Творческая работа на тему:«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование краеведческого материала».


Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шарьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Костромской области»
Творческая работа на тему:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
математики через использование
краеведческого материала».
Выполнила:
учитель математики
Соколова Марина Александровна


Шарья, 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………с.3
1.Практическая значимость применения краеведения на уроках математики. ……………………………………………………………………………………………с.4-5
2.Актуальность применения элементов краеведения на уроках……………………..с.5
3. Цель, задачи, средства достижения цели, условия для активизации познавательных интересов на уроках математики через использование краеведческого материала...с.5-6
4.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием краеведческого материала (сочетание различных методов и приемов работы)…………………………………………………………………………………с.7-18
Заключение…………………………………………………………………………… с.19
Список литературы…………………………………………………………..…………с.20
Введение
Не секрет, что математика является одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями и от учета потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся школы VIII вида чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, это объясняется особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы. Учитель должен организовать обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе; чтобы ученику захотелось работать, при этом работать активно. «Как заставить учиться? Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителями и сегодня. Как удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Волнует эта проблема и нас, учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями. Принуждению не должно быть места в школе. Необходимо не заставлять, а заинтересовывать.Работая в коррекционной школе, убедилась в том, что именно занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться. Исходя из этого, пришла к выводу, о необходимости использования на своих уроках материала, который наиболее понятен учащимся, на примере которого легче подать учебный материал, осуществлять коррекцию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формировать нравственные и социальные качества личности школьников с нарушением интеллектуального развития, а именно местного краеведческого материала. Миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида невелика, в основном по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим знакомство с природой, историей, культурой, традицией родного края приобретает особую важность для детей и подростков с умственной отсталостью. Поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование краеведческого материала».
Использование краеведческого материала способствует решению главной задачи специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида — развитию умственно отсталых учащихся и подготовке их к самостоятельной жизни.
1.Практическая значимость применения краеведения на уроках математики.
Решение объединить, такие разные, на первый взгляд, предметы, как математика и краеведение, выявило ряд особенностей краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся (ограниченный запас сведений о природных и культурологических объектах родного города; знания о своей местности у большинства школьников характеризуются как неточные, фрагментарные, разрозненные, слабо дифференцированные, недостаточно обобщенные, не объединенные в единую систему). В ходе краеведческой работы происходит систематическое знакомство умственно отсталых школьников с вопросами истории, природы, населения, хозяйства и культуры той части страны (того населенного пункта), в которой живут и учатся дети.
Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, - его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям. Задания составлены мной с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся, основываются на специфике развития их мышления, внимания. Содержание задач при этом различно, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное - помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.
Увлечённые изучением родного края дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У ученика возникает интерес к учебному предмету. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положительные эмоции, которые возникают во время такого урока, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о коррегирующей роли краеведческого материала. Положительным в построении всех таких уроков является то, что дидактическим материалом по краеведению служат предметы окружающей ребёнка действительности. Они ему знакомы, близки, будят мысль ребёнка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребёнок получает на таких уроках, легко могут быть перенесены в быт, в жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке. 
2.Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики
Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики я вижу в том, что: 
различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;
 в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
 в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; 
краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки; 
элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
 включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
 разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. 
3. Цель, задачи, средства достижения цели, условия для активизации познавательных интересов на уроках математики через использование краеведческого материала.
Целью работы является:
обеспечение положительной динамики учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении математики посредством введения краеведческого материала, повышения мотивации учения.
Пробудить у юных граждан чувство любви к своей школе, городу, району уважение к его традициям и обычаям.
Развить у школьников речь, воображение, мышление.
В процессе реализации намеченной цели решаются следующие практические задачи:
Введение в практику такой организации образовательного процесса, которая позволила бы развитие мотивационной сферы у ребенка.
Создание условий для приобретения учащимися умений и навыков, необходимых для дальнейшего образования.
Использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника.
Разработать дидактический материал на основе краеведения. Определить алгоритм преподавания математики с использованием краеведческого материала Средства достижения цели.
В своей практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления, использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями:
