Выступление на семинаре учителей математики Использование краеведческого материала на уроках математики
Использование краеведческого материала на уроках математики.
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Данные уроки воспитывают у учащихся такие качества как патриотизм, чувство уважения, гордости за успехи своих земляков.
У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной. Культурной, политической, экономической. Представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей окружения.
Объектами краеведения являются природа, климатические условия, растительный и животный мир, население и экономика, народное хозяйство, история и культура края.
Все эти объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответственным областям знаний. Краеведческий материал можно использовать и на уроках математики. Задачи на краеведение расширяют кругозор, влияют на развитие личности, способствуют формированию познавательного интереса к процессу обучения математики.
Весь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может узнать что – то новое, сделать свое открытие.
Целями уроков применения краеведческих задач на уроках математики являются:
воспитание бережного отношения к природе и окружающую среду;
формирование духовно – нравственных и социальных ценностей;
развитие творческих способностей учащихся;
поддержание интереса к предмету
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, воспитывают патриотизм, носят воспитательный характер. Цель использования краеведческого материала – формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации. В своей работе я использую упражнения и задачи, которые составляю на основе местного краеведческого материала. Научив детей владеть умением решения задачи, можно осуществить влияние на их интерес к предмету, на развитие целенаправленного мышления. Работая над краеведческим материалом и используя его на уроках важно придерживаться определенных принципов, как систематичность, доступность, разнообразие материала, взаимосвязь местного краеведческого материала с историей, культурой Башкортостан, наглядность. Огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления учащихся, их речи имеет умение составлять задачи по данной теме. Поэтому, работая над темой «Решение задач с использованием краеведческого материала на уроках математики», я использую такой вид деятельности, как составлять задачи по данной теме. Научив детей владеть умением решения задачи, можно осуществить влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления. Введение элементов краеведения требует активных форм и методов обучения: уроки – путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы, викторины, творческие работы, задачи на краеведческой основе.
Я пришла к выводу, что решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания по краеведению, способствует привитию интереса к математике, продолжает развитие творческого мышления, формирует ответственный подход к решению задач. Кроме того формируются такие качества, как самостоятельность, любовь к родному краю, своей малой родине.
Математика Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый взгляд! На своих уроках стремлюсь воспитать в детях огромную любовь к Отечеству, родной республике, его традициям, обычаям, показать причастность каждого человека, каждой семьи для благополучия и процветания Родины.
Данный материал я использую на уроках математики, факультативных занятиях и на внеклассных мероприятиях.
Задачи, связанные с природой Башкортостан.
1. Площадь Башкирского заповедника на 27,1 тыс. га больше, чем площадь заповедника Шульганташ. Вычислите площадь каждого из заповедников РБ, если их площадь составляет 72,1 тыс. га.
Ответ: 49,6 тыс. га и 22,5 тыс. га.
2. Для того, чтобы организовать охрану флоры и фауны, создаются «Красные книги» содержащие списки видов, которым угрожает исчезновение.
Определите, сколько видов растений и видов животных указаны в «Красной книге», если известно, что разность этих видов равна 23, а сумма – 339. (видов растений больше, чем животных)
Ответ: 181 вид растений, 158 видов животных.
3. Природа наделила Башкортостан необыкновенной красотой. Особое очарование пейзажам придают живописные реки и озера. Самыми большими реками в республике является Белая длиной 1430 км, река Уфа длиной 918 км, Дёма длиной 556 км, Ай длиной 549 км. На сколько километров река Дёма короче реки Белой, река Ай – реки Уфа? На сколько километров река Белая длиннее реки Ай? По полученным данным постройте столбчатую и круговую диаграмму.
4. Республика богата лесами. Они занимают 39% территории края. Сколько гектаров занимают леса?
5. В Башкортостане много горных массивов. Наибольшую высоту в Башкортостане имеют горы Ямантау высотой 1640 м, Иремель выстой 1584 м, Уралтау высотой 900 м. Составьте по этим данным задачу.
6. В республике три вида леса: мелколиственный, площадь которого 2449,9 тыс. га, широколиственный – 1674,6 тыс. га, хвойный – 1052,1 тыс. га. Выразите данные площади в квадратных метрах.
Ответ: 24499 км2, 16746 км2, 10521 км2.
6. В Башкортостане 800 озёр. Самыми большими являются Асылыкуль (22 км2) и Павловское водохранилище (118 км2). Определите число озёр, приходящихся на равнинные районы, если они составляют 75% всех озёр. Сколько озёр приурочено к пойме реки Агидель, если они составляют 73% всех озёр, с рекой Дёма связано 12% всех озёр, с рекой Ик – 8%, с рекой Уфа – 7%.
