Дидактический материал как средство обучения на уроках русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
Дидактический материал
как средство обучения на уроках русского языка
Учитель О.И.Марадудо
Язык по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации , средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Он нужен всем, всегда и везде.
Содержание курса русского языка в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Цели обучения могут быть сформулированы как научение свободной речевой деятельности и формирование у учащихся элементарной языковой компетенции. Предметом обучения в школьном курсе языка является современный русский литературный язык. Поскольку реализация языковой системы происходит в речи, курс русского языка должен включать в себя все знания, умения и навыки, которые необходимы для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке. Этому способствует правильно подобранный дидактический материал как одно из средств обучения на уроках русского языка.
Дидактический материал способствует реализации следующих общедидактических (или общепредметных) целей:
воспитанию учащихся;
развитию логического мышления;
обучению школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Хотелось бы подробнее рассказать о работе с такими видами дидактического материала, как различные виды карточек, тестов, перфокарт, перфоконвертов, раздаточного иллюстратив-ного материала, занимательной грамматики.
1. Дидактический материал возможно применять на любом этапе урока, одним из которых является проверка домашнего задания. Правильная организация на уроке систематической проверки домашнего задания даёт возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика и выявить степень самостоятельности работы.
Особую роль здесь играют сигнальные карточки (при изучении орфографических тем). Это карточки: о-а, е-и, и-ы, пре-при, не-ни, не-приставка- не-частица, -тся-ться и другие.
При изучении таких тем возможна проверка домашнего задания с помощью карточек с выборочным объяснением орфограмм. Это сэкономит время и вовлечёт всех учащихся в работу. Такую работу можно проводить и на других этапах урока, а также использовать в качестве разминки.
2. Близки сигнальным карточкам карточки-схемы, которые приобретают важное значение при изучении темы "Синтаксис и пунктуация" в разных классах. На карточках вычерчива-ются схемы предложений с прямой речью, обращениями, однородными членами ( с обоб-щающим словом), с причастными и деепричастными оборотами, с обособленными, уточня-ющими членами, вводными словами, ССП и СПП. Учитель просит показать схему предло-жения под тем или иным номером, ученики поднимают карточки. Или школьники друг другу предлагают карточки-схемы и зачитывают нужное предложение. Эти же карточки исполь-зуют в виде дополнительных вопросов - учащиеся составляют предложение по схеме, анали-зируют его. Если в 5-6 классах такие задания носят элемент занимательности, то в 7-9 классах полезность их использования возрастает, так как упражнения большие по объёму. Также карточки - схемы играют важную роль в синтаксических "пятиминутках", которые как вид контроля являются не только формой проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков, но и средством обучения, способствуют формированию системы знаний по этим разделам школьного курса. Карточки - схемы используются в графическом диктанте, а также при написании объяснительного и предупредительного диктантов.
3. Важное значение имеет работа по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам, которая проводится как при закреплении материала по теме, так и при повторе-нии изученного ранее. Под особый контроль берутся разделы, правила, которые были слабо усвоены отдельными учащимися.
Также подобный дидактический материал может быть использован и после анализа ошибок, допущенных в контрольных диктантах. Ученик, разобравшись в своих ошибках, получает возможность сразу же закрепить эти знания. Часто применяются карточки при уплотнённом опросе, когда 2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют задания на листочках или в тетрадях.
4. Для более слабых учащихся предлагаются карточки-информаторы, в которых указывается правило, необходимое для проведения работы. Ребята, опираясь на правило или схему, вставляют буквы, объясняют орфограммы, подбирают свои примеры. Применение карточек-информаторов рекомендуется для организации дифференцированного обучения до момента полного усвоения учащимися данного правила. Этот вид работы особенно актуален в классах КРО и ККО, так как стимулирует слабо успевающих учеников к работе, повышает интерес к предмету.
5. Для проверки усвоения теоретических знаний школьников используются карточки контроля, которые дают возможность учителю устанавливать прочную обратную связь на уроке с учащимися всего класса, оперативно оценивать знания каждого из них. Это особенно важно на уроке изучения нового материала с целью выяснения усвоения учащимися только что объяснённого на уроке материала. Например, при изучении причастия в 7 классе важно, чтобы школьники прочно усвоили понятие "причастный оборот". Овладение этой конструкцией будет успешным лишь при условии, если школьники научатся определять, в каком случае причастие подчиняет себе другие слова, в каком зависит от существительного. Поэтому на уроке ввода понятия "причастный оборот" ставится цель сформировать практическое умение устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами. Этому способствует проверочная работа с использованием карточек контроля с выборочным ответом. Результаты работы во многом определяют планирование дальнейшей работы: либо вернуться к объяснению нового материала, либо проводить работу с теми, у кого тема вызва-ла затруднение. Данный вид работы особенно эффективен при проверке материала с боль-шим количеством отдельных элементов изучаемой темы. Например, "Виды придаточных предложений", "Словосочетание", "Виды синтаксической связи в словосочетаниях" и т.д.