индивидуально – дифференцированный подход,
проблемные ситуации,
практические упражнения.
Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному:
использую занимательные задания,
загадки и ребусы,
наглядные средства обучения,
таблицы-подсказки
4.Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием краеведческого материала (сочетание различных методов и приемов работы).
В учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому передо мной встала задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. Опора на знания, полученные ранее в ходе изучения курсов географии, естествознания, истории, социально-бытовой ориентировки и т.д., реализация межпредметных связей в процессе формирования краеведческих знаний. Краеведческий материал, пришлось дидактически обработать, видоизменить так, чтобы элементы краеведения, гармонично вливались в урок, чтобы в комплексе решались задачи, как образовательные, (усвоение знаний по теме), развивающие, (обучение разнообразным приемам познавательной деятельности: сравнению, классификации, общению и т.д.), так и воспитательные, (формирование таких качеств личности, как любознательность, интерес к культуре и истории, любовь к своей стране, своему краю и др.).Цели включения элементов краеведения на уроке математики меняется от класса к классу, в зависимости от эволюции школьника, для усиления личностного начала. В 5 - 6 классах составление задач, используя краеведческий материал края, помогают в создании определенного эмоционального фона, наглядности. В 7 - 8 классах они привлекаются для анализа математической задачи. В 9 - 11 классах участия в математических исследованиях.
Как можно использовать краеведческий материал на уроках математики?
Краеведение и математика. Как можно их совместить в педагогической практике?
На уроках математики краеведческий материал использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач курсов, которые решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Если более конкретно рассматривать вопрос о краеведении, то можно сказать, что элементы краеведения можно включать во все этапы урока: устный счёт, отработка навыков, самостоятельная работа, домашнее задание. Это позволяет давать детям не только предметные знания, а и воспитывать такие качества как: любовь к близким, к родному краю, к своей Родине, её традициям, чувство патриотизма, гордости за русский народ, вызывать интерес к предмету математики, истории края, уважение к старшему поколению, самостоятельность при подготовке заданий для одноклассников.Приведу примеры некоторых заданий, используемых мной на уроке:
Во – первых, я это делаю через текстовые задачи. Пробудить чувство любви и гордости за свою малую родину можно через сюжеты математических задач, содержащих краеведческую информацию. Ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Это способствует расширению их кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале.
1.Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
2.Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
3.Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
4.В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
Ну а теперь можно составлять задачи. Сначала выбираем математическое содержание (для этого можно воспользоваться любым сборником задач или учебником): задачи на движение, задачи на пропорции, задачи, решаемые уравнением и т. д., а затем переводим задачи на краеведческую основу. Задача должна быть интересна и понятна, как с точки зрения краеведения, так и с точки зрения математики.
Когда задачи составлены, их необходимо обязательно порешать, определить уровень сложности, подготовить карточки, иллюстративный материал.
Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический, краеведческий и иллюстративный материал. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится.
Как использовать задачи?
Возможны несколько вариантов введения сведений о городе, районе, области на уроке математики:
Простые задачи использую чаще всего для устного счета.
1.Вес бурого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?
2.Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?
3.Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?
4.Одна мышь-полёвка запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2мыши, 20мышей?
5.Скворец съедает 200 г. насекомых-вредителей в день. Сколько граммов насекомых-вредителей уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?
6.Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л. Воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?
7.На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?
8.Корова за сутки съедает 8 кг. сена. Сколько сена надо запасти для коровы на месяц, если считать в месяце 30 дней?
9.Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?
10.Мама лосиха имеет массу 450 кг, а её лосёнок в 9 раз легче. Чему равна масса лосёнка?
11.Масса ерша 140 г, а масса окуня на 250 г. тяжелее. Какова масса окуня?
12.Дуб живет 600 лет, а тополь 100 лет. Во сколько раз Дуб живет дольше тополя ?13.Сколько гусениц может уничтожить курица за 16 ч., если известно, что за 1 ч. Она может съесть 100 гусениц?
14.Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб?
15.Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на 1/5 этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?
16.Яйцо гуся имело массу 150 г., а куриное яйцо 60 г. На сколько граммов яйцо гуся тяжелее куриного яйца?
17.Длина взрослой змеи 1м, длина её детёныша 25см. На сколько см подрастает детёныш змеи?
18.Длина щуки 1м, это на 25 см. больше длины леща. Какова длина леща?
19.Высота сосны 60 м., а высота сибирской пихты 30 м. Во сколько раз сосна выше сибирской пихты?
К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Сформировать у учащихся умение составлять текстовые задачи. При составлении задач обогащаются знания школьников, приобретенные в учебном процессе. Это происходит потому, что фабула задачи может содержать новую для ученика информацию, имеющую связь с жизненным опытом. Решение краеведческих задач при обучении математики не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения. Из удачно придуманных учениками задач можно сделать небольшой “задачник”. Это хороший стимул, мера поощрения для авторов задач.
Отдельные виды задач при изучении разных тем.
(Такие задачи чаще всего составлены на карточках или представлены слайдами) например:
1). В теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
406751126299На территории Шарьинского района проживает 10 000 человек, а на территории города Шарья – 38 800. Человек. Какова общая численность, проживающая на территории Шарьи и Шарьинского района? На сколько человек больше проживает в городе, чем в районе?

