Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе

«Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ№ 9 города Аши
(с профессиональным обучением)»
Сулимова Надежда Михайловна

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.  В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту –совершенно особые.
1.Необходимо наличие лично или социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует наличия элементов исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск и структурирование информации особым образом, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое и эффективное средство решения проблемы.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “шесть П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Классификация проектов
1. по содержанию:
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
2. По комплексности  можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3. По территории охвата участников.
- внутриклассные; - внутришкольные; - региональные; - межрегиональные; - международные

Критерии классификации проектов


Критерии
Виды проектов

1
Содержание проекта
· предметные (выполняются на материале конкретного предмета).
· межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
· метапредметные (выполняются в основном на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2
Включенность проектов в учебные планы
· текущие (на самообразование и проектную деятельность школьников из учебного курса выносится большая часть содержания обучения).
· итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

3
Продолжительность выполнения проекта
· мини-проекты (один или несколько уроков)
· краткосрочные (несколько дней; выполняются во внеурочное время.).
· среднесрочные (несколько недель; выполняются во внеурочное время).
· долгосрочные (несколько месяцев; выполняются во внеурочное время).

4
Организационные формы
работы участников в проекте
· коллективные.
· групповые.
· индивидуальные.


Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”.
Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий; - сформированность алгоритма сравнительного анализа; - умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; - возможность выделять общий способ действий; - перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста -теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности - опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
1.- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); 2.- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); 3.- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 4.- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
4 - й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Ученик
Учитель

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика,и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.
Организация проектной деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Таким образом, Учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому,максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер,имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Этапы проектов и их характеристики
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
Метод проектов начинаю реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах:
проблемное введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.
Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание «Давайте вместе подумаем» (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему летом снег в горах не тает? и т.д.).
Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили».
Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?)
Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей. Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.
В ходе проектной работы учащиеся познают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, делают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения. Как показывает опыт работы, большинство учащихся идет своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат друг друга. Пример краткосрочного исследования: Урок окружающего мира в 1классе «Комнатные растения у нас в классе».
Проблема, поставленная в исследовании: некоторые комнатные растения в классе стали желтеть и сбрасывать листву.
Предположения первоклассников: на них влияет шум, им чего – то не хватает.
Поиск пути решения. Вооружившись лабораторными стаканами, фильтрами, стеклянными палочками, лупой, дети провели опыт с почвой, выяснив, что она состоит из песка, глины, «остатков растений», а при фильтрации через почву в стакан капала помутневшая вода. Это растворённые в воде питательные вещества. Для чего они нужны растениям прочитали в «Почемучке». Из «Атласа – определителя» узнали, что многие комнатные растения не любят прямых солнечных лучей, а зимой требуют умеренный полив. Обнаружив на листьях пыль, Данил вспомнил, что мама дома просит его протирать растения влажной салфеткой. В результате исследования пришли к выводу о правилах ухода за комнатными растениями:
1.Поливать растения.
2.Рыхлить почву.
3.Подкармливать их удобрениями.
4.Вытирать пыль с листьев, убирать засохшие и пожелтевшие.
Выяснили, что хлорофитум и папоротник нужно убрать с подоконника, так как им не нужно много света. У нас получился проект «Модель классной комнаты с комнатными растениями, расположенными в благоприятных для них зонах». Кроме того, пришли к выводу, что забота о комнатных растениях делает человека добрее.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Поработав учёными, дети захотели продолжить изучение условий для жизни растений. Возникла идея долгосрочного проекта по выращиванию тюльпанов «Вырастим тюльпаны для любимой мамы». Задались проблемой: Можно ли в домашних условиях вырастить садовые растения? Составили план исследования. Из интернет – источников выяснили, что Родина тюльпана – Персия. Это многолетнее луковичное растение, может быть самой необычной раскраски и формы. Считается одними из неприхотливых. С помощью родителей собрали посадочный материал, взяли ящички и лейки из выносного ложемента. Луковицы тюльпанов рассмотрели с помощью цифрового микроскопа и выяснили, что они покрыты чешуйками, на донце имеются маленькие корневые волоски. В процессе работы с луковицами тюльпанов ребята выяснили, что для прорастания этих «неприхотливых» растений необходимы следующие условия:
Выдержать луковицы 6 недель в холодном месте (на нижней полке холодильника), для формирования и развития корневых волосков.
Затем ящички с луковицами тюльпанов поставить в теплое и светлое место (подоконник), периодически увлажняя почву. Через некоторое время тюльпаны проклюнуться.
В ожидании «раскрытия цветка» ребята ведут дневник наблюдения, где записывают, частоту и обильность полива, рост и изменения растения.
На данном этапе очень важно поддержания чувства успешности в результате формирования исследовательских навыков. Т.к. каждый день ребята ведя свой личный дневник наблюдения, замечают изменения в живом организме, которому «дали жизнь».








Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 города Аши Челябинской области (с профессиональным обучением)»









Проект по окружающему миру
«О братьях наших меньших»





Выполнил: Солянникова Татьяна, 4А класс
Руководитель: учитель начальных классов МКОУ СОШ №9
Сулимова Н.М.


Аша
2014 г.

