Конспект занятия Удивительное рядом
Тема «Удивительное рядом»
Цель: формирование познавательнного интереса к изучению биологии и навыков исследовательской деятельности; развитие у учащихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников информации. расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, экологии.
Формируемые УУД
Личностные: формировать познавательные интересы и мотивы направленные на изучение живой природы;
Метапредметные: формировать умения находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений.
Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.
Коммуникативные: умение работать в группах.
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы
Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Ход занятия.
1 сайд. Орг. момент. Здравствуйте. Садитесь. Ребята, на наше занятие пришли гости, я прошу вас показать, как вы умеете трудиться.
2 слайд. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение.
Тяну зеленые ладошки.
От солнца лучики по крошке
Я собираю день-деньской.
Труд выполняя важный свой"
Кто или что является героем этого стихотворения?
Что за зеленый ладошки тянут растения к солнцу?
О какой важной работе растений говорится в стихотворении ?Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Правильно, мы поговорим о разнообразии листьев растений.
3 слайд. Удивительны и разнообразны листья растений. Среди них есть свои рекордсмены.
Самыми длинными листьями в мире считаются огромные рассеченные листья пальмы - королевская рафия. Общая длина листьев королевской рафии с их черешками составляет 25 метров. Родиной пальмы считается Мадагаскар, Следующий рекордсмен Виктория амазонская – это самая большая кувшинка в мире, также имеет большие листья. Их диаметр может достигать двух метров, а максимальная «грузоподъемность» листьев составляет 80 кг.
Самые маленькие листья имеет плавучая ряска Волффия арриза. Размер его листьев составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.
Несмотря на такое разнообразие листьев, они имеют одинаковое строение.
4 слайд. Основной этап. Давайте вспомним строение листа.
Какое строение имеет лист? Примеры листьев.
Листовая пластинка, черешок, прилистники могут быть самыми разнообразными.
5 слайд. Какие бывают листья по способу прикрепления к стеблю? Примеры листьев.
6 слайд. Какие листья различают по числу листовых пластинок? Примеры листьев.
7 слайд. Пластинки простых листьев и листочков могут иметь разную форм. Обратите внимание на многообразие форм листовой пластинки, на схему определения формы листовой пластинки. Примеры листьев.
8 слайд. Обратите внимание на форму края листовой пластинки: Край-цельный или изрезанный. Примеры листьев.
9 слайд. Одним из важных признаков листа является характер жилкования. Какие типы жилкования листьев вы знаете? Примеры растений. Как вы думаете, какую роль играют жилки в листе?
Молодцы!
10 слайд. Мини исследование. А теперь, ребята, исследуем листья растений кабинета биологии. Для выполнения исследовательского проекта разделитесь на 3 микрогруппы, распределите обязанности, выберите, кто будет защищать проект.
Цель: определение листьев комнатных растений
Задачи: изучить листья комнатных растений кабинета биологии
Исследование будете выполнять по плану, который видите на экране. На выполнение 4 минуты. (Включается музыка) За 1 мин детей предупредить.
Итак, представителю от микрогруппы слово. Что вы исследовали?
(Мы исследовали растения … Пришли к выводу, что…
1 микрогруппа - хлорофитум, замиокулькас.
2 микрогруппа - сансевьера, герань
3 микрогруппа - каланхое, бегония.
Общий вывод.
Листья растений кабинета биологии разнообразны. Есть растения с простыми листьями (герань, каланхое, хлорофитум, сансевьера) и сложными (папоротник, замиокулькас), по способу прикрепления к стеблю большинство листьев черешковые, сидячие у хлорофитума. Форма листовой пластинки разная.У большинства растений кабинета биологии листья с сетчатым жилкованием. У хлорофитума и сансевьеры параллельное жилкование листа.
Листья растений отличаются друг от друга, что очень важно для определения растений.
Ребята, а что можно сказать о листьях таких растений как кактус, папоротник, каланхое? Чем они интересны?
( Интересно то, что у кактусов тоже есть листья! Колючки. Они видоизменились, чтобы испарять меньше влаги. У каланхое листья мясистые толстые так как в них накапливается вода. А листья папоротника называются вайями). Ребята, обратите внимание на таблицу. Что собой представляют усики гороха?
Особое задание У Никиты. Используя интернет ресурсы, дополнительную литературу он должен был подготовить сообщение о растениях, листья которых помимо основной выполняют необычную функцию. (Видео)
Ребята, обратите внимание на таблицу.
Так группа хищных или плотоядных растений дополняют свое нормальное питание. Поэтому они менее зависят от почвенного азота. В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у этих растений видоизменились, и стали играть роль несвойственную растениям.
Это ли не удивительно! Все удивительное необычное находится рядом, окружает нас, и чтобы это увидеть надо быть наблюдательным, внимательным, любить природу и тогда она не перестанет нас удивлять.
Рефлексия.
Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня?
11 слайд. На столах лежат картинки с солнышком. Покажите свое настроение, подрисовав улыбку солнышку.
Занятие закончено. Спасибо за работу
Самоанализ внеурочного занятия «Удивительное рядом».
Цель: формирование познавательнного интереса к изучению биологии и навыков исследовательской деятельности; развитие у учащихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников информации. расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, экологии.
Задачи: развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.
Форма проведения: исследование с элементами беседы.
Занятие опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Лист». При планировании учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой.
Для достижения цели отобраны следующие методы и формы: рассказ учителя с использованием проблемного метода, метод проектов,, эвристическая беседа, компьютерные технологии. С детьми была организована предварительная работа по подбору материала и изучению комнатных растений. Этот материал был использован при выполнении мини исследования. Занятие сопровождалось презентацией. В связи с ограниченностью времени было исследовано небольшое количество растений. Мини проект в дальнейшем будет использоваться как дидактический материал при изучении данной темы.
Было много дополнительной информации, выходящей за рамки учебника, что соответствует программе внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии».
Смена видов деятельности способствовало меньшей утомляемости обучающихся. На мой взгляд дети были активны на протяжении всего занятия. Обучающимся была обеспечена благоприятная психологическая атмосфера. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества.
Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.