавательной самостоятельности, что способствует развитию позитивных мотивов учения. Применение этой технологии обеспечивает относительно высокие и устойчивые результаты. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои творческие способности.
Проблемный подход как способ организации деятельности.
1.Введение проблемной ситуации, актуализация ЗУМ, требуемых для её решения.
Анализ образных решений сценического пространства спектакля.
Создание мотивации, эмоционального настроя.
2.Выдвижение гипотезы, осознание решения проблемы.
Формулирование цели самостоятельного исследования.
Формирование теоретической базы (работа с учебником).
Выдвижение новых идей.
3.Применение знаний для решения конкретных задач и выражения новых знаний практическим языком искусства.
Формулирование вопросов для взаимопроверки.
Создание кукол для любительского спектакля.
Проверка работы сценографа в эскизах, макетах, чертежах.
Выводы по результатам исследования, работа в группах.
Интерпретация полученных знаний.
4.Творческое применение «открытых знаний»
Применение новых знаний в учебной деятельности. Творческая работа.
При изучении раздела «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» возможно применение исследовательской технологии, так как она является средством формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.
Применение исследовательской технологии позволяет реализовать следующие задачи:
- привлечение учащихся к самостоятельной учебной деятельности;
- развитие творческих способностей и познавательных интересов;
- углубление общеобразовательной подготовки;
- развитие личностных качеств.
Учитель предлагает детям роль исследователя, который работает поэтапно: наблюдает за развитием сценографического искусства, выявляет противоречия или закономерности, формулирует вывод, дает ему название. «Играя» в ученых, школьники преобразуют информацию в знания.
Исследовательская технология имеет сильный мотивационный эффект, так как ученики убеждаются в том, что они способны к серьезной «взрослой работе». Осваивая исследовательскую деятельность, школьники через определенное время уже самостоятельно справляются с «выведением» целого ряда понятий.
Технология дифференцированного обучения также эффективна. Она позволяет удовлетворять потребность учащихся в саморазвитии, когда каждая группа отвечает за один вопрос, но ученикам предлагается размышлять над вопросами другой группы.
На занятиях может быть применена компетентностно-ориентированная технология, когда ведется работа над формированием таких общепредметных компетенций, как социальная (совместное принятие решений при работе в группе, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), коммуникативная (совершенствование навыков в практической деятельности), информационная (способность делать выводы, используя необходимую информацию).
Практически на каждом уроке использую информационно- коммуникационную технологию. В современной школе компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля, в редактировании ошибок в творческих работах.
6. Система знаний и система деятельности.
При изучении раздела «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» необходимо добиться от учащихся понимания эстетической направленности на развитие гармонически развитой личности; на раскрытие широкого понимания «синтетических искусств»;на особое внимание к произведениям этого вида изображения доли использования живописно-графических выразительных средств при создании художественных образов. Этот результат будет достигнут при формировании следующих знаний, умений и навыков:
- развитие навыков создания собственных композиционных работ;
- умение анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- понимание построения образов и композиции в произведениях театрального искусства
- развитие навыков создания собственных композиционных работ.
Знания, умения и навыки из области изобразительного искусства:
- расширение знаний учащихся о тексте и его строении;
- формирование знаний первичного представления о ходе творческого процесса, о соотношении субъективного и объективного в искусстве;
- умение находить названные синтаксические конструкции в предложении, правильно произносить их, определять стилистические особенности в художественной литературе и интонационные особенности в разговорной речи;
- умение выявлять текстообразующую роль обращений, вводных слов и вводных предложений;
- формирование пунктуационных навыков;
- умение находить и определять обращения и вводные слова среди омонимичных явлений.
Система деятельности.
Познавательная деятельность и ее формы: работа с учебником, работа с практическим материалом, работа с презентацией.
Способы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Преобразующая деятельность: выдвижение проблемы и способы поиска путей ее решения, определение структуры театрализованной деятельности.
Общеучебная деятельность: работа над созданием декораций, над созданием театральных костюмов, кукольных образов, использование методов взаимообучения (организация работы в группах, техника выступления, взаимооценка).
Самоорганизующая деятельность: самостоятельная постановка целей и задач урока, вариотивность деятельности, техника планирования, самооценка, осознание своего продвижения.
Формы организации деятельности.
Типы упражнений.
Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актеров с вещью или любым иным сценографическим элементом.
Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.
Макетирование спектакля.
Создание в материале костюма, маски или куклы к планируемому спектаклю.
Анализ произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
7.Календарно-тематическое планирование раздела «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»
Недостатки:
мало внимания уделяется
- изучению всех видов театрального искусства.
