Конспект к уроку на тему: Словообразование (6 класс)


Тема: Основные способы образования слов в русском языке. 6 класс
Цели и задачи:
изучить основные способы образования слов в русском языке;
формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;
формировать орфоэпические и орфографические навыки;
развивать логическое, ассоциативное мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.
воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.
.Оборудование: презентация, карточки – задания, снежинки, Школьный словарь строения слов в русском языке.
Ход урока.
1.Организационный момент 3 мин.
Учитель: Добрый день, ребята. Не спешите садиться. Давайте представим, что мы с вами снежинки. (Тихо играет музыка)
Слышите? Пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе. Они рады морозному утру, улыбаются солнышку и говорят друг другу "Доброе утро!"
Но вот они постепенно опускаются на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Я рада вновь видеть вас, и думаю, что сегодняшняя встреча принесет всем нам радость общения друг с другом. 
Откройте тетради. Слайд 1. Слово дежурным. (Под диктовку дежурных класс записывает число, Классная работа)
2. Актуализация изученного материала.
Вступительное слово учителя. Декабрь - первый месяц зимы. И мы с нетерпением ждём снега, небольшого морозца, зимних развлечений. А пока зима ещё не вошла в наш город полноправной хозяйкой, предлагаю вам вспомнить зимний пейзаж по художественному тексту и выполнить ряд заданий.
2.1.Орфографическая разминка. Слайд 2 5 мин.
Работа в группах.
Пр..шла зима. Пушистые сн..жинки осторожно к..саются з..мли, и она од..вается в белую шубку. Заг..раются и бл..стят разноцветные искорки инея. В..да т..мнеет среди пр..брежных зар..слей. Как пр..красна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прик..сновения снежинки осыпаются.
Задание группам.
1 гр. Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне слова. Объяснить их выбор (касаются, загораются, блестят, зарослей, прикосновения)
2гр. Выписать из текста слова с при-, пре- (прибрежных, прекрасна, прикосновения) Объяснить их написание.
3гр. Выписать из текста слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (снежинки, земли, темнеет, одевается) Подобрать к ним проверочные слова.
4 гр. Дать толкование слов «одевать» и «надевать». Записать с этими словами словосочетания.
Проверка.
2.2. Фронтальный опрос. Слайд 3. 2 мин.
- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о записи? (Это приставки, окончания, суффиксы, корень)
- Назовите одним словом все части слова? (Морфемы)
- Все ли морфемы участвуют в образовании новых слов? (Нет, окончания указывают на форму слова)
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов, производящей основы, и с помощью различных морфем)– Правильно! Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока ; «Основные способы образования слов в русском языке». Запишите в тетрадь. Слайд 4
3. Определение цели урока.
Сформулируйте цель урока. С чем мы должны познакомиться на уроке? (ответы детей)
Каждый урок – это новое открытие, новые знания. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Что хотите узнать? Увидеть? Услышать?
Запишите свои мысли на снежинках (у каждого ученика на парте снежинка). К нашим снежинкам мы вернёмся к концу урока.
4. Объяснение нового материала.
Итак, главная задача урока, это познакомиться со способами образования слов в русском языке. А в этом нам поможет кроссенс . Слайд 5.
Чтобы решить кроссенс, необходимо установить ассоциативные связи между соседними картинками сначала по периметру, а потом по кресту.
( Центральное изображение № 5 – тема кроссенса). Во время установления ассоциаций учитель записывает слова на доске, ученики - в тетрадь в столбик)1-2 рассвет (начало дня) – школьник (в начале дня начинаются занятия для учащихся);
2-3 школьник (получает информацию) – наушники (передают информацию):
3-6 наушники - переход (знак)- передача информации вербальным и невербальным способом;
6-9 переход (знак для пешехода) - пешеход (использует данную информацию для безопасного движения);
9-8 пешеход (мечтает о быстром передвижении) – летчик –космонавт (осуществил мечту) ; Первым космонавтом был Ю.А. Гагарин;
8-7 летчик – космонавт (профессия)- рабочий (профессия);
7-4 рабочий – новостройка (рабочий строит дом).