6. Близки карточкам контроля тесты, работе с которыми в связи с итоговой аттестацией в форме ГИА и ЕГЭ уделяется особое внимание. Тесты приобретают большое значение при повторении материала в начале и конце года, в течение и после изучения различных разделов науки о языке, перед изучением тем, частично рассматривавшимся в предыдущих классах. Особенно актуальным является тестирование в начале 10 класса. К этому времени школьники овладели многими знаниями, умениями и навыками орфографического и пунктуационного характера. Поэтому важно установить, насколько хорошо дети владеют необходимым мате-риалом, чтобы потом на уроках или в индивидуальном порядке устранить выявившиеся пробелы. На сегодняшний день существует много брошюр с тестовыми заданиями по рус-скому языку, рассчитанных на средних и сильных учащихся. Применяя данные тесты, учитываем принцип дифференцированного обучения.
7. Для того чтобы повысить эффективность работы, учителю необходимо ускорить процесс выявления знаний и умений учащихся.Существенную помощь в этом могут оказать перфо-карты и перфоконверты. Применение этого вида контроля при опросе не только облегчает труд учителя, но и даёт своевременную, быструю, точную информацию о результатах обу-чения. Кроме того, она позволяет учащимся увидеть результаты своего труда не через не-сколько дней после его проведения, а на данном же уроке. Перфокарты можно использовать и для индивидуального, и для коллективного опроса. Принцип отбора для перфокарт - сопо-ставление трудно различимых и смешиваемых орфограмм, например: правописание приста-вок на з/с, разделительных ь и ъ знаков, чередующихся гласных а/о, е/и в корнях слов, н/нн в суффиксах прилагательных и причастий, е/и в безударных личных окончаниях существи-тельных и глаголов, и т.д. Существуют перфокарты, предназначенные для работы по одной теме ( з/с на конце приставок, приставка пре-/ приставка при-, е/и в безударных личных окончаниях существительных и глаголов) и предназначенные для работы по различным темам. Принцип проверки работы перфокарт прост. Выполненные учащимися работы скла-дываются в пачку, сверху накладывается контрольный листок, по которому прокалывается острым предметом по всей пачке одна из букв ( о или а, е или и и т.д.). Если на месте прокола другая буква, то ученик допустил ошибку. Важно, что работа над ошибками ведётся сразу. Незначительные затраты времени на проведение и проверку работ с использованием перфо-карт позволяют добиваться при повторении работы над определёнными орфограммами в течение нескольких уроков сведения до минимума количества ошибок в их написании.
Конечно , работа с перфокартами и перфоконвертами не может заменить письменных упражнений. Нужно помнить, что при вставке букв в текст нормальный процесс написания целого слова нарушается. Этот приём может быть использован лишь для контроля за усвоением материала, а не для обучения правильному письму.
8. Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный иллюстра-тивный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещён-ные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, способствуют употреблению литературного языка школьниками. Всё это позволяет формиро-вание правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографи-ческие задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объёму высказываний на основе изобразительного материала.
Раздаточный материал предусматривает:
задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова, установить разницу в значении слов и т.п.);
задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики ( выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок ( нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки, составление небольших связных высказываний ( сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).
Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:
Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.
Работа с карточками занимает 6-8 минут учебного времени.
9. На результативность урока влияет множество факторов, одним из которых является развитие у школьников интереса к нашему предмету. Опираясь на него, учитель успешнее решает учебные цели, добиваясь определённых результатов за короткое время. Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор ( Ф.И. Буслаев, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, А.Ю.Алфёров). Под интересом понимается такое эмоцио-нальное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом.
Любознательное, пытливое отношение школьников к урокам русского языка вызывает содержание дидактического материала (например, рассказы о происхождении слов, о богат-стве словарного запаса, о происхождении алфавита, орфографии и пунктуации, об изменени-ях в языке и т.д.). Исторические справки, которыми учитель время от времени оживляет урок, несомненно, способствуют формированию у школьников интереса к русскому языку. Надо постоянно помнить, что от характера подбора слов, предложений, связных текстов зависит не только воспитание нравственных качеств учащихся, но и развитие их интереса к предмету.
