Использование метода проектов в преподавании русского языка и литературы в СПО
Практика использования метода проектов
на уроках литературы в СПО
Современный выпускник школы должен отвечать всем требованиям социума: не только иметь багаж знаний, но и способность меняться, умело взаимодействовать с людьми, брать на себя ответственность, находить выходы в трудных ситуациях, быть конкурентоспособной личностью. Новые технологии, в том числе и метод проектов, помогают творческой самореализация школьника, развитию его интеллектуальных возможностей, а, следовательно, помогает выпускнику соответствовать современным требованиям. Без качественного чтения, развития коммуникативно-речевой культуры сделать это невозможно. Большое значение в этом играют уроки литературы. По определению П.И.Третьякова, основные требования к применению методов проектов заключаются в следующем:
наличие значимых для исследования проблем,
практическая, теоретическая, познавательная значимость полученных результатов,
развитие самостоятельных видов деятельности,
обязательное структурирование содержательной части проектов.
Такие требования вполне выполнимы (под руководством учителя) учащимися старшей ступени обучения на уроках литературы. К этому времени они обладают достаточным количеством знаний и умений по теории литературы, владеют основными исследовательскими методами, хорошо владеют компьютером, обладают коммуникативными навыками, в разной степени критическим мышлением.
Учащиеся могут использовать теоретические знания по предмету для практического решения конкретных проблем. Участие в исследовательских проектах на материале художественных произведений способствует:
- развитию у учащихся исследовательских умений,
- развитию механизма критического мышления,
- развитию коммуникативных навыков,
- повышению личной самооценки.
В практике организации исследовательских проектов на уроках литературы использую индивидуальные и групповые проекты, рассчитанные на участие всего класса. Это уроки освоения нового материала, уроки по отработке навыков решения учебных задач, уроки обобщения знаний. Последние имеют большую значимость для осмысления прочитанного произведения, выработке своего взгляда.
Участвуя в групповом проекте, ученик обязан выполнять все виды задач в установленные сроки, тщательно и глубоко прорабатывать свой блок, уметь слушать и слышать, свободно выражать свои мысли и идеи, быть доброжелательным, тактичным.
Роль учителя в проекте: разработчик, консультант, координатор, эксперт.
Метод проектов на уроках литературы позволяет решать несколько задач:
1. повысить мотивацию к чтению классической литературы,
2. создать условия для творческой реализации ученика,
3. развить навыки поисковой деятельности.
Основной задачей проектов является формирование читательской культуры через универсальные учебные действия и метапредметные компетенции:
работа с учебной литературой, словарями,
анализ текстов в соответствии с заданной темой,
выявление и формирование основных мыслей,
составление плана, тезисов,
подготовка публичного выступления и презентации.
Организацию исследовательского проекта на материале классической художественной литературы можно продемонстрировать на примере урока в 10 классе по теме: «Роль антитезы в осмыслении романа Л.Н.Толстого «Война и мир»».
Цель урока: Выявить роль антитезы в понимании проблем, авторской точки зрения, системы образов романа.
Задачи урока:
Развивать информационную компетентность (работа с текстом).
Совершенствовать коммуникационную компетентность (публичные выступления).
На подготовительном этапе проходит несколько консультаций учителя по теме, задачам урока, обсуждению формы урока. Класс делится на группы, после чего с каждой из них определяем тему, проблемы, виды деятельности, алгоритм работы.
«Антитеза - один из приемов стилистики, заключающийся в противопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией и внутренним смыслом». Основываясь на данное определение, выявляем круг вопросов, который возможно исследовать и выйти на главную проблему урока. Вот некоторые из них:
Смысл название романа.
Главные события по нескольким сюжетным линиям.
Образы, характеры некоторых героев.
Наиболее значимые и актуальные проблемы.
Приемы, характерные для обозначенных проблем.
Авторская позиция.
За время организационного этапа были отработаны проблемы и задачи для группы, пар, индивидуальные задания. С учетом интересов учащихся сформировалось четыре группы, в каждой из которых был лидер, критик, технолог. Методом мозгового штурма группа определила конкретные задачи, методику, технологию, установила сроки выполнения каждого этапа. Каждая группа учащихся сформулировала свои, более конкретные темы. В том числе были такие: «Настоящие герои и военные трутни в романе «Война и мир»», «Антитеза в системе образов романа», «Прекрасное и безобразное в романе: точка зрения автора».
Исполнительский этап – самый длительный и самый важный. Ученики используют самые разные методы работы над проектом.
-Во-первых, работа с текстом: чтение, перечитывание романа, подбор фактического материала, цитат, аргументов, наблюдения по определенным алгоритмам, фиксация статистики и ее анализ.
- Во-вторых, анализ литературоведческих материалов: гипотезы, разные точки зрения, сопоставительный анализ.
- В-третьих, сбор материала, определение формы его изложения, создание презентаций. Во время консультаций, работы в группах, парах выявились ключевые понятия, направления по каждой теме.
Ученики противопоставляли бездуховность, пошлость, безнравственность завсегдатаев салонов и настоящую любовь, естественность, одухотворенность лучших представителей дворянства.
В выступлениях и презентациях учащиеся показали антитезу и в приемах автора:- монументальность исторических событий - подробности жизни людей,
- масштабность - детализацию,
- русскую речь, простую и ясную - использование французской речи... и т.д.
Характеризуя Кутузова и Наполеона, выделили простоту, добро и правду, противопоставленные позерству, фальши и эгоцентричности. Таким образом, учащиеся в своих выступлениях доказали: антитеза – главный прием автора, в романе ей все наполнено и соединено.
Завершающий этап – представление своих проектов, ответы на вопросы показали, насколько глубоко ученики размышляли, выработали свое мнение, открыли для себя новые заповеди великого писателя. Логика, аргументация, ссылки на дневники автора, мнения литературоведов делали их выступления убедительными. Каждая группа сделала свой вывод о роли антитезы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Выступления групп оценивались по следующим параметрам:
№ Критерий Количество баллов
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1. Научность (знание текста, литературоведение, ссылки на первоисточники...) 2. Уровень исследования, доказательность 3. Речь, логика, собственное мнение 4. Презентация. 5. Ответы на вопросы. 6. Всего баллов Рефлексия урока – домашнее сочинение по одной из предложенных тем:
Чем близка мне личность Л.Н.Толстого.
«Человеческое в человеке – высшая ценность, суть сути»,- Л.Н.Толстой.
Мои мысли о романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Идеалы прекрасного в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Библиографический список:
1. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы. - Москва: Флинта, Наука, 2012.
2. П.И.Третьяков. Методика преподавания: технология модульного обучения в школе. - Москва: Новая школа, 2010.
3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.- Школьные технологии, 2011.