Статья по теме Использование метода проектов на уроках окружающего мира, как одно из эффективных условий формирования научных понятий (начальная школа)
Использование метода проектов на уроках окружающего мира, как одно из эффективных условий формирования научных понятий
История развития и сущность проектной деятельности
Проектный метод в школьном образовании сегодня рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современная педагогическая технология проектного обучения – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств обучающихся. «Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде».
Сущность метода проекта заключается в том, что при его использовании обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразную с его личными интересами и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. «Решить проблему» в данном случае – значит применить на практике необходимые знания и умения из различных областей жизни и получить реальный и ощутимый результат собственной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При этом учащиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике, тогда вся решаемая проблема приобретет контуры проектной исследовательской деятельности.
От других инновационных педагогических технологий метод проектов отличают те основные дидактические требования, которые предъявляются к его использованию в учебном процессе. Они могут быть сформулированы следующим образом1.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Целевая направленность на нечто оригинальное, новое.
3. Принципиально иной подход к решению учебной задачи или проблемы, нежели при традиционном (репродуктивном) обучении. Этот подход можно выразить словами: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».
4. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
5. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит учить в первую очередь.
6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). При этом необходимо помнить: покуда проект не реализован, его допустимо многократно пересматривать и перепроверять с целью обнаружить, скорректировать и свести к минимуму недосмотры, просчеты, ошибки, неизбежно вкрадывающиеся во все человеческие начинания. После того как проект будет воплощен, исправление таких ошибок, подчас крайне опасных, может оказаться слишком сложным и трудоемким, долгим, дорогим или даже совсем неосуществимым.
7. Исследовательский характер работы: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
8. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены.
Одним из важных требований при использовании метода проектов является правильный выбор темы проекта. Выбор темы может быть осуществлен учителем с учетом учебной ситуации по предмету или на основе интересов и способностей учащихся. Тема проекта может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, при этом ориентируются на собственные интересы (познавательные, творческие, прикладные).
Классификация проектов
Различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа – в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.
Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными: индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты.
В соответствии «с доминирующим в проекте методом познания действительности или видом деятельности различают следующие типы проектов»1.
Исследовательские проекты «требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием»2.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся, она только намечается и далее развивается, «подчиняясь жанру конечного результата, интересам участника проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, программы, плана, статьи, дизайна, рубрик и т.п.».
В приключенческих, игровых проектах структура также только намечается и остается открытой (свободной) до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, – по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо явления или события др.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. «Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта»1.
По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам:
1) краткосрочные – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы; такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
2) средней продолжительности – от недели до месяца;
3) долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.
В практической деятельности педагогу чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки, например, исследовательских проектов и творческих, или одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Итак, типы проектов бывают разными. Но во всех есть три главнейшие стадии, или фазы.
На первой стадии выдвигается плодотворная гипотетическая идея. На второй – из первоначально туманной идеи вырисовывается постоянно усложняющийся проектный образ того, чего мы желаем достичь. Завершающая фаза – составление проектно-технологической документации, в которой описаны все те операции и процедуры, которые нужно произвести определенными орудиями над определенными материалами для того, чтобы реализовать проектный замысел, т.е. перевести образ желаемого нами из возможного будущего в актуальное настоящее.