- недостаточное количество отведенных часов на изготовление куклы для кукольного театра
8. Разработка урока. Тема урока: «Театр кукол».9 класс. Тип урока: Урок-практикум.
Цели урока:
познакомить учащихся с историей возникновения кукольного театра и разновидностями театральных кукол, расширяя и обогащая словарный запас детей;
формировать навыки конструирования, формообразования; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
Задачи:
1. Образовательная
Углубить и обобщить знания полученные ранее.
2. Развивающая
Продолжить формирование навыка театрального искусства.
Сформировать навыки создания театральной куклы различения вводных слов и омонимичных форм.
3. Воспитательная
Повысить мотивацию учения. Способствовать обогащению словаря обучающихся и развитию коммуникативных навыков.
Оборудование урока:
Для учителя: Проектор, презентация по теме урока.
Для обучающихся: Вата, клейстер.
План урока:
Постановка творческой задачи.
Изучение материала о театральных куклах.
Практическое выполнение работы.
Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.
Ход урока
Оргмомент (1мин)
Создание у обучающихся рабочего настроения.
Повторение(3мин)
Повторение значения костюма в создании образа персонажа.
Проверка домашнего задания.(выполнение этюда театрального персонажа)
Знакомство с новой темой, постановка проблемы, ориентированной на ситуацию (5мин)
. Беседа о кукольном театре.
Формулирование целей исследования.
Поиск решения учебной проблемы (15мин)
Изучение теоретического материала.
«Открытие» обучающимися нового знания.
Выполнение задания по теме.
Выражение решения (10мин.)
Работа по созданному эскизу .
Контроль усвоения материала (6 мин.)
Работа с клеем и бумагой .
Контроль выполнения практического задания.
Подведение итогов (3 мин.)
Проверка заготовки из папье-маше.
Домашнее задание
Сшить перчатку - основу петрушечной куклы и костюм
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
II. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.
1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.
Самый любимый театр у детей во всем мире - кукольный театр.
Потому что актеры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.
Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Сказку, басню можно сыграть при помощи кукол.
Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Сценическое действие актера в театре кукол двунаправлено: он одновременно должен иметь в виду и содержание спектакля, и зрителей, которым он показывает спектакль, актеру все время следует ориентироваться на восприятие им событий, происходящих на сцене. То есть, актер кукольного театра держит в поле зрения не только то, что он показывает, но и то, как его действия воспринимаются зрителями.
Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.
Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. французским писателем Ш.Нодье.
Существуют несколько видов театральных кукол.
2. Демонстрация слайдовой презентации о видах театральных кукол.
По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.
Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.
Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.
Классический образец перчаточной куклы - русский Петрушка. "ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).
Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он - насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает.
В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.
Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").
Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т.е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.
Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.
Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.
Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?
III. Выполнение практической работы.
Изготовление театральной перчаточной куклы.
Этапы работы
1. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж- характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы. Начинаем работу с эскиза, придуманного образа.
2. Мастерим заготовки для головок кукол из папье-маше. Берем воздушный шар, надуваем его, и обклеиваем мелко нарванной газетной бумагой с помощью клейстера, 7- 8 слоев, при этом первый слой накладывается на воде, для того, что бы мы смогли в дальнейшем отделить заготовку от шарика. Затем, при помощи бумажной клеевой массы делаем "рельеф" лица. Бумажную массу мы готовим заранее, для этого тонкую бумагу рвем на кусочки размером примерно 2 х 2 см., замачиваем в воде на 2 - 3 часа, затем воду сливаем и добавляем клей ПВА.
На втором уроке будет продолжена работа над созданием театральной куклы. И результатом проделанной работы будет театрализованный показ кукольного представления..
IV. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание : Сшить перчатку - основу петрушечной куклы и костюм. Перчатка должна быть сшита на руку кукловода, не стесняя движений пальцев (рисунок 1). Материал для перчатки подбираем прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движений руки. Костюм должен быть сшит соответственно образу.
Список использованной литературы.
Программа под руководством Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».1-9 классы. Просвещение.
Рабочие программы. «Изобразительное искусство».5-9 классы.Просвещение.
Книги, статьи, рефераты про театр
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Презентации по МХК для 9 класса
5klass.net > МХК 9 класс
5. ... 9 класс Кузовлев, Лапа, Перегудова 12-е изд Просвещение, 2008 VI. Театр
13PAGE 15
13PAGE 14215
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Формы
Традиционные
Проблемный
подход, его структура
Фронтальная
Индивидуализированная
Индивидуальная
Групповая
В парах
Постановка проблемы
Выдвижение гипотезы
Поиск и выражение решения
4. Творческое применение
«открытых» знаний