Урок математики в 3 классе по теме «Решение уравнений. Составление уравнений по задаче».
Урок математики в 3 классе.
Тема: Решение уравнений. Составление уравнений по задаче.
Цели урока:
Совершенствовать умение решать уравнения разных видов: простой и сложной структуры; закрепить знания о взаимосвязи компонентов арифметических действий. Познакомить учащихся с новым способом решения задач, совершенствовать навыки составления уравнений; развивать умение анализировать и обобщать.
Закреплять умение мыслить, анализировать; развивать внимательность.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в парах, группах, коллективе; умение оценивать себя и одноклассников.
Тип урока: урок – закрепления знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, сигнальные карточки, диаграмма Венна, карточки с уравнениями, цветные магниты, цветные маркеры, лестница успеха для рефлексии.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка и организация рабочего места. Приветствие.
- Приготовьтесь к уроку. Нам необходим учебник, тетрадь, дневник, ручка,
карандаш, линейка, цветные карандаши. А еще внимательность, знания, хорошо думающая голова.
- Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте их.
2. Введение в тему.
На доске записаны простые уравнения, числовые и буквенные выражения.
х * 70 = 140 11 * 3 + 9 = 52 34 : а а + в
54 : х = 3 39 : 3 = 13 18 * в
х : 9 = 12 91 : 17 = 3 с – 15
- Разделите на группы данные выражения. (Учащиеся называют группы: уравнения, числовые выражения, буквенные выражения – обозначить каждую группу цветным магнитом)
- Дайте характеристику каждой группе.
- Что такое уравнение?
- Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения?
- Что такое числовое выражение?
- Что такое буквенное выражение?
- С помощью каких выражений мы записываем решение задач? (числовых и буквенных)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Правильно. Решение уравнений и задач с помощью уравнений.
3. Минутка чистописания.
- Начнем урок с минутки чистописания.
35 700
- Пропишите данные числа до конца строчки, чередуя.
- Дайте числам характеристику: название числа, класс, сколькизначное число, почему, сколько в числе ед., дес., сот., соседи числа.
4. Составление уравнений. Работа по вариантам.
- Используя эти два числа и переменную (х), составьте уравнения. Работать будем по вариантам.
I вариант: все уравнения на сложение и деление;
II вариант: все уравнения на вычитание и умножение.
- Перед тем, как вы начнете составлять и решать уравнения, давайте вспомним правила (как найти неизвестный множитель, делимое, делитель, слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое).
- Что значит решить уравнение?
- Что такое корень уравнения?
Составление и решение уравнений самостоятельно.
I вариант: II вариант:
35 + х = 700 (665) х – 35 = 700 (735)
х + 35 = 700 (665) 700 – х = 35 (665)
х : 35 = 700 (24.500) х – 700 = 35 (735)
х : 700 = 35 (24.500) 35 * х = 700 (20)
700 : х = 35 (20) х * 35 = 700 (24.500)
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа.
- А теперь проверим уравнения у доски: на доску вывешивается карточка с уравнением, учащиеся называют корень уравнения; если ответ правильный, звучит хлопок.
5. Физминутка (музыкальная).
6. Составление и решение сложных уравнений.
- О каких уравнениях мы вспомнили? (простых)
- Какими ещё бывают уравнения? (сложными)
- Давайте сравним простое и сложное уравнение, что у них общего и чем они отличаются.
Работа с диаграммой Венна.
24917401231901672590123190
- А теперь давайте запишем уравнения на доске под диктовку. (Один ученик записывает, остальные проверяют и оценивают сигнальной карточкой)
- Сумма чисел 54 и неизвестного числа равна частному чисел 720 и 6.
54 + х = 720 : 6
- Какое это уравнение? Что необходимо сделать, чтобы решить это уравнение? (Решение у доски с комментированием)
- Решим ещё одно уравнение (один ученик у доски самостоятельно, остальные в тетрадях).
- Я задумала число, увеличила его в 30 раз, потом прибавила 160 и получила 1000. Какое число я задумала?
х * 30 + 160 = 1000
- Правильно ли записано уравнение? (проверка сигнальными карточками)
- В чем особенность этого уравнения?
- Как решали уравнение? Что необходимо помнить при решении сложных уравнений?
7. Работа по учебнику.
а) – Откройте учебник на стр. 72 №5. Решим задачу.
- Прочитайте задачу (самостоятельно).
- О чем говорится в задачи? Что необходимо узнать?
- Определите вид задачи.
- Найдите главные слова. Как запишем краткую запись? (на доске)
- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что узнаем сначала, потом?
- Как можно решить задачу? (разными способами)
- Объясните 1 способ решения (на доске).
- Объясните 2 способ решения (на доске).
б) Работа в группах.
- Есть ещё один способ решения этой задачи – решение с помощью уравнения. Хотите попробовать составить уравнение?
- Что в задаче неизвестно?
- Что примем за Х?
- А теперь вы соберетесь в группы и попробуете составить уравнение к данной задаче.
Учащиеся делятся на 4 группы по 6 человек, на бумаге маркером записывают уравнение (3 – 5 мин).
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Представитель от каждой группы вывешивает уравнение на доске, остальные сверяют с эталоном и оценивают хлопком.
Решение уравнений у доски (1 ученик от группы), остальные записывают его в тетрадь.
8. Рефлексия. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- О чем мы говорили на уроке? Чему учились?
- Весь урок вы оценивали друг друга, а теперь оцените себя и свою работу, свои знания на уроке. У вас у каждого в руках лесенка успеха, закрасьте того человечка, который соответствует вашему состоянию к концу урока.
- Урок окончен. Спасибо за работу!