Педагогический проект Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
городского округа Чапаевск Самарской области
Педагогический проект
Применение метода учебных проектов при обучении математике
в начальных классах
Каймаковой Ольги Анатольевны
учителя начальных классов ГБОУ СОШ №3
г.о.Чапаевск Самарской области
Чапаевск
2013
Содержание
1. Введение 3
2. Цели и задачи проекта 3
3. Инновационная направленность педагогического проекта 4
4. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта 4-5
5. Продукты проекта 5
6. Результаты по достижению цели, критерии результативности 6
7. Ограничения и риски 7
8. Литература 8
9.Приложение 9-10
1. Введение. Актуальность педагогического опыта.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт прежде всего нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.
Думаю, что в успешной реализации данного проекта будут заинтересованы:
- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;
-родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;
- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы.
- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. Такое образование и призвана обеспечить реализация моего педагогического проекта.
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач.
Задачи проекта:
1. Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя от
возникшей проблемы;
2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;
3. Развивать коммуникативные навыки и умения;
4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
5. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.
3. Инновационная направленность педагогического проекта.
При поступлении детей в школу выявляется, что есть дети с низким уровнем готовности к обучению в школе, с высоким уровнем и средним. И выясняется, что более половины класса способны легко усваивать учебный материал. Принципиальной основой педагогического проекта является ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся с первого класса:
- умения планировать, анализировать свои действия;
- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- способность к сотрудничеству;
- чувства ответственности за конечный результат.
4. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта
Итак, для достижения поставленной цели мною будет использован метод учебных проектов. Раньше я тоже работала над проектами. Но это были долгосрочные индивидуальные или групповые работы. Сейчас мне предстоит увлечь весь класс работой над проектом и успевать проводить эту работу в рамках урочного часа. Какие требования я предъявляла к таким урокам? Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни. Для этого важно обеспечить требования:
- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;
- дети сами делают взаимооценку и самооценку.
Новые образовательные стандарты требуют научить ребёнка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Применительно к предмету «математика» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Темы уроков для работы по методу проектов должны выбираться с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к такому уроку, нужно чётко определять, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования. Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные. После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.
Коротко можно расписать этапы урока по пунктам в таблице (Приложение 1), здесь же можно сравнить этапы урока над проектом и уроком с применением метода проектов.
Урок включает в себя различные методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки. Особое внимание уделяется на формирование у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:
- умение спрашивать, делать «запрос»;
- умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;
- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;
- умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.
С первых дней ребёнка в школе начинают формироваться данные умения. Дети в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют «Правила общения». Конечный продукт позволяет ученикам самовыразиться и чувствовать ответственность за своё обучение.
5. Продукты проекта
Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, которые были созданы в ходе реализации проекта (Приложение 2)
6. Результаты по достижению цели, критерии результативности.
Разработанный и внедрённый педагогический проект принёс свои результаты.
Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.
Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех проведённых уроков с применением метода проекта
Качественное выражение результатов проекта учитель отслеживает для себя, чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь поставленных целей. Так, как минимум, учащиеся всего класса справились с комплексными итоговыми проверочными работами, требуемыми ФГОС. А как максимум, благодаря внедрённой методике, дети в своём развитии показали существенные положительные сдвиги:
- с большей заинтересованностью стали участвовать и становились победителями школьных олимпиад не только по математике;
-приняли участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Олимпус», «Русский медвежонок»;
- приняли участие в конкурсе проектов и научно-практических конференциях.
Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном, городском, всероссийском уровне можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся. Ребята к концу учебного года показали, что могут справиться с учебным проектом. Для оценивания результативности педагогического проекта необходимо будет также провести мониторинг рефлексии учащихся относительно их собственной уверенности в своих умениях в проектной деятельности. Для этого можно использовать специальный бланк опроса (Приложение 3).
Проект даёт возможность обучать на протяжении всего урока, поскольку в урок встроены методы проблемного, личностно-ориентированного обучения, несколько типов оценивания, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне.
В дальнейшем эта работа будет продолжена. Этот проект я планирую реализовывать и на других уроках. Уроки русского языка, литературного чтения открывают большие возможности по применению данного педагогического проекта. Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.
Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.
Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.
7. Ограничения и риски
Общим риском при применении этого метода может стать увлечение одним методом в ущерб другим. Поэтому предлагается при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы.
Проблемы, с которыми я столкнулась при реализации проекта учащимися первого класса:
- желание большинства детей быть «руководителями» в группе, хотя не все ещё готовы выполнять эту роль;
- приходилось больше времени уделять на организацию делового общения, умению делать адекватную взаимооценку работы в группе;
- учить работать не теряя времени, не отклоняясь от цели урока, так как у младших школьников велик риск увлечения одним моментом урока и отклонения от основной цели.
