Статья на тему Использование метода проектов на уроках информатики
Слоквина Е.А.,
учитель информатики
Шахтерской ОШ І-ІІІ ступеней №2
Использование метода проектов на уроках информатики
(из опыта работы)
Цель:
создание оптимальных условий для развития творческих способностей ребёнка на уроках информатики;
создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия учителя и ученика;
создание положительной мотивации к учению;
активизация познавательные процессов, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов;
развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций ребенка.
Учитель информатики. Кто он? Какой он? Почему о нём стоит говорить как о некоем уникальном явлении нашего школьного образования?
Многие педагоги уверены: «Компьютерные технологии – это бесперспективно, ни к чему хорошему не приведет, дети теряют навыки письма и чтения». Я с этим мнением абсолютно не согласна! Считаю, что во многом – это возгласы учителей, которые не могут или не хотят освоить компьютерные технологии в полной мере. А современные дети могут нас многому научить! Ведь они лучше нас овладели современными устройствами, для них не составляет особого труда разобраться в компьютерной программе, в мобильном телефоне, смартфоне или планшете. Они делают это играя. И это их умение нужно использовать для их же блага.
Говорите, не читают? Читают, но электронные книги, интересные для них. Заинтересуйте детей! Говорите, не пишут? Пишут, но в чатах. Научите их делать это правильно и грамотно! Говорите, не учат? И тут готова поспорить. Если детям что-то интересно, они готовы перевернуть Интернет, чтобы найти то, что их затронуло и узнать об этом ещё больше! Сделайте преподавание интересным, а не скучным и однообразным для ваших учеников…
Кто покажет ученикам, что компьютер – не только средство для развлечений, а друг и помощник человека во многих делах? Кто научит их РАБОТАТЬ на компьютере? Кто покажет чудесный и многогранный мир информации и научит ориентироваться и жить в нём, что так необходимо в условиях становления нового типа общества – информационного? И здесь огромное значение отводится именно предмету «Информатика».
Кроме этого, изучение предмета «Информатика» предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просто необходимо. Во-вторых, информатика – наука быстроразвивающаяся. Почти ежегодно обновляется парк машин, меняется их программное обеспечение. В-третьих, проведение практических занятий заставляет учителя быть и психологом и техником одновременно. В-четвёртых, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.
Меня, как и многих учителей информатики, всегда волновал вопрос: как при малом количестве часов, обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, запоминающимся надолго.
В своей учебно-педагогической деятельности в зависимости от степени подготовки учащихся, новизны и сложности изучаемого материала, возраста детей, использую различные методы обучения (метод проектов, кейс-метод, дискуссия, исследовательский метод, «мозговой штурм», «мозговая атака», интервью, презентации, просмотр и обсуждение видео, обратная связь, лекция с заранее объявленными ошибками, игровые методики и др.) и формы организации и проведения урока (работа в группах, спарринг-партнерство, игровое сотрудничество). Но, на мой взгляд, добиться положительной мотивации к учению, активизировать познавательные процессы, способность синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов позволяет именно проектный метод обучения. Кроме этого, метод проектов как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций учащихся: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Поэтому выбрала проблему «Использование метода проектов на уроках информатики».
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой и другими источниками информации. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателя.
Ежегодно ученику или малой учебной группе (2 – 3 человека) предоставляю возможность выбора темы проектной работы, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Ребята выдвигают проблему, проводят исследования, предлагают свои формы организации ресурса или программного продукта, решая при этом, кроме образовательной, и коммуникативную задачу. И чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа. В 2013 году моими учениками были разработаны проекты по технологии, предлагаемой программой «Intel. Обучение для будущего» в рамках проекта «Открытый мир». В 2013-2014 учебном году учащиеся 2 класса под моим руководством создали проекты для участия в конкурсе «Успешный проект», который также проводился программой «Intel. Обучение для будущего». Хочется отметить, что метод проектов играет значительную роль при изучении отдельных тем. Приведу несколько примеров.
При отработке навыков работы в графическом редакторе MS Paint после разбора теоретического материала я учащимся предлагаю, например, создать “Чертеж дома вашей мечты”, “Поздравительную открытку”, “Семейный коллаж”. Интересными и оригинальными были работы учащихся 5 класса, созданные для участия в конкурсе «Дудл для Google».
При изучении MS Word даю задания, которые интересны и познавательны: учащимся помладше - сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему, а старшеклассникам – написать эссе (темы предоставляют филологи). Красиво, грамотно оформленная работа каждого ученика оценивается мной и другими преподавателями, чтобы дети имели возможность получить оценку не только по информатике, но и другим предметам. Такие работы помогают наладить межпредметные связи. Изучив работу с таблицами в Word, учащиеся создают собственный календарь на месяц, год (со вставкой фоновых рисунков, выполненных самостоятельно в графическом редакторе).
При изучении темы “Создание презентаций средствами Power Point” создаем проект “Из нашей школьной жизни”. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают направление, собирают материал, создают презентацию и защищают свои наработки. Затем все работы объединяются в одно целое. Радость учащихся неимоверная, ведь каждый внес свой вклад в такой грандиозный проект.
Сравнивая работу с текстовым, графическим редакторами или редактором презентаций в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта” можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронными ресурсами, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.
Только такая организация уроков предполагает, по моему мнению, высокую степень свободы и творчества учителя. Только так можно сделать предмет интересным для учащихся. Только так можно достичь требуемых результатов обучения и воспитания.
Результаты работы:
участие в Республиканском конкурсе педагогического мастерства «45 минут славы», участник конкурса;
высокие результаты в конкурсе «Бобер-2013», а именно: из 22 участников конкурса 17 человек показали отличный результат и 5 человек – хороший,
лауреаты и победители международной олимпиады по информатике в рамках проекта «Инфоурок» весна-2015,
победители городского конкурса компьютерного рисунка «Территория Победы» (2015г.),
участие в Международном творческом конкурсе «Дудл для Гугл - 2014»,
участие в программе «Intel. Обучение для будущего» в рамках проекта «Открытый мир» (2013г.),
Участие в конкурсе «Успешный проект», который также проводился программой «Intel. Обучение для будущего» (2013-2014гг.).