4-1 новостройка – рассвет (начало жизни дома - начало дня)
По кресту:
5-2 Словообразование (словарь) – школьник (изучает образование слов)
5-8 Словарь – летчик – космонавт (без знаний, науки в космос не полетишь)
5-6 Словарь - переход (словарь помогает определить морфемный анализ слов, изучение языка - это переход на новый уровень образованности);
5- 4 словарь- новостройка (строительным материалом для дома служат кирпичи, блоки, а строительным материалом для слов являются морфемы.)
(На доске и в тетради в столбик записаны слова, которые будут служить материалом для объяснения учебной темы.)
- Посмотрите внимательно на первое слово. От какого слова оно образовано? При помощи чего образовалось новое слово? Как называется такой способ? (приставочный)
Рассвет – свет + рас - приставочный способ;
(Анализируя все записанные слова таким образом, определяем основные способы образования слов) 10 мин
Школьник – школ - а + -ник- - суффиксальный способ;
Наушники – ух - + на- и -ник- – приставочно - суффиксальный способ;
Переход – переход - ить - бессуфиксный способ;
Пешеход - пеш –е -ход – сложение основ
Лётчик – космонавт – сложение слов
Рабочий – переход слов из одной части речи в другую.
Проанализируем два предложения.
(Запись на доске учащимися: Рабочий человек. По улице идёт рабочий.)Новостройка – новая, стройка – сложение основы и целого слова
Итак, с какими основными способами образования слов мы познайомились?
4. Релаксация. Слайд 6 Приём «Снежинки» (звучит музыка)
Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе зимнюю картину:
Закружились в воздухе легкие, пушистые снежинки. Тихо и плавно падают они на землю. Подставьте ладошку и поймайте снежинку. Как они чудесны!
Но появилось солнце и неожиданный снегопад быстро закончился. Ласковые лучи солнышка перенесли нас в класс. Открыли глаза. Сели удобно. И мы продолжаем наш урок.
5. Словарная работа Слайд 7 2 мин.
Ребята, я хочу предложить вам в друзья замечательный словарь.
Если вам нужно получить сведения о том, из каких значимых частей (морфем) состоит слово и его производные, при помощи каких морфем они образованы, вам поможет Школьный словарь строения слов в русском языке.
Давайте обратимся к словарной статье и прочитаем её.
Объясните, как образовались новые слова:
Снег снеж – инк- а (черед. г –ж)
снег – урк - а
Молодцы! Если у вас возникнут вопросы по морфемному разбору слов, обращайтесь к словарю, и он вам непременно поможет.
6. «Заморочки из бочки» 1 мин.
- А сейчас я предлагаю вам достать из моей чудесной бочки одну заморочку.
Запишите слово в тетрадь, сделайте морфемный анализ слова и назовите способ образования. Минута для выполнения этого задания.
(Заморочки: снежинка, зимний, вьюжный, елочка, предпраздничный, метелица, снегопад, заморозки, маскарадный, новогодний, снегурочка, подарки, сладость.) 7. Работа с учебником. Упр144, с.144 (работа в парах) 8 мин Ученик выразительно читает стихотворение. Объясняется задание Проверка. Слайд 9.
8. Подведение итогов. Слайд 10. Незаконченное предложение: 2 мин
1.Раздел русского языка, который изучает образование слов называется…
2.Морфемы, которые участвуют в образовании новых слов, называются…
3. Окончание не образует новое слово, а образует…
4.Основные способы образования слов – это…
9. Домашнее задание Слайд 11 1 мин
Написать сочинение - миниатюру «Волшебница - зима», используя слова, образованные разными способами.
Опорные слова, словосочетания для слабых учеников (в карманчиках робочих тетрадей):
Снежные хлопья. Белое безмолвие. Снегири прилетели . Ярко - красные гроздья рябины. Хрупкие снежинки. Редкие солнечные лучи.
10. Рефлексия. Оформление гирлянды.
Сбылись ли ваши ожидания? Если сбылись, прикрепите снежинку на доску (дети озвучивают их и прикрепляют снежинки на доску в виде гирлянды).
11. Выставление оценок за урок.