Решать эти проблемы мне помогали игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме, мне удавалось избегать шаблонности уроков, пассивности некоторых детей. Игра позволяла активизировать субъектный опыт; создавала атмосферу заинтересованности; стимулировала учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряла стремление находить свой способ решения учебной задачи. Примерами могут быть такие игры, как «Помоги инопланетянину», «Выиграй матч», «Капитан и его команда». Эти игровые моменты дают слабому ученику возможность поработать в команде с сильными учащимися, набраться от них уверенности, подтянуться по знаниям и умениям к более развитым одноклассникам. Понятно, что от «Капитана и его команды» во многом зависит судьба проекта и учителю нужно помочь «команде» с распределением роли участников, тем самым обезопасив исход урока.
Литература.
1. Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование. – 2009. -№ 6.
2. Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Саратов,2004.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
4. Учебник «Математика», 1класс, авторов Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение.
Приложение 1
Сравнительная таблица
этапов работы над проектом и урока с применением метода проекта
Работа над проектом
Урок по методу проектов
1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.
2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи)
3. Обсуждение методов исследования.
4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.
5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
6. Подведение итогов, оформление результата.
7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
III.Постановка проблемы
IV.Планирование работы
V.Открытие нового знания, разрешение проблемы
VI.Оформление результата
VII.Первичное закрепление
VIII.Рефлексия
Приложение 2
Продукты реализации учебных проектов
Тема по рабочей программе
Реализуемый краткосрочный урок-проект
Продукт
Числовой отрезок
«Судим соревнование зверей по бегу»
Модель числового отрезка
Прямой угол
«Строим дом»
Наборы геометрических фигур
Таблица сложения
«Таблица сложения»
Модель «Таблица сложения»
(в пределах 10)
Числа от 1 до 20
«Помоги посчитать»
Создание счётных единиц
Числа от 1 до 20
Исследуем «десяток»
Модель десятка
Числа от 1 до 20
«Почему люди пользуются общепринятыми единицами измерения?»
Создание таблицы соотношений
«см-единицы,
дм-десятки»
Табличное сложение
Составление таблицы сложения с переходом через разряд
Модель «Таблица сложения»
(в пределах 20)
Приложение 3
Бланк опроса для ведения мониторинга
рефлексии учащихся
(можно трансформировать в различные игровые формы)
Палитра
Закрасьте каждое поле цветом палитры,
соответствующим значению ответа
Уровень
достижения
результата
Умение
планировать работу
Умение принимать решения
Умение работать в группе,
готовность к
сотруднтичесту
Умение применять полученные знания, ответсвенность за конечный результат
я могу
я с трудом могу
я не умею, но хотел бы научиться
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
1 класс
Тема урока - проекта: Таблица сложения.
Методы: метод учебного проекта, проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.
Форма работы: фронтальная, групповая, в парах.
По продолжительности: 1урок.
Результат проектной работы: таблица сложения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, разлинованные в клетку листы А4, фломастеры, учебник «Математика», 1класс, Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.
Цель урока: создать проект «Таблица сложения».
Задачи:
- систематизировать и закрепить знания о составе чисел от 2 до 10;
- помочь детям создать проект «Таблица сложения»;
- формировать исследовательские навыки;
- учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной
работе.
Формировать:
познавательные УУД –
1) развиваем умения извлекать информацию из текстов;
2) представлять информацию в виде таблицы;
3) на основе анализа делать выводы;
4) ориентироваться в новом виде записей - таблице;
коммуникативные УУД –
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группе.
личностные результаты-
1) развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
регулятивные УУД –
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ - технология оценивания учебных успехов
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД, ТОУУ
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок
Работать дружно начинаем,
Ни минуты не теряем!
- Проверим готовность.
Регулятивные УУД
II.
Актуализация опорных знаний
- С каким числом познакомились на прошлом уроке?
- Что интересного в записи числа 10?
Работа с числами.
5,7,1,3,6,2,8,9,4,10
-Прочитайте числа. Напишите: I вариант – в порядке возрастания, II вариант – в порядке убывания. Подчеркните простым карандашом число, которое удалось написать правильно и красиво. ТОУУ
- Обведите красным карандашом наибольшее число. Обведите синим карандашом наименьшее число. Какое число лишнее - подчеркните простым карандашом.
- Проверьте работы друг друга (пара, которая справилась без ошибок, берутся за руки и поднимают их, образуя «домик») ТОУУ
- А теперь выполним работу в группах. (Дети, которые сидят за I, III, V –ой партами, поворачиваются к тем, кто сидит за II, IV-ой партами. Получается 6 групп по 4 детей.)