В целях повышения интереса к русскому языку как предмету в качестве дидактического ма-териала используются элементы занимательной грамматики.
В интересной форме можно проводить работу по всем разделам русского языка.
Например, в 5 классе при изучении темы "Антонимы" предлагаем следующие задания.
- Незнайка и Пёстренький очень любили играть в такую игру, которой их научил Знайка: один из играющих называет слово, а другой подбирает к этому слову антоним. Однажды Незнайка к слову раздеть подобрал антоним надеть, а к слову талантливый - бесталанный. Прав ли Незнайка?
-Восстановите пословицы
... дело лучше ...безделья (маленькое - большое).
... бояться -... не видать (несчастье - счастье).
... сторона - мать, ... - мачеха (родная - чужая).
У мудрого человека ... уши и ... язык (длинный - короткий)
... земля ... рук не любит (родная - чужих).
Легче друга ..., чем .... (потерять - найти).
Труд всегда ..., а лень ... (даёт - берёт).
Лучше горькая ..., чем сладкая .. . (правда - ложь).
На уроках, а также на внеклассных мероприятиях можно предложить учащимся вопросы:
Почему в глаголе расспросить пишется две "с"?
Почему слово подлинный пишется с двумя "н"?
Почему слово трещотка пишется с буквой ё, а щётка - с буквой о?
Почему "ся" не частица?
Какое слово спрятано в названиях рек Волга, Дон, Обь, Парана?
Почему у неисполнительного человека на неделе семь пятниц, а не вторников и четвергов?
-Анаграммы:
Шпала (лапша) лапоть (пальто)
Право (повар) Роман (норма)
Шарф (фарш) автор (товар) Шнурок (коршун)
При изучении темы "Фразеология" и на последующих уроках с целью повторения этого раздела науки о языке можно предложить учащимся такие задания.
1. Доскажи пословицу:
Слово - не воробей, ... (вылетит, не поймаешь).
Видит око, ... (да зуб неймёт).
Слышит звон, ... (да не знает, где он).
У семи нянек... (дитя без глазу).
Пуганая ворона... (и куста боится).
Не на пользу читать... (коли только вершки хватать).
Горьки корешки ученья.. (зато сладки его плоды).
Под лежачий камень... (вода не течёт).
Правда в огне не горит. .. (ив воде не тонет)
2. Фразеологизмы - антонимыСлова не вытянуть - (рта не закрывает)Кот наплакал - (куры не клюют)
Семи пядей во лбу - (олух царя небесного)Бить баклуши - (работать, не покладая рук)
3.Фразеологический зверинец
Грязный как (свинья) хитрый как (лиса)
Надутый как (индюк) упрямый как (осёл)
Здоров как (бык) неуклюжий как (медведь)
Голоден как (волк) болтливый как (сорока)
Колючий как (ёж) Нем как (рыба)
Также используются игры "Одним словом", "Кто быстрее", "Различай слова", "Подумай и ответь", "Продолжи предложение"; различные виды лото: "Синонимы", "Антонимы", "Чере-дование согласных", кроссворды, ребусы, шарады, в составлении которых активное участие принимают сами школьники.
Способствует развитию познавательного интереса участие в лингвистической игре "Рус-ский медвежонок", в которой учащиеся с удовольствием участвуют. Предлагаемые школьни-кам задания также можно использовать и на уроках, и на внеклассных мероприятиях.
10. Ощутимое воздействие на детей оказывает использование различных средств обучения, в том числе технических, которые их увлекают, создавая разнообразие в проведении урока.
Дидактический материал разного типа ( об использовании которого на уроках русского языка говорилось выше) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя преданность Родине, любовь к природе. Воспитывают учащихся многие виды работы: раскрытие семанти-ки общественно- политических и морально-этических слов, составление предложений на па-триотические темы, написание сочинений и изложений ( особенно по темам, актуальным на сегодняшний день: профилактика алкоголизма, наркомании и СПИДа).
Таким образом, наряду с учебником в качестве средств обучения используются различные виды дидактического материала, который представляет собой систему учебных карточек, тес-тов, перфокарт, перфоконвертов и т.д., предназначенных для индивидуальной и индивиду-ально-групповой работы с учащимися. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся, а также способствуют идейному воспитанию школьников.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 215