Доклад Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности – один из ключевых факторов развития коммуникативной культуры обучающихся
Николаенко Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 6» г. Курчатова
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности – один из ключевых факторов развития коммуникативной культуры обучающихся
Одна из целей преподавания русского языка - создание условий на уроке для формирования коммуникативной компетенции.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников, помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
В связи с изменением концепции преподавания русского языка, изменилось и содержание работы по формированию коммуникативной компетенции: значительно усилена речевая направленность в изучении грамматических тем курса, больше внимания уделяется совершенствованию всех видов речевой деятельности. Но по-прежнему одним из самых сложных в работе учителя – словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над изучаемым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.
В связи с этим трудно переоценить роль краеведения. Как показывает опыт, уроки с привлечением краеведческого материала создают положительную мотивацию учащихся и обеспечивают связь с речевой жизненной практикой.
Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений, к особенностям их использования в речи для более точной передачи. Поэтому и главный принцип, осуществляемый учителем при выборе упражнений, составленных на основе материалов краеведения, - коммуникативный принцип. Он лежит в основе обучения родному языку на функциональной основе и связан, прежде всего, с изучением языка как средства общения. В соответствии с этим принципом основной дидактической единицей обучения становится текст как продукт речевой деятельности человека. В качестве образцовых на уроки русского языка привлекаются тексты различных стилей из художественной литературы, научных исследований, материалов местной печати об истории, природе, искусстве и общественно-политической жизни родного края. Эти сведения даются не изолированно, а в связи с изучаемыми языковыми явлениями.
Например, можно использовать сборник текстов «Использование краеведческого материала при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку», КИНПО (ПКиПП) СОО, 2013г.
С усилением практической направленности обучения особую актуальность приобретает принцип связи теории с практикой. Используемый в качестве языкового, краеведческий материал служит упражнением для усвоения грамматической теории и одновременно сам становится предметом восприятия, размышления, обсуждения.Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18].
В соответствии с принципом доступности обучения отбор краеведческого материала должен осуществляться с учётом возрастных особенностей школьников, уровнем их развития.
На наш взгляд, обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной , но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.
Целесообразно использовать на уроках русского языка местный краеведческий материал, так как он очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров. В то же время он заставляет школьников осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы с воспитательными задачами происходит здесь естественно. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Например, в ходе изучения фонетики школьникам можно предлагать для фонетического разбора и транскрибирования слова, фразы, предложения о родном крае. Применение авторских стихотворных скороговорок познакомит учащихся (если они до этого не были знакомы) с творчеством поэтов Курской области (в частности, с Благининой Е. А.):
Простокваши дали Клаше –
Недовольна Клаша- Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
- Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А после – встала,
Спасибо сказала.
Возле грядки –
Две лопатки,
Возле кадки –
Два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке –
И посадки
Все в порядке,
Их
Теперь
Полить
Пора.
Изучая морфологию можно также использовать краеведческий материал, например, при изучении разделов собственные и нарицательные имена существительные; качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные; числительные; деепричастия и причастия. На уроках русского языка формируется языковая личность с ценными взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных курских писателей – Е. И. Носова, К. Д. Воробьева, В. В. Овечкина, П. Г. Сальникова и др.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов курских поэтов:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей…
А.Фет
Ночь. Не слышно городского шума…
А.Фет
При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:
Отовсюду летят и мчатся,
Звенит повод, скрепит подпруга, -
Это стягиваются домочадцы,
Что не знали в лицо друг друга…
Н.Асеев
При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Покатилось над рощей немою…
А.Фет
Город Курск на веков гряде,
Неподкупный и непокорный…
Н.Асеев
При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста:
Соловьями наш край знаменит,
Он не знает безделья и скуки,
Он, должно быть, и кровь пламенит,
И хрустальными делает звуки…
Н.Асеев
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди…
А.Фет
При изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:
Город Курск стоит на горе,
Опоясавшись речкой Тускорь.
Хорошо к ней слететь в январе
На салазках с крутого спуска.
