Опыт использования метода проектов на уроках информатики и ИКТ.


Аннотация
Становление информационного общества ставит перед людьми новые задачи. Им необходимо овладеть новыми информационными технологиями. Успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и сетевые приложения, такие как электронная почта, дистанционное обучение, мультимедиа, моделирование.
И именно уроки информатики способствуют формированию всех необходимых качеств для адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.
Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы познания, способствует формированию проектной культуры, обеспечивает объединение различных областей знаний.
Опыт использования метода проектов на
уроках информатики и ИКТ.
Деятельность - единственный путь к знаниям
Бернард Шоу
Становление информационного общества ставит перед людьми новые задачи. Им необходимо овладеть новыми информационными технологиями. Успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и сетевые приложения, такие как электронная почта, дистанционное обучение, мультимедиа, моделирование.
И именно уроки информатики способствуют формированию всех необходимых качеств для адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на применение метода проектов с использованием элементов личностно-ориентированной технологии.
Развитие мышления, творческих способностей позволяют активно познавать мир. Поэтому необходимой составной частью общего образования является развитие познания. Проектное мышление включает в себя все необходимые методы познания, способствует формированию проектной культуры, обеспечивает объединение различных областей знаний.
Актуальность
         Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и навыков самостоятельной продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета, в том числе и информатики, призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Конечным результатом является сформированность умений и  навыков мышления, то есть способность к самообучению.
Цели и задачи
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Информатика и информационные технологии», определяю цель:
подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Прогнозируемые результаты.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода проекта видится следующим:
это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их,
это личность, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Метод проектов
Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет метод проектов. Он сочетает в себе эмпирическое и теоретическое познание, позволяя глубоко проникнуть в сущность дидактических явлений, установить причинно-следственную связь между отдельными их компонентами, выявить общедидактические, методологические и психические закономерности управления учебным процессом.
Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Метод проектов в информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Работа по методу проектов — это, относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
Рассмотрим основные этапы проектной деятельности:
Подготовительный
Проектировочный
Практический
Аналитический
Контрольно-коррекционный
Заключительный
Подготовительный
Цель: Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности.
Содержание деятельности: Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели. (Анализ дает ответ на вопрос, все ли основные компоненты есть для выполнения проекта)
Проектировочный
Цель: Планирование.
Содержание деятельности: Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. (Реально ли выполнение проекта в отведенные сроки)
Практический
Цель: Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий
Содержание деятельности: Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.
Аналитический
Цель: Рефлексия
Содержание деятельности: Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
Контрольно-коррекционный
Цель: Коррекция
Содержание деятельности: Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок
Заключительный
Цель: Защита проекта
Содержание деятельности: Представление содержания работы, обоснование выводов
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь своп конкретный продукт!
Классификация проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
По характеру результата
По форме
По характеру доминирующей в проекте деятельности
По профилю знаний
По характеру координации
По уровню контактов
По количеству участников
По продолжительности
По типу объекта проектирования
По характеру результата:
Информационный и исследовательский проект
Обзорный проект
Продукционный проект
Проекты-инсценировки, или организационные проекты
По форме:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
По профилю знаний:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом -учитель другой дисциплины .
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По характеру координации:
с открытой, или явной, координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
По характеру контактов между участниками:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По количеству участников:
личностные;
парные;
групповые.
По продолжительности:
мини-проекты;
краткосрочные;
недельные;
долгосрочные (годичные).
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.
Мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее.
Пример: проект «Составление рекламного модуля с помощью MS Word», 8 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Краткосрочные проекты требуют выделения 3-4 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Пример, проект «Телефонная книжка «Одноклассники», 9 класс; работа в группах; продолжительность — 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их об суждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В нашей школе эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Например, проект «Портфолио ученика», 9 класс; буклет «Мой класс», 8 класс (MS Word); проект «Создание локальной сети своей фирмы», 10 класс.
По типу объекта проектирования:
морфологическое (проектирование вещей);
социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);
экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защиты проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения полезными для решения выбранной социальной значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта- непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
Web- сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Атрибуты несуществующего государства;
Бизнес- план;
Видеофильм;
Видеоклип;
Выставка;
Газета;
Действующая фирма;
Журнал;
Законопроект;
Игра;
Карта;
Коллекция
Костюм;
Макет;
Модель;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Оформление кабинета;
Пакет рекомендаций;
Письмо в...;
Праздник;
Прогноз;
Публикация;
Путеводитель;
Серия иллюстраций;
Система школьного самоуправления;
Сказка;
Справочник;
Сравнительно-сопоставительный анализ;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Чертеж;
Экскурсия.
Телекоммуникационный проект
Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Особенно интересны международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения.
Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
o предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;
предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания
Роль учителя в проектной деятельности
Какова же роль учителя в проектной деятельности учащихся.
При использовании метода проектов изменяется роль учителя. Из носителя знаний и информации, сообщающего учениками то, что по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Работа под учебным проектом помогает превратить процесс обучения -учения из скучной принудиловки в созидательную творческую деятельность.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснений «знаний» сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать комплексом творческих способностей. И прежде всего - развитой фантазией, он должен быть инициатором интересных начинаний.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе руководства проектом.
Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся поддерживать, поощрять и поправлять их в сторону достижения цели)
Консультант и координатор всего группового процесса.
Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)
Специалист.
Руководитель.
«Человек, который задает вопросы».
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.
Степень самостоятельности зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей проектной деятельности, от сложности темы. Реализация и оценка проектов должны осуществляться самими детьми.
Система действий учителя и учащегося на разных стадиях работы над проектом.
Выбор темы проекта. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение.
Выделение подтем. Учитель предварительно вычленяет подтемы, принимает участие в обсуждении с учащимися. Каждый ученик выбирает одну из них для себя роль.
Формирование творческих групп. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель принимает участие в обсуждении. Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности альбом, литературная гостиная, натуральные объекты.
Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.
Оформление результатов. Учитель консультирует, координирует работу. Учащиеся по группам оформляют результаты.
Презентация. Учитель организует экспертизу с помощью жюри. Учащиеся докладывают о результатах своей работы.
Рефлексия. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса себя в нем с учетом оценки других.
Обученные умения и навыки, формировавшиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания их различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию;
умение запросить недостаточную информацию у эксперта (учителя)
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочный самостоятельности.
4. Умения и навыки в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умения взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение планировать деятельность, время;
умение применять решение и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода)
6. Коммуникативные умения:
умение вступать в диалог, задавать вопросы;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средств наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которыми осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения. Каждый проект должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Это может быть роль:
представителя любой из человеческой профессии врача, предпринимателя;
учебного специалиста (эколога, энтомолога, лингвиста);
литературного персонажа;
исторического персонажа или очевидца какого-либо события;
гостя из будущего и т.д.
При работе в группе каждый из ее участников находятся в одной из стандартных ролей: лидер-генератор идей, лидер-организатор, критик. Существуют и «подводные камни» проектного метода. Главная опасность при выполнении проекта - его превращение в реферат. Рефератная деятельность конечно должна присутствовать, но участники проекта должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление
Система оценки проектной работы
Жюри должно оценивать работу группы по следующим критериям:
Актуальность и значимость темы.
Глубина исследования проблемы.
Оригинальность предложенных решений.
Качество выполнения продукта.
Убедительность презентации.
Артистизм и выразительность выступления.
Ответы на вопросы – умение отвечать.
Использовать проекты в школьной информатике можно и нужно, если мы ставим педагогическую задачу научить ребенка пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии в повседневной жизни.
Как показал опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. Правда, при этом правильнее будет говорить об использовании проектного подхода, чем о «полноценном» проекте.