00На территории Шарьинского района проживает 10 000 человек, а на территории города Шарья – 38 800. Человек. Какова общая численность, проживающая на территории Шарьи и Шарьинского района? На сколько человек больше проживает в городе, чем в районе?


2).В теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»
Можно найти длину рек, расстояние между объектами. Массу того или иного животного, птицы, рыбы, обитающих в лесах и реках, возраст и т.д. например:
5328749459В 2013 году 75-летний юбилей отметил наш город Шарья. В каком году он образовался?

00В 2013 году 75-летний юбилей отметил наш город Шарья. В каком году он образовался?


.

190132111780 В 1907 году был построен железнодорожный вокзал г. Шарья. Сколько лет исполнилось вокзалу в 2013 году?
00 В 1907 году был построен железнодорожный вокзал г. Шарья. Сколько лет исполнилось вокзалу в 2013 году?

1901320-657Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году. В каком году было 100-летие с начала строительства железной дороги?
00Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году. В каком году было 100-летие с начала строительства железной дороги?



3)В теме «Обыкновенные дроби»
Какую часть от числа жителей Костромской области составляет население Шарьинского района, если в Костромской области около 658 906 жителей, а в Шарьинском районе — 10 000 человек?
47611947889Какую часть от числа жителей Костромской области составляет население Шарьинского района, если в Костромской области около 658 906 жителей, а в Шарьинском районе — 10 000 человек?

00Какую часть от числа жителей Костромской области составляет население Шарьинского района, если в Костромской области около 658 906 жителей, а в Шарьинском районе — 10 000 человек?


4) Изучая тему «Десятичные дроби» в 9 кл.
349885210185
00

2292306154480Удаленность г. Шарьи от областного центра г. Костромы автодорогой 321 км 456м; железной дорогой 328 км. 783м. На сколько ближе г. Шарья от г. Костромы, если ехать на автомобиле?
0Удаленность г. Шарьи от областного центра г. Костромы автодорогой 321 км 456м; железной дорогой 328 км. 783м. На сколько ближе г. Шарья от г. Костромы, если ехать на автомобиле?

6)В теме «Среднее арифметическое» вычислить среднюю сезонную (годовую) температуру, или среднее количество осадков, или среднюю высоту снежного покрова.
7) Изучая темы «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное»
21082027305По территории Костромской области протекает 2632 реки протяжённостью до 10 км, 536 рек протяжённостью более 10 км, 22 реки протяжённостью более 100 км. Какова протяжённость всех рек, протекающих по Костромской области?
00По территории Костромской области протекает 2632 реки протяжённостью до 10 км, 536 рек протяжённостью более 10 км, 22 реки протяжённостью более 100 км. Какова протяжённость всех рек, протекающих по Костромской области?

8).При изучении темы «Проценты» в 9 – м классе использую следующие задачи:
20715893525Шарьинский район является одним из самых лесных районов в Костромской области. Общая площадь, занятая лесами 355 400 га. Хвойные деревья занимают-26% от общей площади. Какова площадь занятая хвойными деревьями?
00Шарьинский район является одним из самых лесных районов в Костромской области. Общая площадь, занятая лесами 355 400 га. Хвойные деревья занимают-26% от общей площади. Какова площадь занятая хвойными деревьями?


229616038101.Ежегодно на территории Шарьинского района заготавливается 400 000 куб. м древесины. 30% древесины реализуется за пределы района и области. Сколько куб. м древесины реализуется за пределы района и области?
001.Ежегодно на территории Шарьинского района заготавливается 400 000 куб. м древесины. 30% древесины реализуется за пределы района и области. Сколько куб. м древесины реализуется за пределы района и области?

20968142912Шарьинский район является одним из самых лесных районов в Костромской области. Общая площадь, занятая лесами 355 400 га. Хвойные деревья занимают-26% от общей площади. Остальную площадь занимают лиственные деревья. На сколько га площадь, занятая лиственными деревьями больше площади, занимаемой хвойными растениями?
00Шарьинский район является одним из самых лесных районов в Костромской области. Общая площадь, занятая лесами 355 400 га. Хвойные деревья занимают-26% от общей площади. Остальную площадь занимают лиственные деревья. На сколько га площадь, занятая лиственными деревьями больше площади, занимаемой хвойными растениями?

