Дидактический материал Разминкина уроках русского языка в 11 классе


«Разминки» по русскому языку в 11 классе
/ «По волнам моей памяти…»/
Разминка №1
Вставьте пропущенные буквы.
Вследстви… долгих раздумий, (не)смотря на испытания, внутре…ий мир человека, бе…ра…удство и безудержность , непр..од…лимость желаниий, чу…ствовать всем сердцем, не покоряться страстям и даже вла…ствовать над ними, в…л…кодушие и бл…г…рдство, мирово…рение и во…приятие, ра…чёт, ра…читывать.
Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Оно конечно Александр Македонский герой но зачем же стулья ломать?
2. Гостиные сплетни балы вот заколдованный круг из которого я не могу выйти.
3. Влияние в свете есть капитал который надо беречь.
4. Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.
5. Княжна Марья благодарила его если не словами то всем выражением своего лица.
6.Татьяна верила преданьям простонародной старины и  снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравстве…а. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлени… и наказани…». Главное действующее лицо этого произведения Родион Раскольников думал что убив отвратительную старуш…нку-ростовщицу он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и обл…г…детельствовать человечество но терпит внутре…ее крушение. Цель далека и не…быточна а преступление реально; оно ужасно и ни?чем не может быть оправда…о. Стремит…ся к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом.      /Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»/
Разминка №2
Поставьте ударение в словах:
Правы — права; серо — сера; стройны — стройна, длинны, свежи, жило — жила, выжила, лили –лила, вылила, красивее, стлала, крала, клала, начаться – началась, приняться – принялась.
В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
3. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница. 4. Значение какого слова определено неправильно?1) ФАСАД – тыльная сторона здания.2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
5. Значение какого слова определено неправильно?1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.4) РАРИТЕТ – редкость.
6. Значение какого слова определено неправильно?1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
7. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
8. Расставьте недостающие знаки препинания:

Куда как весело! Вот вечер вьюга воетСвеча темно горит стесняясь сердце ноет По капле медленно глотаю скуки яд.Читать хочу глаза над буквами скользят А мысли далеко... Я книгу закрываю Беру перо сижу; насильно вырываюУ музы дремлющей несвязные слова.Ко звуку звук нейдет... Теряю все праваНад рифмой над моей прислужницею страннойСтих вяло тянется холодный и туманный.

ПАРОНИМЫ
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
 
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
Герой все время находится в подвесном состоянии.
В этот день я услышала много обидчивых слов.
Любой поступок заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и близкие, и далекие холмы.
Студент быстро освоил материал.
Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
Она приготовила сытый завтрак.
Болотистый ил является отличным удобрением.
Она пришла в цветистом платье.
Соседний кот важно прошел на кухню.
В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
Землю надо обезводеть.
На поляне мы увидели высокий земельный холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Ему была представлена возможность поехать на юг.
Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Ключ к поэтическим строкам:
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;По капле, медленно глотаю скуки яд.Читать хочу; глаза над буквами скользят,А мысли далеко... Я книгу закрываю;Беру перо, сижу; насильно вырываюУ музы дремлющей несвязные слова.Ко звуку звук нейдет... Теряю все праваНад рифмой, над моей прислужницею странной:Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Разминка №3
1.В трёх из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
КровоточАщий, дОнельзя, срЕдства, взялАсь, бАлуясь, красивЕйший, вероисповЕдание.
2.1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.выр..стающийпредст..вительныйк..сатьсяк..мпаньонм…ндаль2.2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.оп…зданиевыр…щенныйсат…рическиймот…вировать
т…оретический2.3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.обн…влённыйоб…гащениел…рическийвыж..гать
бл…городство3. Определите 2 предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии.
Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг.
(В)НАЧАЛЕ романа герой совершает серьёзные ошибки, ПОТОМУ(ЧТО) ему не хватает жизненного опыта и мудрости.
(ОТ)ТУДА-ТО и доносился лай, (ПО)ПРЕЖНЕМУ злобный и напряжённый.
У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО) отставал.
Песчаники (ПО)НАЧАЛУ имеют цвет охры, по их виду можно догадываться о происходивших здесь (НЕ)КОГДА процессах.
4. Расставьте все недостающие знаки препинания.
Из рая детского житьяВы мне привет прощальный шлетеНеизменившие друзьяВ потертом, красном пререплете.Чуть легкий выучен урок,Бегу тот час же к вам бывало.— Уж поздно! - Мама десять строк!…-Но к счастью мама забывала…
5. А определите-ка главные проблемы представленных текстов.
5.1. Артиллеристы отвечали расчетливо и точно. Много искромсанных, обгорелых железных коробок, похожих на вылущенные панцири вареных раков, виднелось во ржи то там, то тут. Теперь уже тихие и не страшные, эти машины с крестами, с драконами, с рысьими мордами, с пиковыми тузами, намалеванными на броне, громоздились по бровке извилистого оврага, темнели в кустарнике лесной опушки, теснились по дороге, наседая одна на другую, точно играли в какую-то жуткую чехарду. К сытному запаху разогретых солнцем хлебов, к терпкому аромату сосновой смолы ощутительно примешивались душная бензиновая вонь, тяжелый смрад горелой краски и пережженного машинного масла.
И все это сделала горстка советских солдат, окопавшихся со своими пушками в тени лесистого холма. Но дорогой ценой расплатились артиллеристы за то, что дали своим частям возможность оторваться от врага.
Среди поверженных сосен, у разбитых, изувеченных пушек лежали защитники высотки.
- Разве таких победишь? Убить можно, а победить - нет. Нам с тобой, Муся, урок... Ох, какой урок! Запомни это...
__________________________________________________________________________________
5.2.
Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, — я не удивился бы...      И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, — о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, — слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, — это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью... может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи...     Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за все, что должны переживать мы. И ночь и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. А утро было ласковое и солнечное, — ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов. 
______________________________________________________________________________________