Хорошо, обгоняя всех,
Свежей кожею щек зазяблых…
Н.Асеев
Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля…
А.Фет
При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» мы рекомендуем использовать отрывки из стихотворений известной русской советской поэтессы Е. А. Благининой:
Зима негаданно, нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля…
Кроме этого можно приводить в пример ученикам следующие строки при изучении других тем:
Я умею одеваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки:
Через Сейм деревянный мост,
Место праздничных поздних гуляний,
Соловьиный передний пост
На ракитовой лунной поляне…
Н.Асеев
Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирожденных числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл…
А.Фет
Многие учителя отмечали, что именно работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова. Действительно, поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем и ученики начинают ощущать, что это такое поэтический текст.
Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Курской области, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.
Анализ текстов особенно важен в VIII-XI классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов о природе. Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: 1) на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; 2) связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы;
Стоит обратить внимание на тексты В.Пескова «Просёлки» ( о курском соловье), Е.Носова «В чистом поле за просёлком», удивительно точное, яркое описание осеннего леса звучит в рассказе Е. Носова «Лесной хозяин».)
3) текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. Включение в работу с учащимися краеведческого языкового материала ставит задачу прежде всего рассмотрения на уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально - культурного человека. Ведь для нас, учителей-словесников, главное в воспитании учащихся при обучении русскому языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого из нас возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью. Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:
1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например, определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; найти часть, в которой содержится пример, где дается описание того-то; найти в тексте лишнее; найти часть, которую следовало бы расширить; найти неудачно введенные в тексты цитаты; озаглавить отрывок словами из текста; проследить зависимость употребления языковых средств (от задачи, замысла, высказывания; сопоставить исходный текст с конспектом, что в них общего, чем отличаются и так далее.
2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста, но не текста в целом. Например, сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и так далее.
4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Например, изложить подробно, сжато такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями; записать услышанный рассказ и так далее.
5. Задания, требующие создания своего текста. Например, составить тезисы выступления, написать заметку, описать в научном стиле проведенный опыт, написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему.
(После работы над текстом Паустовского «Мещерский край» обращаюсь к тексту Е. Носова «Краски родной земли», анализируем текст, после чего предлагается письменно ответить на вопрос «Чем мне дорог родной край?» Тексты с использованием краеведческого материала (из истории улиц, города, зданий) можно использовать для написания диктантов: свободных, творческих, выборочных и других, на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. Данные виды работ по развитию связной письменной речи издавна практикуются на уроках русского языка.
Так, готовясь к сочинению-описанию природы, учащиеся расширяют свои представления о географии и топонимике и знакомятся с живописью курских художников, произведениями поэтов, воспевающих природу нашего края. В современной программе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города»...).
При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно, на наш взгляд, анализировать тексты, раскрывающие природные особенности, данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.
Например, урок – исследование «Краски родной природы» (по рассказ Е.И. Носова «Лесной хозяин». Это свидание с красотой в природе родного края, произведение проникнуто удивительной радостью общения с этим хрупким миром. На уроке идет исследование языка писателя, какими словами Е. Носов передаёт цвет, запах, звук, позволяющие насладиться красотой родной природы. В конце урока предлагается написать сочинение «Краски родной земли». Данная работа позволяет не только проверить умения обучающихся, но и детям ощутить свою сопричастность к красоте природы, к тайнам писательского мастерства.
Урок - путешествие по книге А.Д. Балашова «Путешествие в Соловьиную Страну». На уроке идет непринужденный разговор писателя о родных местах (звучат фрагменты книги А.Д. Балашова). Во время путешествия по страницам книги ученики рассказывают о Коренной пустыне и о знаменитой картине И. Репина «Крестный ход в Курской губернии», о Серафиме Саровском и А. Гайдаре, о князе Барятинском и о «жемчужине России» - имении Марьино, об актёре Щепкине и о творчестве писателей – земляков Е. Носова, К. Воробьёва, об А. Фете и Г. Свиридове. В итоге этого путешествия приходим к выводу: родная земля питает человека жизненной силой и ничто не сможет оторвать его от родины, от веры, от культуры.