9) Изучая тему « Меры земельных площадей» решаем такую задачу:
Площадь Костромской области составляет 60 211 км². Площадь Шарьинского района 399 тыс. га. На сколько га площадь Шарьинского района меньше.. Костромской области.
10) Изучая тему « Объём»
11)Так, например, при изучении геометрического материала на конкретных, доступных примерах необходимо показать ученику, что знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения, помогут им успешнее сделать чертежи, разметки на уроках труда. А знание свойств геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника) поможет в практической работе над столярными или швейными изделиями (при раскрое ткани).
12)При изучении темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника» можно использовать форму современного конверта и форму фронтового письма-треугольника. При этом заранее рассказываю учащимся о жителях города и района, ушедших на фронт в далеком 1941 году, о тех, кто не вернулся домой с фронта.
Формирование экологического сознания.
Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за происходящее вокруг нас, например:
1). Число видов животных на территории Костромской области составляет 366, в том числе млекопитающих — 56, птиц — 250, рыб — 41.Сколько остальных видов животных обитает в Костромской области?
2). Мир насекомых насчитывает около 3 000 видов, птиц 250 видов. Во сколько раз птиц меньше , чем насекомых?
3). Лесами в Костромской области занято 355,4 тыс. га. Защитные леса составляют 19 % от общей площади. Какова площадь охранных лесов?
Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики в любом классе может вносить вклад в формирование экологического сознания.
Можно использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, различными видами спорта, бюджетом семьи, проведением ремонта, праздника или отпуска и др. разнообразный близкий и интересный для детей материал, в сборе которого они принимают непосредственное участие.
Особое место занимают задачи с историческим содержанием.
Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание школьников к фактам и явлениям действительности, помогает выработке собственных убеждений. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью, заставляет более внимательно относиться к тому, что их окружает.
664845-3175В день 30-ти летия нашей Победы , 9 мая 1975 года, в Шарье открыт большой памятник шарьинцам, погибшим в Отечественной войне.
Памятник сооружен на средства общественности.
Так, например, машинисты локомотивного депо делали дополнительные поездки, а заработанные деньги передавали в фонд создания памятника.

00В день 30-ти летия нашей Победы , 9 мая 1975 года, в Шарье открыт большой памятник шарьинцам, погибшим в Отечественной войне.
Памятник сооружен на средства общественности.
Так, например, машинисты локомотивного депо делали дополнительные поездки, а заработанные деньги передавали в фонд создания памятника.


338328069149Сколько лет исполнится памятнику шарьинцам, погибшим в Отечественной войне в мае 2014 года?
00Сколько лет исполнится памятнику шарьинцам, погибшим в Отечественной войне в мае 2014 года?

66530536961 За годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. призвано в армию 22145 человек. Вернулось домой после окончания Великой Отечественной войны 13 910 шарьинцев. Сколько шарьинцев погибло за годы Великой Отечественной войны ?
00 За годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. призвано в армию 22145 человек. Вернулось домой после окончания Великой Отечественной войны 13 910 шарьинцев. Сколько шарьинцев погибло за годы Великой Отечественной войны ?


Решая такие сюжетные задачи, в детях воспитывается гордость за наш народ, чувство любви к Родине, родному краю, расширяются знания о знаменитых людях. Задачи, включающие исторические сведения, способствуют развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков
Подробную информацию о краеведческой деятельности в математическом пространстве можно найти в кабинете математики.
Элементы краеведческого материала я использую в форме игровых моментов урока, на этапе актуализации знаний, умений, навыков, например:
Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:
Шарьинский район создан в 1929 году и ранее входил в состав Нижегородской области, расположен в юго-восточной части Костромской области.
Территория района протянулась более чем на 100 км с юга на север вдоль среднего течения реки Ветлуги, левого притока реки Волги.
Удаленность от областного центра г. Костромы автодорогой 321 км; железной дорогой 328 км. На территории района проживает 10,0 тыс. человек, на территории города Шарья – 38,8 тыс. человек. Основным видом деятельности является сельскохозяйственное, лесозаготовительное и деревообрабатывающее производства
2). Игра «Математический листопад». Запишите числа с буквами в столбик, в порядке возрастания и вы узнаете, что сегодня будем исследовать на уроке.
4497070566420299В
00299В
2493010576580706Г
00706Г
13366751786890435Т
00435Т
25869901755775814А
00814А
2126371633308396Е
00396Е
1405890542290534Л
00534Л
118110445135685У
00685У

-Проверим, что получилось. Какое слово вы составили? (Ветлуга)
3). Реши примеры, сложи ответы каждого из участников соревнования и узнай имя чемпиона.
2286000647700042291006477000

