Доклад Использование краеведческого материала как способ повышения мотивации у учащихся к изучению математики на уроках и во внеурочное время
Управление образования
администрации Старооскольского городского округа
МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Использование краеведческого материала
как способ повышения мотивации у учащихся к изучению математики на уроках
и во внеурочное время
Подготовила:
Слепынина Н.С., учитель математики
МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Старый Оскол
2015
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из основных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена противоречием между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию, и недостаточно сформированными умениями и навыками между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и недостатком времени отводимого на изучение и усвоение учебного материала. Социальный заказ нашего общества состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов учащихся.
В своей работе формирую интерес к математике через патриотическое воспитание. Патриотизм является одной из важнейших задач современного общества. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012-2015 годы». Настоящий документ предусматривает, что конечным результатом должно стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения.
Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря ее содержанию, но и за счет связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждение учащихся. Для этого использую нестандартные математические задачи, а также исторический и краеведческий материал. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Учебные занятия, спланированные по направлению краеведческих знаний, решают не только множество воспитательных задач, но и мотивируют успешное освоение математики. Интеграция краеведения и математики позволяет узнать много нового о родном крае, воспитывать чувство патриотизма, повышает интерес к изучению математики и краеведения одновременно.
Теоретической базой для работы над данной темой послужили концепции личностно–ориентированного обучения (Якиманская И.С.)[5], развивающего обучения (Давыдов В.В.)[4], краеведческой деятельности как: фактора личностного развития (Бушманова Н.В.)[3].
Если мы говорим об уроках математики, то подразумеваем решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего. Но опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Целью внедрения историко-краеведческой и экологической информации в условие задач по математике является формирование гражданских качеств личности. Для реализации этой цели я выдвигаю следующие задачи:
- Разработать математические задачи с использованием краеведческого материала.
- Реализовывать данный материал в системе уроков и во внеурочное время.
Использование регионального компонента на уроках математики способствует воспитанию гражданственности. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через сюжеты задач. Формирование гражданских качеств учащихся на уроках математики происходит и благодаря использованию активных методов обучения.
К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, привитию интереса к предмету, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь учащимся необходимо собрать материал, обработать данные.
Задачи могут быть различными - это задачи-расчеты, и
·нформация о животном и растительном мире, площади территорий, длина их границ, протяженность рек местного характера и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач. Задания могут быть использованы для устного счета, для самостоятельных работ, включены в контрольные работы дополнительным заданием с правом выбора его из всех, в дидактических играх, на внеклассных мероприятиях, например: конференция “Знаешь ли ты, свой край?”, используя как наглядный материал в различных диаграммах и графиках.
В своей работе я использую такие задачи:
В 5-м классе при изучении темы «Формулы»: Протяженность границ Белгородской области 1150 км. За какое время преодолеет это расстояние путешественник, скорость которого равна 5 км/ч? (230ч)
В 6-м классе:
при изучении темы «Диаграммы» можно использовать следующие задачи:
1. Составьте столбчатую диаграмму численности населения города Старый Оскол, используя таблицу
Год
1737
1770
1830
1850
1880
1970
1979
2000
2014
Кол-во жителей
9000
28917
30000
10000
5074
51533
114946
213800
220630
2. Самое распространенное дерево в Белгородской области – дуб. Из всех деревьев на его долю приходится 79%, сосна занимает 9% площади, ясень – 4%,береза – 1%. Составьте круговую диаграмму.
При изучении темы «Положительные и отрицательные числа»:
3. Некоторые улицы и микрорайоны города Старый Оскол названы именами выдающихся людей. Выполняя задания 1-5, расшифруйте слово.
1) 5*(-3) = 3) 2*(-7)+8 = 5) -4,2*0,5 =
2) -3+8 = 4) -1,3-2,6 =
в
у
о
ж
к
м
-2,1
5
-3,9
-15
-6
3,9
Ответ: Жуков.
Микрорайон назван в честь Георгия Константиновича Жукова, советского военачальника, маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза.
Провожу «Уроки - путешествия», различные формы внеурочной работы: защита проектов, «Вечер вопросов и ответов», «Счастливый случай»
Результатом такой работы является, повышение интереса к предмету, качества знаний учащихся. Ученики активно принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, внеклассных мероприятиях, выполняют творческие задания.
В 2012 г.: Артемова Ангелина, 7 класс, награждена дипломом I степени VIII Международной Олимпиады по основам наук; Косарева Ирина, 7 класс, награждена дипломом II степени заочной дистанционной олимпиады по математике (Заочная школа МИФИ); в 2014 г.: Клышников Сергей, 10 класс, занял 2 место в Дистанционной олимпиаде по математике (videouroki.net); Зайцева Анастасия, 9 класс, награждена дипломом I степени открытого интернет-конкурса для школьников «Устный счет» (Меташкола); Пайметьева Дарья, 7 класс, заняла 1 место в международной дистанционная олимпиаде по математике проекта «Инфоурок».
Динамика качества знаний за три года
2011–2012 г.г.
2012–2013 г.г.
2013–2014 г.г.
Успеваемость
100%
100%
100%
Качество знаний
53%
56%
59%
По результатам мониторингового исследования учебных достижений учащихся 7-х классов общеобразовательных организаций Старооскольского городского округа по математике в 7б классе, проведенного 11.12.2014 г., средний балл составил 12, а по округу 10,23, что на 1,77 балла выше.
Таким образом, использование элементов краеведения на уроках математики и во внеурочное время, способствует повышению мотивации к предмету и повышению качества знаний учащихся.
Библиографический список
Белгородская область: история и современность – М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», 2007
География Белгородской области: Учеб. пособие. Часть первая: Природа; Часть вторая: Население и хозяйство/3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во МГУ, 2008
Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков /Бушманова Н.В.: Ставрополь, РГБ ОД , 2001 г.
Проблемы развивающего обучения /Давыдов В. В.– М.: Директ–Медиа, 2008.
Психологические особенности математического образования/ И.С. Якиманская.– М.: Академия, 2008.
15