Использование произведений курских писателей (знакомство с документальной повестью А.Д. Балашова «Курчатов и курчатовцы») дает учащимся представления о краевых особенностях: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, лощин, рощиц и лесков и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного региона.
Но кроме этого нам представляется, что использование на уроках русского языка фактов истории еще больше углубит знания учащихся о крае. Смена характера преподавания нового материала позволит сосредоточить внимание школьников. Например, можно познакомить с биографиями следующих людей:
1. Авдеева Е. А. (1789 - 1865) – прозаик, издатель русских народных сказок, писательница.
2. Асеев Николай Николаевич (1869 - 1963) – поэт.
3. Благинина Е. А. (1903 - 1989) – русская советская поэтесса.
4. Богданович И. Ф. (1743 - 1805) – русский поэт.
5. Воробьев К. Д. (1919 - 1975) – писатель.
7. Дейнека А. А. (1899 – 1969) – живописец, график, монументалист, скульптор.
8. Денисевич Г. В. (1901 – 1981) – ученый-диалектолог.
10. Носов Е. И. (1925) – выдающийся русский советский писатель.
11. Овечкин В. В. (1904 – 1968) – русский советский писатель.
13. Перекальский С. Н. (1896 - 1943) – подполковник, Герой СССР.
14. Плевицкая (Винникова) Н. В. (1879 - 1940) – певица русской эстрады, исполнительница русских народных песен, писательница.
17. Свиридов Г. В. (1915) – композитор, пианист.
18. Щепкин М. С. (1788 - 1863) – выдающийся русский актер.
19. Юдин Ю. И. (1936) – филолог, фольклорист.
При изучении фольклора Курской области на уроках, например, литературы можно упомянуть о Ю. И. Юдине как собирателе и исследователе фольклора, при проведении работы по исправлению диалектных ошибок в произношении – о Денисевиче (например, составить для учеников текст с характерными диалектными особенностями Курской области про него и предложить исправить).
Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни Надежды Плевицкой:
Надежда Плевицкая – выдающаяся певица русской эстрады – родилась в селе Винниково Курской губернии в тысяча восемьсот семьдесят девятом году. Она была девятой в семье солдата, и поэтому с раннего возраста вынуждена была заниматься непосильным крестьянским трудом.
Однако ей было суждено не только работать в родном селе, чтобы не умереть с голоду, но и, став знаменитой, объехать полмира.
Начав выступать в Киеве, Плевицкая потом побывала в Германии, Чехословакии, Сербии, Прибалтике, Франции и США.
Тексты подобного содержания желательно подготовить про Голикова, Перекальского, Свиридова (как представителей различных сфер деятельности).
Кроме цельных текстов как групповых заданий использование карточек и тестов с учетом регионального компонента как индивидуальных для проверки уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся представляется нам не менее важным. Например, карточки со следующим заданием:
Расставить предложения в правильном порядке
1. У него была обширная библиотека. 2. Известный русский поэт Ипполит Федорович Богданович последние годы жизни провел в Курске. 3. Она была местом, в котором собирались друзья и единомышленники поэта. 4. Для него поэт был непререкаемым авторитетом. 5. Пользовался библиотекой Богдановича и юный Миша Щепкин – будущий выдающийся актер.
Или тест
1. Отметься слово, которое нужно вставить в предложение:
Первый курский наместник, генерал-губернатор Румянцев-Задунайский славился своейа) медлительностью в) медлитильностьюб) мидлительностью г) медлительнастью2. Вставьте в предложение слово или словосочетание, подходящее по смыслу:
Замечательный писатель Евгений Носов всегда обращал … на мелочи
а) свой взгляд в) точку зрения
б) внимание г) воззрения
И так далее.
Работа по краеведению включает и использование новейших компьютерных технологий. Подбирая материалы для презентаций, подростки включаются в процесс общения, регулируют межличностные отношения.
