Статья по математике на тему Использование элементов метода проектов на уроках математики

Использование элементов метода проекта для формирования у обучающихся опыта непрерывного математического образования
Известно, что легко увлечь детей предметами гуманитарного цикла, там очевидна связь с жизнью. Гораздо сложнее нам, учителям физики и математики, поскольку для многих детей это бесконечные цифры, уравнения и «страшные» задачи. Для них математика -это как правило учебник и задачник, поэтому увлечь физико-математическим профилем, смотивировать на него -задача не простая. Еще сложнее вызвать интерес у детей-гуманитариев, которым, на их взгляд, математика в жизни не пригодиться, лишь бы сдать ЕГЭ и ОГЭ, думают многие из них.
Сегодня, я хочу поделиться опытом предпрофильной подготовки в классах с точки зрения развития познавательного интереса к предмету математика. На мой взгляд, предрофильное обучение начинается далеко не в 9 классе, когда начинаются элективные учебные предметы, а гораздо раньше. Учителям математики, как правило на уроках не хватает времени для всякого рода игр, проектов, соревнований, особенно в школах, где часов математики строго по плану. Мне повезло. В 5-6 классе у нас есть такой предмет, как наглядная геометрия. Первые творческие работы с детьми появились именно на этом предмете. В курсе этого предмета есть тема «Центральная и осевая симметрия», домашним заданием было найти, где встречается симметрия. Из этого задания сложились наши первые проекты.
Каждый по-своему понимает и принимает «Метод проектов». Если бы я сказала, что использую этот метод, я бы ввела вас в заблуждение, да и вы бы мне, скорее всего бы не поверили. Очень много говорят про этот метод, его использовании на различных предметах. По-моему, это один из основных методов, позволяющих заниматься учебно-исследовательской деятельностью. Но использовать его полностью в ходе урока или серии уроков мне представляется невозможным, поэтому я буду говорить о применении элементов метода проекта, о некоторых приемах характерных для него.
Вернемся к наглядной геометрии. При изучении симметрии мы осуществили три «проекта». Их результатам стали две иллюстрированные книжки «Симметрия в русском языке» и «Симметрия в сказочной архитектуре». Эти проекты были краткосрочными, в течение 2-х недель, при одном уроке наглядной геометрии в неделю.
По нашему обоюдному с детьми желанию в 6-ом классе появились творческие уроки по субботам. По каждой теме при окончании ее изучения вставал вопрос, где же в жизни встречаются эти математические знания, появлялись газеты, интересные работы в тетрадях. Дети учились работать в группах, по парам, развивалась самодисциплина. Интерес если не к математике, то к математическим знаниям, пусть не сложным, пока не очень научным фактам постепенно возрастал. Это уже половина успеха. Работы выставлялись в кабинете, их могли посмотреть ученики других классов, выставлялись в коридорах школы при проведении недели математики. Был дополнительный стимул, выполнить работу качественно, красиво, интересно.
Затем мы доросли до элективных учебных предметов. Когда я впервые взяла элективный учебный предмет «Процент!-О-Мания!» и мне сказали, что эти уроки должны отличаться от обычных уроков, я подумала, что это невозможно. Сама классно-урочная система, на мой взгляд, задает стиль преподавания. Мне помог опыт проведения уроков наглядной геометрии. А когда я узнала, что отметок на элективных занятиях нет, задумалась. Для многих наших учеников единственным мотивом для работы является получение хорошей отметки, в большинстве случаев для наших отличников и ударников. Как оценить работу детей? Как придумать новую форму работы, отличную от обычных уроков? Очень много вопросов и не одного ответа, как мне тогда казалось. Ответы пришли неожиданно. На первом занятии я рассказывала о процентах. Один из учеников спросил, так ли уж важны эти проценты в жизни, где они встречаются и вообще зачем их изучать? Вопрос повис в воздухе. Урок закончился. Я попросила всех подумать над этим вопросам. И следующее занятие мы начали с этого вопроса. Конечно, на всякий случай, я приготовила ответ, как оказалось немного отличающийся от рассуждения детей. Дети поделились на пять групп, случайно. Число участников групп было разным:
-проценты нужны, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить туда, куда планируешь (для меня этот ответ был очевидным);
-проценты встречаются в задачах для малышей, а каждый из них будущий родитель (неожиданный для меня ответ);
-любые задачи помогают развивать логику, не обязательно про проценты;
-чтобы сделать выгодную покупку (скидки и распродажи-тенденции наших дней)
-ничего не думают, абсолютно все равно.
Я предложила пятой группе присоединиться к какой-нибудь близкой для них позиции, а каждой группе доказать свою позицию документально, то есть выдать материальный продукт, по общему решению, у нас снова получились книжки. Может быть, так как я сама очень люблю читать, а времени не хватает, хоть это и не было моим предложением?
В профильном классе идет работа над двумя долгосрочными серьезными проектами, в которых рассматриваются два серьезных вопроса:
-решение заданий С-4 ЕГЭ;
-методы решения тригонометрических уравнений.
Так элементы метода проекта прочно вошли в наши уроки математики, элективные занятия. Они позволяют организовать учебно-исследовательскую деятельность. Прививать интерес к предмету. Казалось бы, на этом всё, а нет.
В этом учебном году я начала работать в 5А классе по ФГОС. Как вести уроки по-новому? С этой проблемой, наверное, столкнулся каждый, кто работает в таких классах. Как и прежде мне на выручку пришел метод проекта. Этот метод как никакой другой работает на развитие всех УУД:
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана;
познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении
- умение отвечать на незапланированные вопросы и т. д.
Если подвести итог, то в процессе нашей работы:
-большая часть обучающихся начинает лучше учиться;
-у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка;
-вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.
В  реализации предлагаемых  проектов  заинтересованы  все:
- ученик  занят работой  и развитием  своего  творческого потенциала (применением знаний  в новых  ситуациях) с перспективой  получить  несколько  оценок  и  благополучной  аттестации  по предмету;
-  учитель  заинтересован  в  повышении знаний  и интеллекта  учащихся, их  занятости  творчеством;  
- родители  - в благополучной  успеваемости  их  ребёнка,  в  перспективе  вырастить  ребёнка  с  умной  головой, умением применять свои знания на практике.








15