228600-127000
35 + (19 - 6) = 45 + 45 -19 = 25 -19 + 16 =
100 – (50 + 50) = (16 -16) + 100 = 90 – (75 -29) =
11 + (64 -17) = 31 – 29 = 7 + 7 + 7 =
Чемпион –
4). Кто какие примеры решил? Проведи стрелочки.
297180000019 + 1 + 14 + 5 = 60
48641001035050028 + 2 + 50 + 6 =
72 – 10 -30 – 2 = 30
22 + 8 +30 =
92 -40 +8 =
27432001689100078 -20 +2 = 86
47976697903300
39
Усвоение теоретического материала также можно проверить, привлекая краеведение. Например: ответьте на вопросы; первая буква каждого ответа является шифром, разгадав который вы узнаете, какая река протекает в Шарьинском районе.
1)Число, которое вычитают? (Вычитаемое).
2)Самое маленькое натуральное число ? (Единица)
3)Многоугольник с тремя углами, с тремя сторонами? (Треугольник).
4)Геометрическая фигура, имеющая начало, но не имеющая конца. (Луч)
5)Что бывает острым, прямым, тупым? ( Угол)
6)С помощью чего измеряют углы? (Градус).
7)С помощью этой единицы измеряют земельную площадь. ( Ар)
Получается слово «Ветлуга».
Уроки – заочные путешествия. В 5-6 классах я провожу заочные путешествия по историческим, достопримечательным местам родного края, путешествие во времени в прошлое своего края.
Например:
При изучении темы: «Единица измерения времени – век» урок – путешествие на «машине времени» в далёкое прошлое, используя собственные находки останков древних животных, обитавших в наших краях за долго до появления людей. Наш край славится своими родниками, холмами, озёрами. И у каждого из них своя история, своя тайна, о которых можно говорить интересным языком математики.Урок, на протяжении которого происходит изучение природы родного края, в процессе которого формируется экологическое мышление учащихся. Для таких уроков выбираю один объект для исследования, который должен быть интересен детям, например, с учащимися 6 класса провела открытый урок урок-закрепление по теме « Сложение и вычитание чисел полученных при измерении длины и массы», на котором учащиеся в качестве краеведов исследовали реку Ветлугу, знакомясь с её красотой, выясняли её протяжённость по Шарьинскому району, решая примеры определяли обитателей реки, попутно обращали внимание как правильно вести себя на реке, чем ловить рыбу. (урок в приложении)

Дополнительным стимулом в обучении является проведение уроков с компьютерной поддержкой. Многие задачи, дидактические игры, связанные с историей развития и жизнью города, района, области, составлены мною с использованием компьютерных технологий. Это дает дополнительную возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более интенсивным и интересным.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за происходящее вокруг нас.
Ценность таких уроков заключается в том, что учащиеся в течение всего урока работают целенаправленно, с увлечением и интересом узнать больше о тайнах родного края.
В кабинете математики оформлен краеведческий уголок, с информацией о г. Шарье и Шарьинском районе, созданы папки с цифровой информацией для составления математических заданий. Сборник заданий на тему «Наш край в цифрах». Также выполнены презентации с краеведческим материалом и заданиями для уроков математики. «Шарьинцы-герои Советского Союза», «Озёра Костромской области», «Животные Костромской области», «Птицы Костромской области», «Рыбы Костромской области», «Ягоды Костромской области», «Деревья Костромской области», «Город Шарья в цифрах», «Город Кострома в цифрах», «Шарьинский район в цифрах», « Палеонтологические находки в Костромской области». Весь собранный материал помогает делать уроки интересными и активизировать познавательную деятельность учащихся.
Как учитель математики главной своей задачей считаю не только передачу учащимся определённой суммы знаний, но и развитие у них интереса к познанию истории, культуры родного края.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа
Заключение.
Моя работа заключается в использовании на уроках математики вопросов экологии, материалов краеведения для конструирования и решения задач, что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.
Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики с использованием межпредметных связей. Перед собой я поставила задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Я считаю, что «здание» математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математики я стараюсь решать комплексно: с учётом возрастных особенностей учащихся на базе краеведческого материала, прикладных задач, межпредметных связей. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.
Правильная организация учебно-воспитательного процесса, выбор рациональной системы, методов и приёмов обучения способствует достижению стабильных результатов обучения.
Список литературы:
1. Залялетдинова Ф.Р Математика в коррекционной школе. 5–9 классы Издательство: Вако год выпуска: 2011 г.
2.Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей наоках математики // Начальная школа. – 1992. - № 7-8. –с. 27.
3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
4.Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.
6. Капустина Г. М. Коррекционные приемы обучения школьников математики. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №2.- 2005.
7. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. М.: «Вако»,2007.