Посещение дома-музея А.Гайдара позволило по – новому осмыслить творчество писателя-земляка, его личность. В результате - презентация «Гайдар в памяти поколений», конкурсные сочинения. Во внеурочное время учащиеся под руководством учителя включаются в в сферу самостоятельной поисковой деятельности, связанной с предметом описания. Посещение музеев, встреча с художниками, участие в городской краеведческой игре, поход – всё это входит в содержание предварительной подготовки к сочинению, которая вызывает непосредственный интерес и желание поделиться впечатлениями об увиденном.
Такие виды деятельности способствуют развитию абстрактного мышления, памяти, воображения, навыков самостоятельной работы, совершенствования речи и позволяют решать в комплексе воспитательные, развивающие и учебные задачи.
Готовясь к сочинению о произведении народно-прикладного творчества, учащиеся знакомятся с произведениями курских мастеров, посещают краеведческий музей, встречаются с мастерами кожлянской игрушки, узнают о том, какие промыслы развиваются в Курской области. На основе технологий критического мышления проводились уроки-экскурсии с выходом на сочинение. При подготовке к уроку развития речи на тему «Сочинение-описание памятника» в 8 классе был использован краеведческий материал. Сочинение носило название «Достопримечательности нашего города ». Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе ученики получали индивидуальные задания – найти сведения о заданном объекте (актуализация имеющихся знаний и представление о предмете изучения). В процессе работы формировались навыки исследовательской деятельности. Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступал в роли экскурсовода, излагая собранный материал (используя собранные сведения, устно описывая свой объект). (презентация «Достопримечательности Курчатова» (см. приложение), сочинение – миниатюра «Мой любимый уголок города». Описание у каждого своё, а вместе – небольшой путеводитель по интересным местам Курчатова.) После этого (третий этап) ученики писали сочинение о достопримечательностях города, то есть происходил процесс осмысления и обобщения полученной информации, выработка собственного мнения об изученном материале. Такие уроки формируют навыки критического, творческого мышления, расширяют познавательную активность, приобщают к ценностям общества, воспитывают патриотические чувства.
В старших классах используется проблемное обучение, уроки строятся на основе проблемного задания с практической направленностью, уроки поэзии на основе творчества курчатовских, курских поэтов. (После посещения литературного музея десятиклассники заинтересовались творчеством поэта – судьи Золотарева , об этом они увлечённо говорили на уроке – путешествии в мир поэта.
Изучая творчество Н.В. Гоголя в 9 классе, ученики на роках русского языка работают по тексту «Гоголь в Курске» Ю.Бугрова, выполняют задания ГИА.
Такие уроки учат обобщать и принимать самостоятельные решения, формируют творческое мышление, навыки исследовательской деятельности.
В программе по литературе есть уроки «Родная природа в творчестве писателей», что дает большую возможность использовать краеведческий материал на этих уроках. Особый интерес представляют уроки поэзии. Здесь проявляются мастерство и артистизм ребят. Ведь одна из главных тем в творчестве курчатовских поэтов – тема Родины, любви к родному краю. В стихах о родине звучат нежные лирические интонации, создается образ до боли родной земли, богатой и красивой.
Отчий дом
Виктор ФесенкоМамки прочь мечтала кроха,Повзрослевшая немножко ...Оттолкнулась - от Порога, -Вдаль умчалась - по дорожке.О Былом иной не вспомнит, -И впотьмах блуждает где-то!Не забудь, что в Отчем домеТы отыщешь своё Детство ...
Курский край
Виктор Фесенко Борису Башилову - вдохновенному певцу и патриоту земли Русской ...На чужбине Счастья не найду,Там, других послушать, - сущий Рай!Окажись, - дано мне на родуСлавить соловьиный Курский край...За границей вольно, только мнеО России грезится в мечтах:На румяной зорьке по ВеснеОглашает веси певчий птах!Слышу соловья в иной стране,И теснятся мысли в голове:О своей Родимой сторонеРаспевает песни Соловей ...
Некоторые ученики пробуют себя в сочинении стихов.
Малая Родина, город родной!
Хоть далеко я, ты в мыслях со мной.
Что мне Москва или даже Бруней?
В Курчатове мне веселей и теплей.
Зелёные улицы, трубы АЭС,
Весёлые дети, редеющий лес,
Чернозём знаменитый под жухлой листвой –
Всё это милый мой город родной.
