Тема труда в рассказе А.Платонова Никита
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.Я.Коровина, - Москва: Просвещение, 2013
Название раздела, темы: Русская литература XX века. А.П.Платонов. Рассказ «Никита»
Тема урока: Тема труда в рассказе А.П.Платонова «Никита».
Цели урока: осмысление нравственной проблематики рассказа А.Платонова «Никита».
Чтение и художественный анализ рассказа.
Формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом.
Задачи:
- обучающие: совершенствовать навыки чтения, осмыслить и проанализировать текст;
- развивающие: развивать критическое мышление учащихся;
умение эмоционального отклика на прочитанное;
коммуникативные умения;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта;
- воспитательные: воспитывать уважение к труду и любовь к матери, семье; нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость,
внимание к окружающим.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, фрагмент короткометражного художественного фильма «Никита», наглядный материал (распечатанные листы), карточки для индивидуальных заданий группам, выставка книг, презентация о творчестве А.Платонова, словарь С.И.Ожегова.Литература:
Рассказ А.П.Платонова «Никита»
Андрей Платонов: Воспоминания друзей и коллег.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.Я.Коровина.
Межпредметные связи:
русский язык
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http//www.library.ru)
Сайт жизни и творчества А.П.Платонова (http//www.library.template-cms.ru)
Ход урока
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас.
К.Ушинский
1. Орг. момент
а) Психологический настрой:
Торопимся мы на урок
Будут знания нам впрок!
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
-Здравствуйте. Садитесь. Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Сегодня у нас гости. А гости – это радость. Поэтому порадуем друг друга хорошей работой. А для этого вспомним правила:
-Мы многое уже знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны художественных произведений.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно высказать.
-Мы не боимся ошибаться.
(на доске одновременно вывешиваются правила )2. Мотивация к учебной деятельности
а) Слово учителя:
- Ребята, а кто знает, каким годом объявил уважаемый президент В.В.Путин 2015 год? Как вы думаете, почему? (ответы детей) Он рассчитывает, что год литературы станет ярким, объединяющим общество проектом, так как через литературу вы знакомитесь не только с произведениями русских писателей, но и с историей, культурой, языком своего народа. А теперь, попробуйте узнать, о ком идет речь? Закройте глаза и представьте себе портрет одного известного русского писателя. Перед вами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Лицо мужественное. Он, кажется, многое видел, многое пережил. Кто это? (слайд №1)
б) Выступление ученицы:
- В городе Воронеж есть памятные платоновские места. На центральной улице – мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов. Есть улица, библиотека, школа, которые носят имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Центральная Черноземное книжное издательство за последние 30 лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове. (Слайды № 2, 3, 4, 5) Дома вы должны были прочитать его биографию, сейчас я проверю, кто, как усвоил биографию А.Платонова. (Ученик-ученик, ученик – класс)
-Какая его настоящая фамилия?
-В каком городе он родился?
-В какой семье он вырос?
-Как называется его первый сборник стихов? («Голубая глубина»)
-Действительно, память о Платонове жива и сегодня. Андрей Платонович Платонов – великий писатель, который на протяжении всей свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Его произведения находятся на золотой полке нашей России. Перед вами выставка его произведений, которые находятся в нашей библиотеке, некоторых вы уже изучили, а некоторых еще предстоит изучить.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Дома вы еще должны были прочитать его рассказ «Никита». Соберись и не зевай, поскорее на вопросы блиц-опроса отвечай! Открываем тетради, пишем дату, классная работа, пропускаем строчку для темы и начинаем отвечать. Если вы согласны утверждением, то ставите знак «+», если нет, то – «-».1. Главный герой рассказа Никита.
2. Мальчику 7 лет.
3. Мама работала в магазине.
4.Мама оставляла ему на обед молоко с хлебом.
5. Папа был на войне.
6. Никита представлял, что солнце – это бабушка.
7. По мнению Никиты, в колодце жили змеи.
8. Никита предлагает папе «все трудом добывать, чтобы все было живым» (слайд №6)
Ключи к блиц-опросу: 1+, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+. Каждый правильный ответ- это 1 балл.
8+ -это «5»
6-7 + -это «4»
4-5 + -это «3»
0-3 + -это «2» (слайд №7)
Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку -«4», тучку - «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.
4. Постановка цели (Целеполагание)
-Обратите внимание на 8 утверждение. О чем говорится? (О труде)
- Что такое труд?
-Разъяснением этого слова займется (Ученица)
- В Толковом словаре Сергей Ивановича Ожегова «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» (слайд 8)
-Подберите слова синонимы к этому слову: работа, занятие, дело.
-Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
-Посмотрите, пожалуйста, на высказывание великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».
-Как вы его понимаете?
-Наверное, я не просто подобрала это высказывание к нашему уроку. О чем мы будем с вами говорить на уроке? Какая будет наша тема?
-Что будем делать на уроке? (Анализировать рассказ, обучаться навыкам комментированного чтения, раскрывать тему труда в рассказе, узнаем, что такое труд, какой она бывает).
-Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны будем проанализировать по алгоритму анализа художественных произведений. (Тема, основная мысль, проблемы, образ главного героя, особенности языка).
-Итак, пишем тему нашего урока «Тема труда в рассказе А.Платонова «Никита»
-Каков жанр произведения?
-Что такое рассказ?
-Почему слово «Никита» пишется с заглавной буквой и в кавычках?
5. Организация деятельности по восприятию рассказа.
-Ребята, мы с вами на том уроке прочитали этот рассказ. Мы знаем содержание этого рассказа, а вот наши гости, наверное, не все знают. Поэтому вкратце расскажите сюжет рассказа.
-Какие чувства у вас вызвал рассказ?
-Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Что вы чувствовали?
-Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
-Почему рассказ называется «Никита»?
6. Открытие обучающимися нового знания.
а) Составление плана рассказа. Работа в парах.
- Ребята, на предыдущим уроке мы с вами разбили рассказ на три части, а вот озаглавить каждую часть не успели. Вам сейчас нужно будет в парах составить план рассказа и озаглавить. Работаете с текстом и в парах. Свой план записывайте в тетрадях.
б) Словарная работа. Индивидуальная работа.
- Вы сейчас поработаете со словарями, и выпишите лексическое значение данных вам слов: горница, колхоз, просо, трудодень.
-Итак, как озаглавили?
1. Мама уходит на работу. (От начало рассказа до слов «…и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов «оставшись один…» до слов «…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов «Дома Никита увидел мать…» до конца рассказа) (слайд №9)
7. Художественный анализ рассказа.
а) Анализ первой части плана
-Где родители Никиты? (Они трудятся.)
-Чему научила мальчика мама?
-Кто определит ключевую фразу? («Ты живи смирно один»)
-Какие чувства здесь испытывает Никита? (Одиночество, страх)
-Какую проблему поднимает автор? (Проблема одиночества)
8. Физминутка-А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять!
Как Никита пальцы сжать,
И по дворику бежать!
Наклонитесь вправо, влево,
И беретесь вновь за дело!
-Хорошо мы с вами потрудились! Молодцы!
б) Беседа по второй части рассказа.
-Почему Никите кажется, что все вокруг живое? (Богатое воображение)
-С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем? Прочтите.
(Выборочное чтение с пояснением словарных слов: трудодень, просо)
-Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? (Доброе солнце – эпитет доброе)
-Какую ключевую фразу он произнес? («Мама, приди домой! Пускай тебе половину трудодня запишут…») (Пускай – разговорное слово)-Какую здесь поднимает проблему А.Платонов? (Проблема добра и зла)
в) Исследовательская работа в группах «Труд «тайных жителей»
«Тайные жители» «Труд «тайных жителей»
Стол Дает молоко с хлебом
Чужой петух Пасет стадо
Желтый цветок Сосет свою мать
Доброе солнце Греет землю
Земля Подземные жители карябаются, хотят вылезти на солнце
Пустая бочка Иди просо полоть
Колодец Дает воду
Старый пень Вылезай, будешь землю пахать.
-Итак, труд – это жизнь.
г) Индивидуальная работа – объяснить платоновские выражения.
«Живи смирно один»-
«Век вековать»-
«От солдата пахло теплом, хлебом, землей»-
д) Анализ третьей части
- Чтение по ролям: автор, Никита, отец, мать.
-Выразительные средства: старый солдат -мудрый, ясные пуговицы – символ ясных, светлых дней, хлеб – воссоединение семьи, достаток, тепло – уют, спокойствие, хлеб – труд.
-Как вы понимаете его слова «Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать»
Подберите слова синонимы к слову, погубили: победили. То есть на этой войне была победа советского народа над фашизмом, над врагами! Какой юбилей будет отмечать наша Россия в этом году? (В этом году мы отмечаем 70 лет со дня этой Великой Победы!)
е) Фрагмент из кинофильма «Никита»
-Когда будете смотреть фрагмент, обратите внимание, как говорят герои о труде? На их интонации.
-Что первым делом делает отец? (Работает, трудится)
-Почему гвоздик-человечек был добрым и улыбался ему?
-Добро – это что? (Труд)
-Во что верил отец Никиты? (Что он останется добрым на весь свой долгий век)
-От чего зависит, каким будет человек? (От труда)
-Какая проблема выдвинута в третьей части рассказа? ( Каким быть?)
-Ключевая фраза? ( Давай все трудом работать и все живое будет)
- А какая основная мысль рассказа – быть добрым – значит быть нужным своим трудом!
-А теперь посмотрим еще раз на эпиграф. Как вы его теперь понимаете?
работа
добро
жизнь
-Итак, дополняем наш кластер.
радость
труд
пища
Достойный человек
целеустремленность
дело
счастье
10. Домашнее задание
1. Ответьте письменно на вопрос №4 страница 121.
2.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.
3. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица для тех, кто хочет получить оценку «5» (слайд №10)
11. Рефлексия деятельности
Продолжите предложения:
«Рассказ Платонова научил меня… (добру, желанию трудиться)» (слайд №11)
12. Оценивание
- В чем заключается ваш труд? Что вы получаете за свой труд? Класс сегодня работал на «отлично», и я ставлю солнышко. (слайд №12)
Оно вам тоже улыбается, как доброе солнце, где живет дедушка Никиты.
Сейчас каждый попробует оценить самого себя. Кто ставит себе «5» поднимите солнышко, «4» - тучка с солнышком, а кто решил поставить себе «3», то поднимает только тучку.
-Ребята, а давайте создадим погоду нашего урока. Если вы считаете, что на уроке вам было комфортно, все понятно, вы ставите солнышко на доске, а если вы чувствовали дискомфорт, или что-то вам было непонятно, то тучку. Это для того, чтобы я учла ваши пожелания для дальнейших уроков.. 13. Итог урока
-Как вы сейчас понимаете тему рассказа? Согласны ли вы с выказыванием К.Д. Ушинского? Почему?
-Мне хотелось бы закончить урок словами еще одного великого русского писателя Федора Достаевского, который считал, что надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. Я надеюсь, что вы и на остальных уроках так же хорошо будете трудиться и получать за свой труд хорошие оценки. До свидания! Спасибо за урок!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан
Тема урока литературы “Тема труда в рассказе А.П.Платонова “Никита”
(Открытый урок в 5 “В” классе)
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с. Мраково
Камардина Зайтуна Минигалеевна.
2015 год