Статья Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности

Тема: Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности.
(слайд 1) Я работаю под лозунгом «Не приневолить, а приохотить к изучению ИНФОРМАТИКИ».
(слайд 2) Цель: Повышение педагогического мастерства по теме использования метода проектов на уроке информатики, формировать творческую личность учащихся 5 – 11 классов, используя на уроках метод проектной деятельности.
(слайд 3) Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
Организация обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов.
Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
(слайд 4) В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством,
мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения.
Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Ни для кого не секрет, что именно учитель информатики должен в силу специфики преподаваемого предмета, постоянно учиться сам- принцип непрерывности обучения учителя и учащихся.
ученые установили, что каждые 1,5-2 года информация устаревает;
еще быстрее устаревает, а точнее сказать обновляется техническая составляющая нашего предмета (hardware);
постоянно появляется новое программное обеспечение (software).

А узнавая  и находя что-то новое, учитель постоянно своим примером “провоцирует” учащихся к самообразованию.

(слайд 5) Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:  - 10% от того, что они читают;  - 26% от того, что они слышат;  - 30% от того, что они видят;  - 50% от того, что они видят и слышат;  - 70% от того, что они обсуждают с другими;  - 80% от того, что основано на личном опыте;  - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;  - 95% от того, чему они обучаются сами. 
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов применяется не только при изучении определенной программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.
Занятия в профилях мотивируют  учащихся  к изучению информатики и ИКТ,  в том числе  таких компьютерных программ, которые не предусмотрены школьным курсом (Adobe Photo Shop, Publisher и других), что также способствует достижению позитивных результатов.
(слайд 6) Итак, для чего нужен метод проектов?  Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.  Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.  Принимать самостоятельные аргументированные решения.  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. 
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. 
Что же такое «метод проектов»?
(слайд 7) Итак, метод проектов – личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. (слайд 8) Проект как дидактический метод может быть реализован в образовательном учебном процессе через проектную деятельность, через учебный проект, который состоит из «пяти» П:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация (иногда добавляют шестое «П» – Портфолио – это все рабочие материалы проекта).

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.
Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Учеников привлекает новизна проведения таких мероприятий, интерес к работе с компьютером. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Повышается самооценка учащихся, знающих, что их труд не пойдет в корзину, а будет широко использоваться. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.
Какова роль учителя, педагога в этом демократическом по своей сути взаимодействии: учитель <––> ученик, ученик <––> ученик? Главное действие учителя заключается в том, что он управляет этой деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использует разнообразные формы, средства обучения и коммуникации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
(слайд 9 ) Список ролей руководителя проекта:
Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
Специалист (обладает занятиями и умениями в нескольких – не во всех! - областях);
Консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);
Руководитель ( особенно в вопросах планирования времени);
«Человек, который задает вопросы, организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей;
Координатор всего группового процесса;
Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Сегодня можно уже говорить о некотором опыте работы по обозначенной теме, который сложился как индивидуальная педагогическая технология учителя, созданная на основе метода проектов.

Классификация проектов
Существуют различные классификации проектов:
По доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект;
информационный проект;
творческий проект.
(слайд 10) По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты. 
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Работа в группах; продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Например,
(слайд 11, 12, 13,14 ) Проект «Кроссворд - проверь свои знания»
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Тип проекта: практико - ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет или любая тема информатики, изучаемая на уроках.
Длительность: один урок
Ход проекта:
определение темы вопросов для кроссворда;
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
создание макета кроссворда на бумаге;
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;
запись вопросов и ответов к кроссворду;
представление результатов работы учителю.
Перед проведением проекта целесообразно попросить учителей предметников принести кроссворды, которые бы они хотели использовать на своих уроках. Заготовки можно использовать в качестве исходного материала. Таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным.

(слайд 15) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома. 
Пример, проект « Алгоритмы », 7 класс; работа в группах; продолжительность 4 урока.
1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп сбор информации по своим элементам.
2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации.
3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
(с данным проектом мы выступили на мультимедийном фестивале, где заняли призовое место. Но прежде его усовершенствовали).
( слайд 16, 17, 18, 19, 20 ) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Чаще всего данные проекты создавались для школьных конкурсов.
Проектную деятельность я применяю не только на уроках, но и на факультативных занятиях, а также провожу школьные внеклассные мероприятия по информатике (компьютерные проекты ), приуроченные к различным датам и  юбилеям, в разных ПО. (по своему усмотрению). Тем самым вдохновляю детей на развитие коммуникабельности.
( слайд 21,22,23,24,25,26 ) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время. 
Многие из вас, уважаемые коллеги, ежегодно принимаете участие со своими учениками в различных городских, областных конкурсах проектов учащихся, которые проводят ГОО, колледжи, институты).
Формы продуктов проектной деятельности также могут быть разнообразны. Это и видеофильм, серия иллюстраций, учебное пособие и т.д. (С данными проектами учащиеся выступают в мультимедийных фестивалях, различных городских и областных конкурсов проектов, проводимые различными ОУ, научные чтения).
( слайд 27)
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся зависит от обновления самого содержания образования.
А метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
И наша задача – воспитать такую личность, которая бы смогла реализовать себя в современном информационном обществе.
Литература
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.
Электронный каталог [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рубрика журнала «Педсовет по средам» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1їђ Заголовок 315