Ответ: 600, 584, 96, 64, 56 озёр.
Задачи, связанные с историей, культурой Башкортостан.
1.Памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву украшает нашу столицу. Решив уравнение, вы узнаете год рождения Салавата Юлаева. Вторая цифра на 6 больше первой и на 2 больше четвёртой, а третья цифра в 4 раза больше первой. Сумма этих четырех цифр равна 17.
Ответ: 1745 год.
2. В начале ХХ века в Башкирии имелись самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 году. Сегодня он называется государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури. Но звание «академический» было присвоено чуть позже. Определите этот год, если известно, что он является числом, в котором: цифра единиц равна 5, цифра тысяч составляет от цифры десятков, цифра сотен на 8 больше цифры тысяч. Это число вместе с суммой его цифр составляет 1953.
Ответ: 1935 год.
3. Вычислите дату принятия Конституции РБ, выражаемую четырехзначным числом. Цифра десятков, в записи которого в три раза больше цифры единиц, цифра сотен равна цифре десятков. Тысяча в числе одна. Число больше суммы его цифр на 1971.
Ответ: 1993 год.
4. Летчица Герой Советского Союза Магуба Сыртланова (1912 – 1971) произвела 782 боевых вылета с налетом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. Награждена орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды. Найдите среднюю продолжительность одного боевого вылета, округлите до десятых. Сколько боевого груза в среднем сброшено за один вылет?
5. В годы Великой Отечественной войны в Шаранском районе от населения было собрано и отправлено на нужды фронта 2886 кг мяса, 264 кг масла, 4300 штук яиц, 290 кг овощей, 401 кг табака, 89 кг черемухи, 754 пар шерстяных носков, варежек, 1064 кг шерсти.
Постройте столбчатую диаграмму.
6. До 1917 года в Башкортостане имелось 4 электростанции общей мощностью 960 киловатт. Какова была средняя мощность каждой электростанции.
Задачи, связанные с экологией Башкортостан.
1.На долю лесных экосистем в Башкортостане приходится около 43,9% территории РБ, что составляет 6,3 млн. га. Определите территорию РБ.
Ответ:14,36 млн. га.
2. одно взрослое дерево липы дает 70 кг меда, один гектар липняка – это тонна меда. Башкортостан богат липовыми лесами, которые нужно сохранить и преумножить. Вычислите, сколько тонн меда можно собрать, если площадь липовых лесов составляет 863,1 тыс. га.
Ответ: 863,1 тыс. тонн.
3. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают», как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Площадь города Уфы 753,7 км2. Парки, бульвары и скверы занимают 13 EMBED Equation.3 1415часть этой площади. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на человека, если считать, что в городе около 1,1 млн. жителей. Ответ округлите до целых.
Ответ: 10 м2
4. Определите, сколько тонн загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом на каждого жителя республики. Решив следующее уравнение:
13 EMBED Equation.3 1415
Ответ: 0,5 т.
5. Известно, что 20 кг макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а 1тонна макулатуры сберегает 0,5 га леса среднего возраста. Определите, сколько деревьев будет сохранено, если школа сдаст 500 кг макулатуры, и сколько га леса будет сохранено?
Ответ: 25 деревьев; 0,25 га леса.
6. Для того чтобы горожанину хорошо дышалось, по санитарным нормам на него должно приходиться 350 м2 лесов ( в том числе 50 м2 – в городе, остальное - в зелёной зоне вокруг него). Ни один из городов Башкортостана не имеет такого количества лесов. В Уфе на одного жителя приходится 9,73 м2, в Туймазах - 7,24 м2, в Стерлитамаке – 6,9 м2, в Салавате – 5,67 м2, в Белебее – 3,28 м2, в Бирске – 2,79 м2, в Давлеканове – 2,1 м2 леса.
По этим данным постройте столбчатую диаграмму леса, приходящегося на одного жителя городов Башкортостан.
Литература:
Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996.
Кузбеков Ф.Т. История башкир. – Уфа, «Китап»,1997.
Мустафина З.Ф., Валишина Р.М. Краеведческий материал на уроках математики. – Уфа, издательство БИРО, 2004
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Paint.Picture 1415
Использование краеведческого материала
на уроках математики
Разработала
учитель математики
Загорно Клетьинской ООШ
Хайруллина Надежда Явдатовна
Root Entry