Когда-то стояли четыре села,
Крутая дуга через них пролегла.
Веками мы прикрывали Москву,
И капала красная кровь на траву.
Мы победили в той страшной войне,
Заявив всему миру о себе.
Мы воздвигли АЭС, «приручив « мирный атом,
А рядом поднялся наш город Курчатов.
Тебя я люблю, мой город родной,
И никогда не расстанусь с тобой.
Малая Родина, город Родной,
Тебя напишу я с буквы большой. (Меринова Екатерина, 8класс)
Ежегодно ученики принимают участие в школьных и окружных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам: Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы и др. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю.
Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы.
(Например, на мероприятие, посвящённое Дню Матери, был приглашён курчатовский поэт Виктор Фесенко, в основе мероприятия – стихи поэта, посвященные матери, прославляющие женщину. «Пробуждение», «Телеграмма», «Верую», «Птенчик», «Учителю») Таким образом, разнообразная и интересная работа способствует воспитанию любви к поэзии, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова. Возможности для использования краеведческого материала очень велики. Постепенно школьники сами начинают приобщаться к этой работе: собирают краеведческий материал, используют его на уроках русского языка и литературы, во внеклассных занятиях, пишут стихи и сочинения о своем городе, выступают с собранным и переработанным материалом на краеведческих конференциях, оформляют стенды и стенные газеты, создают художественную летопись родного края. Использование региональных материалов на уроках русского языка и литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Литературное краеведение даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов.
Приложение
Конкурсное сочинение
Город моей мечты
Вакулин Владислав, 12 лет
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №6»,
6а класс
Руководитель Николаенко И.
В моих мечтах я вижу Курчатов красивым, светлым, полным радостных горожан, которые гордятся тем, что живут именно в этом городе.
Мне хотелось бы, чтобы наш город становился всё краше и краше. Появились бы новые многоэтажные дома, которые смело можно было бы назвать произведениями архитектурного искусства, а не серыми мрачными коробками для житья. Пусть они будут яркими, цветными, может, даже зеркальными, в которых будет отражаться солнце и небо, заливая светом и радостью улицы и дворы нашего города. Во дворах -интересные детские площадки, где дети с удовольствием проводят свободное время. И это будут не нынешние качельки-качалки да песочница, а красивые пластиковые горки, безопасные для детей качели и карусели, снаряды, развивающие физическую силу. Интересные и необычные. И в каждом дворе! Ведь это важно, разве нет? Человек уже весь космос избороздил, а нормальных площадок никак не могут придумать.
Я мечтаю, чтобы на улицах города было много деревьев, цветов, кустарников, которые были бы задуманы как зелёные скульптуры. Представляете, как это будет необычно!
А ещё мне хотелось бы, чтобы в нашем городе был свой парк аттракционов и аквапарк, куда можно было бы сходить в выходной с родителями и сестрёнкой, получить положительные эмоции (это не у компьютера весь день сидеть) и подумать: «Как хорошо, что мы живём в Курчатове!»
Мне кажется, что если в нашем городе всё будет для удобства и комфорта горожан (даже дорожки и тротуары будут ровными и покрытыми асфальтом до конца, а не наполовину), то и люди станут добрее, отзывчивее и человечнее.
Хочется быть уверенным в завтрашнем дне, чтобы я в будущем был нужен именно моему городу как специалист своей профессии и каждый находил бы работу по душе не только на КАЭС. Может, вырасти и стать мэром города? Может быть, тогда появится город моей мечты? Как вы думаете, а?
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Конкурс творческих работ
«Гайдар в памяти поколений »
«Любимых детских книг творец и верный друг ребят »
Выполнила ученица 6 «А » класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа№6» г. Курчатова
Буровникова Кристина
Руководитель :учитель русского языка и литературы
Николаенко И.В.