Например, изучать текстовый редактор MS Word можно следующим образом. После краткого обсуждения основных с точки зрения верстки элементов текста (страница, абзац, символ, шрифт и пр.) учащийся получает образец готового текста, который ему необходимо воспроизвести при помощи редактора Word. Школьник приступает к подготовке документа, имея образец, но, не зная в деталях, как это делать. При подготовке документа у него возникают вопросы: как сделать что-то? как получить такой-то результат? Отвечая на них, учащемуся, приходится самостоятельно осваивать те или иные приемы работы с редактором. Следующий шаг сравнение образца с тем, что получилось у школьника, и, если необходимо, коррекция и доделывание. После подготовки первого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст и т. д. Такая работа ведётся в 10-х классах, которые изучают компьютерное редактирование.
Для подготовки компьютерного пользователя важнее, чтобы учащийся сам научился искать ответы на свои вопросы, а не получать их. (Я иногда просто оставляю своих учеников одних, лишая их соблазна обращаться с прямым вопросом ко мне.)
Удобным средством для самостоятельного изучения является графический редактор. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Уч-ся предлагается тема проекта, например, Моя школа, Мой город, Любимый урок и др., и они должны разработать его с использованием графического редактора Paint. Такая работа ведётся уже с 5-го класса.
Важно понимать различие задач, стоящих перед учеником и педагогом, на этапах подготовки и выполнения проектного задания. Для ученика требуется получение готового продукта, а для педагога нужно, чтобы в ходе выполнения проектного задания ученик освоил те или иные компьютерные средства или приемы работы. Поэтому для педагога проектное задание (или образец, который представляется ученику) — это, по сути, набор средств, которые должен освоить ученик.
Опыт использования проектного похода показал, что он вполне применим при изучении большинства тем «пользовательского» раздела школьного курса информатики. Он позволяет:
организовать не изучение компьютерных технологий, а их освоение в процессе практического использования компьютера;
прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;
реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изучения тем или приемов работы.
Проектный метод в старших классах предполагает деятельность учащихся от идеи проекта до её реализации на протяжении некоторого времени, может быть, целой четверти. Основная дидактическая функция – структуризация и обобщение знаний и умений школьника по одной или нескольким темам сразу.
Реализации проекта, как правило, предшествует подготовительный этап, связанный с осознанием и постановкой проблемы, разработкой нескольких вариантов решения и обоснованием выбора одного из них; планирование собственной деятельности. Такая работа ведётся с учащимися при изучении тем
«Диалоговые программы», где им необходимо написать программу по одной из предложенных тем
«Компьютерные презентации», где учащиеся разрабатывают презентации на свободные темы
создание компьютерного сайта и другие
Таким образом, метод проектов на уроках информатики используется в каждом классе, но в различной форме. Задания для учащихся даются с учётом их возрастных особенностей. И, по-моему, он вполне себя оправдывает. Хотелось бы пользоваться им чаще, но не каждая тема курса «Информатики» имеет такую возможность. Есть темы, при изучении которых, эффективнее использовать традиционные уроки.
Опыт использования метода проектов на уроках информатики и ИКТ
Для учащихся, изучающих раздел «Разработка презентаций в программе POWERPOINT» можно предложить разработать проект «Слайд-наблюдение». Поскольку данный проект необычен тем, что состоит из 1 слайда, на котором происходят все действия и учащиеся с подобным заданием не встречались, то им предлагается подробная инструкция, изучая которую, к концу урока должен получиться подобный (учащиеся добавляют свои элементы) слайд-наблюдение.
Урок-практикум по теме «PowerPoint»
Аннотация: урок-практикум в проектной технологии по теме «Применение анимации при разработке презентации». Разработка рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Урок-практикум по теме «PowerPoint».
Раздел программы: «Современные компьютерные технологии».
Тема урока: «Применение анимации при разработке презентации».
Тип урока: урок – закрепления изученного.
Вид: урок-практикум.
Технология: проектная технология технология.
Время проведения: третье практическое занятие (спаренный урок) по теме «PowerPoint» - (базовый курс).
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением.
Цель урока:
Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще интеллектуальный характер.
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении жизненных задач.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Учебная – изучить и закрепить основные навыки работы с программой PowerPoint.
Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока:
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Выполнение индивидуальных заданий.
Демонстрация творческих работ учащимися и выставление оценок.
Домашнее задание.
Ход урока:
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по изучению возможностей программы PowerPoint в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – подозвать учителя.
Фронтальный опрос.
Учитель: Для чего предназначена программа PowerPoint?
Для разработки презентаций, компьютерных слайд-фильмов по различным тематикам. Эту программу относят к классу мультимедиа-конструкторов для подготовки презентаций по собственным сценариям.
Учитель: Что означает термин «презентация»?
Представление, вручение, короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса.
Учитель: Какими возможностями обладает программа создания презентаций?
Вставка текста, рисунков, фото, таблиц, диаграмм, звука. Возможность анимации.
Учитель: Что собой представляет презентация?
Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов. При переходе от слайда к слайду используются гиперссылки или управляющие кнопки.
Учитель: Где применяются презентации?
Презентации используются в выступлениях, на лекциях, уроках при объяснении материала, в рекламе.
Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Вставка → пустой слайд
Выделить 1 слайд (титульный) → (правая кнопка мыши) удалить
Вставка → фигуры → линии → рисованная кривая (нарисовать контур, изображающий «море»)

