Доклад на тему: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Доклад
на тему: « РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»







Составила:
учитель начальных классов
Мысова М.В.












РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:
- последовательность в планировании и осуществлении проекта;
-регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
- динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
- гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;
- инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
- гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; через творческую работу, через созидание самих себя и предметно-пространственной, природной и социальной среды ученики включаются в процесс жизнетворения, получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умение преодолевать негатив волевыми усилиями;
- творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
- самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
- здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям - у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов ребята занимаются самооздоровлением, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;
-развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
- новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;
- результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально адаптированной задачи;
- завершенность и презентативность проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), с тем чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.
Создаваемые проекты могут быть разнообразными: исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.
Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она
- является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;
- выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду .
Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей-предметников.
Работа над темой и проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом могут быть отведены :
- часть урока по основным учебным предметам (русскому языку, чтению, риторике, математике, рисованию, информатике);
- часть занятий в группах продленного дня;
- внеурочное время школьников.
Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы
1) познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их аспект;
2) в процессе работы над темой и реализацией проектов можно делать обзоры текущего состояния дел, предоставляя детям возможность выступить с промежуточными презентациями своей деятельности; решать различные организационные вопросы.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.
В полном объеме исследовательскую деятельность младших школьников можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой - найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивается переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности.
Приведу примеры некоторых проектов выполненных учащимися:
Окружающий мир, 4 класс, тема: «Великий царь Петр I». К этому уроку учащиеся готовили презентацию о Петре I и о городе Санкт-Петербурге.
Окружающий мир, 1 класс, тема: «Покормим птичек!». В рамках этого проекта дети изготовляли кормушки для птиц; наблюдали за птицами, которые прилетали к ним; подбирали стихи и занимательный материал о птицах.
Окружающий мир, 1 класс, тема: « Когда жили динозавры?». К данному уроку учащиеся подбирали иллюстрации и готовили мини сообщения о динозаврах.
Так же используем информационные технологии во внеклассной деятельности. В этом году ведется работа над проектом «Украсим наш школьный двор!» В работу вовлечены не только учащиеся, но и их родители, которые принимают активное участие в данном проекте.
Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.




















15