Мое знакомство с творчеством А.П. Гайдара произошло случайно. На уроке русского языка в 5 классе мы писали диктант о девочке Жене и Тимуре. Непринужденное, порой веселое повествование заинтересовало весь класс. Так мы узнали о повести А. П.Гайдара «Тимур и его команда». А потом был урок литературы, где мы читали увлекательные страницы этой повести. Оказывается, Гайдар писал ее в тревожное, предвоенное время 1940года. Но писателю удалось создать яркие, живые характеры. Многие эпизоды согреты добрым юмором. Это делает их близкими читателю, запоминающимися. Мы не подозревали, что Гайдар ставил задачу воплотить в образе Тимура лучшие черты пионера, выросшего в новой социалистической стране. А вот главное, что запомнилось – это желание юных героев помочь людям, ответственность за свои поступки, верность слову и любовь к Родине. Вот тогда-то я и заинтересовалась автором, сумевшим увлечь нас непринужденным рассказом о Тимуре, Жене, Мишке Квакине, о том, что надо помнить героев, погибших за Родину.
Оказывается, А. П. Гайдар - наш земляк. Родился он в поселке, находящемся под Льговом. Также я выяснила, что Гайдар - это всего лишь псевдоним, настоящая фамилия писателя Голиков. Мне заинтересовала судьба А . П. Гайдара , но я решила не искать в интернете его биографию , а пойти в библиотеку и взять несколько книг.
Признаюсь честно, я сначала не поверила, что он прошел гражданскую войну. Вряд ли кто-нибудь из моих одноклассников знал о том, что в четырнадцать лет Гайдар попал на войну, а в шестнадцать командовал красноармейским полком. Сам Голиков говорил об этом так: « Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время ».
Я уже говорила о его псевдониме, но о том, как он его получил, еще не упоминала . В то время гражданская война охватила всю страну, и Голикова отправили в Сибирь бороться с беспорядками. Именно там он и стал Гайдаром, что в переводе с тюркского означает «всадник, скачущий впереди». Там же писатель был серьезно ранен, и ему пришлось уйти из армии. Сам Гайдар рассказывал об этом так: « Я любил Красную армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии… я вдруг крепко заболел… Долго меня лечили, и наконец, в апреле я был зачислен на должность командира полка в запас ».
После этого Гайдар стал писать, он хотел рассказать, какая была жизнь. Его лучшим читателем были дети лет десяти - пятнадцати. Прочитав статью « Из встреч с Гайдаром» я узнала, что детей, в особенности мальчишек, он знал насквозь. Поговорив с ними минуты две-три, каждый мальчишка был готов на героический поступок. Наверно, поэтому его повести были так близки юным читателям. Кто не помнит веселых и непоседливых братьев Чука и Гека, доставивших множество хлопот матери! Увлекательно автор рассказывает о приключениях героев, которые заканчиваются благополучно. Эта повесть учит дружбе и доброте.
Об умении понимать других людей, прощать ошибки мы читаем в лирическом повествовании «Голубая чашка». Никого не оставит равнодушным и повесть «Судьба барабанщика». Сережа Щербачев, барабанщик пионерского отряда, теряет веру в себя, совершает ряд безответственных поступков. Автор не осуждает своего героя. И мы, читатели, вместе с автором тревожимся за судьбу героя и верим в него, в то, что он преодолеет трудности и станет похожим на маленького французского героя. Так и происходит. Чувство единства с родной страной пробуждает в Сереже желание смотреть людям в глаза. В ответственный момент мальчик не хочет мириться с тем, что бандиты уходят безнаказанно. На протяжении всей повести звучит тема ответственности человека за свои поступки.
Аркадий Гайдар своими произведениями, адресованными юным читателям, учит любви к Родине, доброте, мужеству, честности, уважению к судьбе ребенка. Писатель заставляет нас верить, что человек не одинок в этом мире, у него всегда есть друзья. Именно поэтому книги Гайдара остаются в памяти многих поколений. Сейчас в память о его творчестве осталось много увлекательных книг, дом-музей, в котором нам могут подробно и интересно рассказать о жизни писателя . Биография Гайдара , его книги не оставляют равнодушными никого . Ведь несмотря на трудности, он не потерял своей доброты , искренности и веры в чудо .
О нем С. Михалков говорил: « Любимых детских книг творец и верный друг ребят, он жил, как должен жить боец, и умер, как солдат ».