Средства рисования → заливка фигуры → выбор цвета из палитры


Выделить «море» и скопировать со смещением 2-3 раза.
Выделить любой фрагмент «море» → анимация → добавить анимацию → другие пути перемещения → синусоида → просмотр
Повторить для других скопированных фрагментов «моря» анимации.



Вставка → фигуры → основные фигуры → солнце (вставка солнца вне слайда слева, закрасить жёлтым цветом, контур выбрать тоже жёлтый)


Выделить фрагмент «солнце» → анимация → добавить анимацию → другие пути перемещения → дуга → параметры эффектов → начать изменение узлов → изменить положение узлов (путь перемещения) → увеличить длительность до 8 → просмотр

По аналогии вставить в слайд «чаек», рыбок, дельфинов, парусники, изменив их размеры.


Продумать алгоритм одновременного перемещения чаек, рыбок, по разным траекториям с разной скоростью.

Выполнение творческих проектных заданий.
Ученик сам разрабатывает слайд-сюжет.
Демонстрация работ учащимися и выставление оценок.
Домашнее задание. § 26. Разработать слайд-сказку.
Также учащимся при изучении возможностей текстового процессора WORD, я предлагаю учащимся разработать проект «Буклет ……..»
Проектное задание: собрать и систематизировать материал о людях, оставивших весомый вклад в истории человечества, великих спортсменах, учёных и т.п.
Указание к выполнению проекта:
Этапы выполнения проекта (30 мин.)
Открой WORD: ПУСК → ВСЕ ПРОГРАММЫ → MIСROSOFT OFFICE → WORD
Установи альбомную ориентацию: ФАЙЛ → ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ → АЛЬБОМНАЯ
Разбей на 3 колонки: ФОРМАТ → КОЛОНКИ → ТРИ (колонки)

Выбрать тип: три колонки (щелкнуть левой кнопкой мыши на этом знаке) или задать число колонок: 3, затем нажать ОК.

