Статья на тему Реализация метода проектов как одного из способов организации исследовательской деятельности студентов
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК
ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ярошко Оксана Алексеевна, преподаватель спецдисциплинГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
В настоящее время существенно изменились требования государства и работодателя к специалистам СПО. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных проблемных ситуациях.
Выбор форм и методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей группы студентов. Проблемы профессионального образования в ССУЗах сложны тем, что методики преподавания профдисциплин, и МДК профессиональных модулей не разработаны и преподавателю приходится самостоятельно создавать УМК.
Современные образовательные стандарты направлены на овладение определенными видами деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций. Когда мы говорим о компетенциях, возникает 2 основных вопроса: «Как формировать?» и «Как контролировать?». Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у обучающихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного обучающимися.
Рассмотрим использование интерактивного метода и групповой работы среди студентов II курса при изучении дисциплины «Трудовое право».Студентам специальности «ПИОСО» была предложена анкета с вопросами о формах организации занятий.
Вопрос 1. Какие формы занятий вам нравятся: лекционные занятия, практические занятия, работа с литературой, занятия с использованием информационных технологий, учебно – деловые игры.
Результаты анкетирования по первому вопросу показывают, что студенты менее всего хотят работать с литературой и слушать лекции на занятиях.
Вопрос 2. Чтобы вы изменили на современном занятии?
Наиболее часто встречающимся были ответы: убрать конспектирование, использовать беседу с преподавателем по новой теме; проводить практические занятия; планировать больше занятий с использованием информационных технологий. Около 70% студентов предлагают заменить конспектирование, следовательно, требуется создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов студентов. Это одна из важнейших задач. Применение метода проектов при изучении профессиональной дисциплины «Трудовое право» позволяет создать условия для практико-ориентированного обучения.
Обучение происходит в процессе деятельности, для этого используются следующие направления реализации метода проектов: решение практико-ориентированных задач с элементами исследования, обобщение, систематизация и практическое применение изученного материала. Разработка дидактических единиц – очень важный и трудоемкий этап для педагога. Подготовка к занятию включает выбор темы, постановку целей и задач – практических и педагогических, определение формы занятия, планирование обязанностей при работе в группах, подготовка инструкций, алгоритмов, формирование критериев оценки и др.
Рассмотрим возможность реализации метода проектов при изучении темы «Понятие и виды рабочего времени».
Цель проекта: определить значение института рабочее время в трудовом законодательстве.
Задачи:
- обобщение теоретических знаний и норм действующего трудового законодательства;
- вырабатывать умения решать профессиональные задачи; формировать навыки самостоятельной умственной творческой деятельности;
- формировать правовую грамотность будущего специалиста; умения самоанализа и самооценки.
Студенты в процессе занятия объединяются в группы, выбирают своего лидера, задачей которого является координирование работы, консультирование, обобщение деятельности участников группы.
Дидактические единицы для студентов разработаны с учетом выполнения определенной последовательности действий в зависимости от содержания ситуации, при этом нет готовых формул, шаблонов, требуется грамотное толкование правовых норм при обосновании задания. Это высший уровень обученности – перенос опыта на стандартную ситуацию. Задания практического характера побуждают студентов к сравнению, сопоставлению, обобщению, требуют самостоятельной и групповой оценки.
По сути моделируется правовая ситуация – деятельность работодателя и работника в условиях сокращенного либо неполного рабочего времени, особенностей его применения, оплаты труда и установления правовых гарантий. Практические занятия объединены одной целью: определить значение института рабочее время в трудовом праве.
Проектная деятельность состоит из трех этапов. Каждый этап имеет свою исследовательскую задачу, решение которой позволяет приблизиться к конечной цели.
I этап - используя СПС «Консультант плюс» проанализировать нормы Трудового Кодекса РФ по разделу «Рабочее время» и другие нормативно-правовые акты, регулирующие рабочее время;
- изучить какие особенности установлены по конкретным видам рабочего времени в зависимости от категорий работников;
- на основе этих данных составить таблицу: «Характеристика видов рабочего времени».
II этап - решение правовых ситуаций и задач по обозначенному алгоритму.III этап - обозначить выводы о значении института рабочее время в трудовом праве с учетом норм регионального законодательства в отношении правового регулирования труда работников Крайнего Севера (подготовка презентаций).Студенты проделывают индивидуальную работу, сравнивают полученные результаты, делают выводы, а лидер отслеживает процесс и составляет отчет на каждом этапе по определенным критериям. В случае если группа сама не справляется с возникшими затруднениями, то лидер обращается за помощью к преподавателю. Педагог выступает в роли консультанта. На последнем занятии лидеры представляют свои доклады о проделанной работе с анализом процесса исследований, возникающих проблем, оценивают результаты.
Каждому члену группы выдается анкета, с помощью которой он оценивает: психологический климат в группе; комфортность нахождения в группе; эффективность сотрудничества; трудности решения профессиональных задач. Анализ анкет показывает, что группы справились с заданиями, работа была конструктивной, конечная цель достигнута.
Подобная форма организации практических занятий позволяет повысить мотивацию студентов, т.к. от результата каждого зависит итог работы группы. Это развивает активность и взаимопомощь.
Материалы визуального контроля выявляют студентов с низкой сформированностью определенных компетенций, требуют от преподавателя дальнейшей координации.
Коллективная проектно – исследовательская деятельность создает особую атмосферу – единства действия и целостности коллектива, организации взаимодействия и взаимопомощи, корректировки правил отношений между студентами и преподавателем, активации познавательной деятельности.
Литература:
1. Алексеев Н.А. Личностно – ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997 – 216 с.
2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ACADEMA, 2002.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М.:, 2004.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
6. Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. – СПб., 1998.
7. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. – УЦ «Перспектива», 2010.