Статья: Применение метода проектов в реализации ФГОС второго поколения

Применение метода проектов на уроках математики, как средство формирования и развития универсальных учебных действий
в реализации ФГОС второго поколения.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проектный метод в школьном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, универсальных учебных действий у учащихся.
В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательное выполнение индивидуального проекта.
Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором мотивации обучения. Исходя из всего вышесказанного, следует актуальность данной статьи:
Возможность использования проектной деятельности в любой школьной дисциплине для учащихся любого звена.
Достижение начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий.
Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Благодаря ИКТ, проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Данный метод соответствует требованиям ФГОС по созданию образовательного процесса, мотивирующего учащихся самостоятельно  добывать, обдумывать полученную информацию, обмениваться  ею. Важнейшая задача системы образования, в данный момент, заключается в создании условий для получения универсального и даже «опережающего» образования как результата гуманистической направленности педагогического процесса. Одним из средств достижения поставленной задачи является обучение проектированию как универсальному умению.
Данную проблему рассматривали многие авторы, такие как Полат Е.С., Шелепаева А.Х., Агафонова М.А., но мы будем придерживаться точки зрения Гиляровой М.Г., которая считала, что учебный проект формирует следующие универсальные учебные действия.
Формирование личностных УУД:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; 
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
Сбор, систематизация, хранение, использование информации
В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний и применить их на практике, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает хорошие способности, а третий упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником, что непосредственно влияет на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. И когда учащийся сталкивается с необходимостью реализации полученных знаний возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов самостоятельного и творческого труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Но, что же представляет из себя данный метод? Этим вопросом часто задаются учителя в ходе профессиональной деятельности.
Для того чтобы ответить на вопрос обратимся к истории и понятию"проект". Из истории известно, что это понятие впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI в. для обозначения эскизов, планов. Постепенно оно стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание.
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие "projectus" означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. "Метод" является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Рассмотрим наиболее распространенные виды проектов которые используются на уроках:
По методу, доминирующему в проекте:
исследовательские; информационные; творческие; игровые; практические; ознакомительно-ориентировочные.
По предметно-содержательным областям:
монопроекты (в рамках одной предметной области); межпредметные.
По характеру координации:
с открытой, явной координацией; со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).
По характеру контактов:
внутренние или региональные (в пределах одной страны); международные (участники являются представителями разных стран).
По количеству участников:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников); школьные (внутри одной школы); региональные; российские; международные.
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные (несколько уроков); средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проектный метод в школьном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, как учителя, так и учащихся.
Метод проектов всегда предполагает решение учеником какой-то проблемы. Ее решение предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных образовательных областей.
Таким образом, как было сказано ранее, использование проектной деятельности на уроках   является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Список использованной литературы:

http://www.issl.dnttm.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бабинский М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.- №6.- С.11-16. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.- С.21-28.
Бобылева О.Л., Филькина Т.Г.Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. Как готовиться к внедрению нового стандарта образования?// Инновационные проекты и программы в образовании.-2013- №6.
Боярина О.В.Реализация ФГОС в условиях сельской школы.//Вестник образования.-2011.-№11.-С.41- 44. Булаев Н. «Столь объемных вложений в систему образования не было никогда».//Вестник образования.-2011.-№10.-С.4-9.- (Работаем по новым стандартам).


15