Проект по окружающему миру, посвященный братьям нашим меньшим
4 класс





ГУППИ
В любом зоомагазине или рынке можно увидеть небольших рыбок с большими хвостами и яркой окраской. Это гуппи - самая распространенная и популярная аквариумная рыбка. У многих любителей аквариумистов это хобби начиналось именно с нее, да и опытные аквариумисты не забывают подчас о гуппи. Это излюбленный объект для изучения генетики. Речь выше шла о самцах, именно они отличаются большими хвостами и яркой, разнообразной окраской. Размеры у них небольшие: 1,5-3 сантиметра. Самки значительно крупнее, до 6 сантиметров, но невзрачные. Окраска сероватая , больших хвостов нет. Хотя в аквариумах встречаются частично окрашенные самки с увеличенными хвостовыми плавниками.
Небольшие размеры рыбок позволят содержать 5-7 штук в аквариуме на 15- 30 литров, установленном на письменном столе. При невысокой плотности рыб и наличии нетребовательных живых растений можно отказаться от фильтрации и аэрации воды . Главное не забывать, в этом случае , делать почаще подмены воды и чистить грунт. Дополнительное освещение конечно нужно, но в качестве него вечером вполне подойдет настольная лампа. Кормить можно сухими или промышленными кормами из баночки. Рыбки легко могут перенести недельную голодовку в ваше отсутствие, и просить покормить их соседей лучше не нужно, случайный перекорм, из лучших побуждений, может привести к порче воды и гибели рыб.
В настоящее время рыбки гуппи в природе распространены в большинстве тепловодных водоемов. Распространялись они искусственно , в целях борьбы с малярийным комаром , так как с удовольствием поедают их личинок. Изначально же существовали в Бразилии, Венесуэле и Гвиане. Существуют локальные популяции даже в России, в местах сброса теплых стоков . Начало им ,видимо, дали аквариумисты , выпустивших туда рыбок.
В аквариумах разводят большое количество гуппи, отличающихся по окраске, форме плавников и хвоста. Исходный материал взят из разных природных водоемов. Как правило, поэтому систематизировать их практически невозможно. Есть масса вариаций хвостового плавника: круглый хвостовой плавник, два меча, сверху и снизу, один меч, редиска, лира. Верхний плавник может быть шарфовым, спускаясь даже на хвостовой плавник. Эффектны однотонные окраски: полностью черная- черный принц, красная –красный альбинос, зелено-малахитовая- московская малахитовая, синяя- московская синяя. Красивы мраморные гуппи с хвостами окрашенными черно- белыми или черно-желтыми небольшими пятнами.
В разных странах существует огромное количество объединений любителей гуппи, увлекающихся селекцией этих замечательных рыб. Наиболее крупным является Международный совет по селекции гуппи, объединяющий 12 заподноевропейских стран. Им разработаны наиболее подробные стандарты селекции и ежегодно проводятся международные конкурсы-выставки.
СОДЕРЖАНИЕ и УХОД
Гуппи достаточны неприхотливы, а содержание безродных рыбок вообще не вызывает труда. К составу воды и качеству корма они не требовательны. Но если хочется иметь породистых самцов с большими плавниками и хвостами, то условия содержания для них должны быть идеальными. Наиболее подходящая по жесткости вода -6-10. Оптимальная температура 24 градуса, хотя диапазон в котором могут жить эти рыбки достаточно велик 18- 30 градусов. Желательна смена трети воды раз в неделю на отстоянную, той же температуры. Полезным является добавление поваренной соли из расчета чайная ложка на 10 литров воды . Несмотря на то, что пара взрослых рыб может жить даже в трёхлитровой банке , для содержания элитных рыбок гуппи используются аквариумы от 50 литров из расчета 1 литр воды на самца и 2 литра на самку, при наличии интенсивной аэрации и фильтрации воды.
Самцы гуппи могут задирать друг друга в борьбе за самку, но обычно такие столкновения к серьёзным травмам не приводят. А вот при содержании с другими видами могут быть проблемы. Сами эти рыбки маленькие и безобидные. И поэтому могут пострадать от других, более крупных и шустрых соседей. Особенно это касается самцов с огромными хвостами . Содержать совместно их можно только с миролюбивыми мелкими видами. Даже с небольшими барбусами уже возникают проблемы. Для получения интенсивной окраски самцов существенным является освещение. Кормление гуппи достаточно просто. Время жизни сильно зависит от температуры. Чем выше температура содержания, тем быстрее идут обменные процессы и меньше срок жизни рыбки. В аквариуме обязательно должны быть заросли растений и свободное пространство для плавания . Растения служат укрытием для самок от слишком назойливых самцов . А в случае размножения в общем аквариуме – убежищем для мальков . Гуппи требуется растительная подкормка, поэтому они с удовольствием общипывают с растений и камней налёт водорослей .


РАЗМНОЖЕНИЕ
Разведение рыбки гуппи чрезвычайно просто, они самостоятельно размножаются в общем аквариуме без каких либо дополнительных условий. При этом самца может и не быть длительное время , так как самки могут приносить потомство много раз после одного оплодотворения . Как все знают, гуппи- живородящие. Вместо икры они мечут вполне сформировавшихся, плавающих и готовых сразу питаться мальков. Икра развивается внутри матери и она мечет мальков уже полностью сформированными, как миниатюрные копии своих родителей .Оплодотворение происходит в теле матери с помощью специального органа самца-гоноподия, который формируется из анального плавника.
Беременность самок длится 35-45 дней , в зависимости от температуры воды. Количество мальков у самок различается. Это зависит от ее возраста, размеров и кормления . В первый раз самки мечут порядка дюжины мальков, а старые аж до ста штук.
Эти рыбки плохие родители, они с готовностью съедят свою собственную молодёжь, если будут голодные. Поэтому, если вы планируете получение потомства, самку перед родами необходимо отсадить в отдельный специальный сосуд с большим количеством мелколистных растений. Как только мальки будут выметаны, ее необходимо удалить. В хорошо сбалансированном аквариуме много мальков гуппи выживают без присмотра, скрываясь в густой растительности, а как только подрастут, они будут в безопасности, но из-за нехватки корма в общем аквариуме, у рыбок будут небольшие плавники и неяркая окраска.




















Литература
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
7. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
8. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
9. Начальная школа. 2003. № 12.

    Рисунок 1        15