- Мы с вами познакомились с числами от 0 до 10. Какие действия с ними мы можем выполнить? (Складывать, вычитать, сравнивать)
- 1,2,3-я группы работают с числами 1,2,3,4,5 и составляют всевозможные равенства на сложение с этими числами. 4,5,6 группы работают с числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и составляют всевозможные равенства на вычитание с этими числами.
- Что вы можете сказать о количестве равенств, которые вы получили? (Их много. Кто умеет считать: их 45,50. Тогда уместен вопрос – почему одна группа составила 45 примеров на сложение, а другая 50? Ответ: есть равенства с одинаковыми слагаемыми.)
Личностные результаты
Коммуникатив-ные УУД
Личностные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные результаты
Коммуникатив-ные УУД
III.
Постановка проблемы.
- Как вы думаете, можно ли все составленные вами равенства записать компактно, не занимая много места, но так, чтобы можно было, и складывать, и вычитать? (Ответы детей: да, нет, может быть)
- Ваши ответы – это предположение. Вы предполагаете, что такое количество примеров можно или нельзя записать компактно. На следующих уроках слово предположение мы будем заменять словом гипотеза (появляется на слайде). Таким образом, мы предполагаем, что равенства с числами от 1 до 9 можно записать другим способом, так, чтобы они занимали мало места, ими было удобно пользоваться, и появилась бы возможность быстро находить результат.
Познаватель-
ные УУД
IV.
Планирование работы
- Прежде чем приступить к работе, составим план и будем учиться работать по плану. Какие у вас будут предложения?
Выслушав детей, учитель обобщает ответы детей и открывает запись на слайде:
1. Обговорить цель работы
2. Выяснить, куда, чем будем записывать
3. Поиск решения проблемы в группе
4. Рассмотреть все предложенные варианты и выбрать самый удобный
5. Оформить работу
6. Использовать полученную модель на уроках математики
Познаватель-
ные УУД
Коммуникатив-ные УУД
V.
Открытие нового знания, разрешение проблемы
Дети обсуждают проблему в группах. Каждая группа предлагает свой способ решения этой проблемы: группируют равенства, составляют примеры – цепочки, кто-то может предложить и искомый способ. Если дети затрудняются, учитель даёт подсказку:
- Напишем в строчку числа от 1 до 10. На следующей строчке напишите число 1 на одну клетку левее, чем на верхней строчке. Увеличьте каждое число на один, результат напишите под числом, которое увеличили.
- Кто догадался, почему я дала эту подсказку?
- Попробуйте самостоятельно доделать начатое. Что получилось?
(Набор возрастающих чисел и по горизонтали, и по вертикали)
12345678910
12345678910
2345678910
345678910
45678910
5678910
678910
78910
8910
910
- Нам удалось поместить все ваши примеры в одну таблицу
Учитель показывает на слайде готовую таблицу.
- Кто может объяснить, как работать по этой таблице?
- Как вы будете вычитать?
- Удалось ли нам создать модель таблицы сложения?
- Когда и где можно использовать эту таблицу?
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Коммуникатив-ные УУД
Личностные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Коммуникатив-ные УУД
VI.
Оформление результата
- Вспомните 5-ый пункт нашего плана. Что будем делать? (Оформлять модель таблицы.) Учитель раздаёт заранее приготовленные модели таблиц без чисел.
- Запишите слагаемые по горизонтали красным цветом, по вертикали – синим цветом, суммы этих чисел зелёным цветом. Самостоятельно заполните таблицы. Посмотрите, справляются ли соседи с работой. Помогите тому, кто испытывает затруднение.
После окончания работы проводится разминка для пальцев:
(Сгибают и разгибают пальцы поочерёдно)
Первый – понедельник,
Второй – вторник,
Средний – среда,
Четвёртый – четверг,
Пятый – пятница
(Гладят одну руку другой)
В субботу, воскресенье –
Отдыхаем!
(То же самое выполняют на другой руке)
- Найдите по таблице сумму чисел 2 и 7, разность чисел 8 и 5. Задавайте друг другу примеры по цепочке, находите результат по таблице.
Регулятивные УУД
Коммуникатив-ные УУД
Личностные результаты
Познавательные УУД
Личностные результаты
VII.
Первичное закрепление
- Для чего нужна таблица? Где будем использовать? Как звучит 6-ой пункт нашего плана?
- Используя таблицу, выполним задания учебника на с.27 №5, 6.
Личностные результаты
Регулятивные УУД
Познаватель-
ные УУД
VIII.
Рефлексия
Договорите предложения: (начало на слайде) ТОУУ
Сегодня на уроке мы
Создали -..
Гипотеза – это..
Научились- .
Планирование – это
Самооценка в еженедельнике-дневнике:
- Оцените свою работу значком в своём дневнике. ТОУУ
Коммуникатив-ные УУД
Регулятивные УУД
ТОУУ
Личностные результаты
13PAGE 15
13PAGE 141515
15