Начинаем вводить текст. При этом текст будет вводиться по колонкам: при заполнении левой колонки курсор автоматически перейдёт в среднюю и т.д.
Примечания:
Можно устанавливать 1, 2 или 3 колонки, а можно больше.
Можно устанавливать 2 колонки разной ширины.
Если установить флажок в поле Разделитель, то между колонками появятся вертикальные разделительные линии.
В полях номер, ширина, промежуток можно устанавливать различную ширину колонок, а также изменять расстояние между колонками.
Можешь поэкспериментировать с фоном буклета, попробуй добавить в каждую колонки, или сразу на весь лист графические объекты (например, ПРЯМОУГОЛЬНИК, залить светлым цветом, вставить тексты заголовков и отправить на Задний план или За текст.
Из папки «ДЛЯ БУКЛЕТА» вставь графические объекты (картинки, фото), тексты.
Сохрани буклет на рабочем столе под именем «Буклет_ФИ)».
Открой электронную почту, зайди в свой ящик, отправь письмо на e-mail, прикрепив свой буклет.
Проектные технологии предусматривают: изучение окружающей жизни (лабораторные, практические работы, познавательные передачи и научная литература), обязательное самообучение (умение работать с дополнительной литературой, ресурсами ИНТЕРНЕТ, прикладными программами на компьютере).
Источниками для работы над проектом могут быть:
ресурсы Интернет для школ, подключенных к сети, с помощью которой ученики также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;
вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);
лекционный и практический материал уроков.
Метод проектов учитывает дифференцированный характер обучения, различные уровни усвоения и формирования компетенции:
-умение решения задач-ситуаций
-знания и умения в учебно-познавательной, информационно, социально-трудовой сферах
-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.
Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.
На уроках информатики при изучении различных приложений я использую метод проектов
Текстовый редактор: После изучения основных функций текстового редактора: форматирование, вставка рисунков, граница и заливка, диаграммы и таблицы готовятся итоговые работы по примерным темам.
Моё хобби. Самые яркие детские воспоминания.
Сказка на новый лад
Школьная газета
Альманах общешкольных мероприятий
Вредные привычки
Сороковые грозовые
Тема выбирается каждым школьником индивидуально. Составляется план работы и дизайн. Дома подбираются необходимы материалы, которые анализируются и художественно оформляются. Самостоятельно сканируются фотографии, составляются диаграммы, к ним подбирается текст. Далее производится сборка (вставка) ранее заготовленных материалов, распечатка и защита.
В электронных таблицах: Самым интересным и увлекательным проектом у меня является построение сметы расходов и доходов малого предприятия: «Торговая точка горячая булочка» (к сожалению она у нас всегда без прибыли). Также по теме моделирование мы создаем модели решения математических и физических задач с использованием дополнительных прикладных программ по математике и физике.
Базы данных . При изучение этой темы в курсе ИТ рассматриваются следующие темы:
Понятие базы данных.
База данных Access .
Обработка данных.
Создание отчетов.
Установка связей.
Создание реляционной базы данных.
Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе ИТ. В этом разделе изучаются следующие темы:
Программа демонстрационной графики.
Создание презентации.
Форматирование презентации.
Форматирование презентации.
Звук и видео в презентации.
Создание управляющих кнопок. Не линейные презентации.
Практическая работа.
Основы программирования . При изучении этой темы в курсе ИТ рассматриваются следующие темы:
Переменная и ее значение.
Выражения и функции.
Графические методы
Программирование ветвлений.
Программирование повторений.
Процедуры.
Массивы.
Решение задач.
Разработка математических и физических программ, создание тестов по предметам и различным социальным темам.
Одним из приоритетных направлений обучения является работа с одаренными детьми. Не секрет, что одни учащиеся больше склонны к решению сложных задач и участию в олимпиадах, другие к проектной деятельности. Для воспитания необходимых навыков программирования можно предоставить учащимся возможность свободного творческого развития. Для этого хорошо использовать систему долгосрочных проектов, исполняемых учащимися в течение года во внеурочное время.
Работа над проектом побуждает к активному, самостоятельному овладению искусством программирования и даёт толчок к развитию профессиональных навыков программиста. В этих проектах главный аспект это умение заинтересовать учащихся в какой-либо проблеме, т.к. проект рассчитан на большой промежуток времени и ребенок не должен потерять к нему интерес. Поэтому не стоит ставить перед ребенком несбыточных труднореализуемых целей и задач. Нужно оценить весь творческий потенциал и уровень подготовки, в крайнем случае, вы всегда можете дополнить и усложнить проект.
Для удовлетворения интересов всех учеников во внеурочную работу включено:
Демонстрация проектов на предметных неделях в школе
Показ проектов для родителей класса
участие в научно-практических конференциях разного уровня;
создание банка презентаций по темам ««Компьютер и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Мир вокруг нас», «Наше родное село»
В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.
Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и на внеклассных мероприятиях.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.
Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, поскольку оно:
Личностно ориентировано
Реализует деятельностный подход в обучении
Построено на принципах проблемного обучения
Использует множество дидактических подходов
Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения
Поддерживает педагогические цели на всех уровнях
Позволяет учиться на собственном опыте на конкретном деле
Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.
Я очень надеюсь на то, что погрузившись в проектную деятельность, оказавшись в ситуации неопределенности, ученик обязательно когда-нибудь воскликнет «ЭВРИКА!», сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность метода проектов.
"Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю".
(китайская мудрость)
Литература
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.
Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.
Электронный каталог http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe
Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru
Ссылки на источники:
http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/479.html
http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1
http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm
http://festival.1september.ru/articles/418087/
http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm
http://lingvist.ucoz.ru/forum/5-263-2
14) Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.