Авторская рабочая программа по коррекции устной и письменной речи у учащихся с нерезковыраженным недоразвитием речи (НВОНР)
Авторская рабочая программа по коррекции устной и письменной речи у учащихся с нерезковыраженным недоразвитием речи (НВОНР)
I. Пояснительная записка.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже самых незначительных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Характеристика группы учащихся с НВОНР /1 класс/.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение некоторых звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным.
Недостаточная сформированность фонематических процессов. У детей данной категории наблюдается:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
трудности в овладении письмом и чтением /наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других/.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен /неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
Трудности формирований учебных умений /планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе/.
Трудности в общении.
Данная программа составлена на основании «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.Б. Бессоновой, Министерство образования РФ 1996г.
В основу программы легли следующие положения: развитие речи и определение нарушений письма и чтения на материале предыдущего опыта исследований Корнева А. Н., Садовниковой И. Н., Ястребовой А. В., Ефименковой Л. Н. и других; на материале общеобразовательного стандарта начальной школы.
Цель – восполнение пробелов речевого развития в дошкольном возрасте, упорядочение и развитие у детей звуковых морфологических и синтаксических обобщений нормализацию их учебной деятельности, предупреждение и преодоление неуспеваемости по родному языку.
Задачи программы:
1. Выявление речевых нарушений у учащихся 1-х классов общеобразовательной школы через обследование.
2. Анализ полученных данных и компоновка результатов для определения хода преобразовательной работы.
3. Создание и проектирование индивидуально – перспективных направлений, форм, принципов и методов работы по коррекции речи.
4. Формирование коммуникативных навыков учащихся с одновременным устранением психологических барьеров.
5. Устранение недостатков устной речи и профилактика нарушений письма и чтения.
Нормализация звуковой стороны речи.
формирование полноценных фонематических процессов;
формирование представления о звуко-буквенном составе слова;
формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; коррекция дефектов произношения, если таковые имеются/.
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
уточнение значения имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
продолжение развития и совершенствования грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
программирование смысловой структуры высказывания;
установление связности и последовательности высказывания;
отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения /доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки/.
Систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях /русский язык, чтение, краеведение, экология, труд/.
Обучение умению младших школьников пользоваться полученными языковыми нормами в процессе жизнедеятельности.
Устранение вторичных нарушений, таких как недоразвитие мелкой моторики, недостаточная учебная мотивация, недоразвития коммуникативного общения, психических процессов (произвольного) внимания, памяти, абстрактно – логического мышления, восприятия).
Место курса в учебном плане
Программа коррекционно-развивающего курса с учащимися с НВОНР рассчитана на 2 года обучения, в форме групповых занятий, не менее трех раз в неделю, во внеурочное время. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут /основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12 2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»/. Предельная наполняемость группы 5-6 учащихся.
Результаты изучения курса
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес и к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.
В конце обучения учащиеся должны знать:
- все буквы русского алфавита и правильно называть и произносить их;
- основное отличие звука от буквы (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем, читаем);
признаки гласных и согласных звуков;
пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв Е,Е,И,Ю,Я,Ь;
названия, порядок букв русского алфавита;
правила переноса слов;
названия частей слова /кроме окончания/;
признаки предложения и текста;
изученные орфограммы.
Ученики должны уметь:
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
переносить слоги по словам;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах;
правильно списывать слова, предложение, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
правильно оформлять предложения на письме;
писать под диктовку слова, предложения, текст, писать без ошибок слова на слух, где произношение и написание совпадают;
соблюдать изученные в классе орфограммы;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему.
Наряду с поставленными задачами, выделены специальные принципы реализации программы:
1 Принцип квалификации недостатка позволяет наметить постановку дифференцированных задач, применить адекватные методы. Используются все возможные результаты обследования: учителя начальных классов, психолога, психоневролога, педиатра, свои обследования.
2 Принцип поэтапного формирования умений по различению звуковых элементов речи. Сущность принципа – это последовательный переход от изолированного восприятия фонемы до более высокого уровня восприятия этой же фонемы в тексте. При этом вся работа строится с учетом имеющих у учащихся сохранных умений в правильном анализе и синтезе. В дальнейшем формируется тонкий систематизированный слух, обеспечивающий операции различения и узнавания фонем. Порядок усвоения предполагается такой: вначале дается понятие фонемы, далее согласовывается с нормативной артикуляцией, затем идет различение изолированного звука, далее звук выделяется из слога, слова позднее из словосочетания, предложения, из текста (различен по количеству предложений, степени его распространенности, величине шрифта). После усвоения таких единиц как «фонема», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение» предполагается определить структуру слова, предложения. Причем наиболее тонкие дифференцировки предлагаются на последних этапах. При переходе с одного этапа на другой используются дополнительные виды деятельности: контроль, самоконтроль, взаимопроверки. Все данные фиксируются в зависимости от поэтапного формирования умений у учащихся по определенным нормам.
3 Принцип интеграции и взаимосвязи речевого материала с программным содержанием общеобразовательной школы.
Сущность принципа заключается в том, что в программном содержании устранения речевых несовершенств используются материал программы общеобразовательной школы, т. е. ключевые темы. Это способствует более успешному усвоению материала, препятствует «перегрузке», уменьшает срок устранения речевых недостатков. Такой подход усиливает степень внешней и внутренней целостности.
4 Опора при обучении учащихся на всю психическую сферу человека в целом, а так же на отдельные психические процессы, такие, как память и внимание.
5 Принцип использования речи как средства развития речевых навыков.
6 Принцип коррекции звукопроизношения. Одной из важнейших задач по устранению речевых нарушений является нормализация компонентов устной речи (Хватцев, 1965) «графическое косноязычие» - нарушение письма на почве расстройств устной речи. Данный принцип используется на протяжении всего периода работы и является одним из ведущих критериев в анализе эффективности. Задачей не только учителя, но и родителей является формирование четкой, выразительной и внятной речи. Данный принцип используется при индивидуальной работе, как часть работы на занятиях по устранению нарушений письменной речи и как целое занятие по устранению недостатков устной речи.
7 Принцип самоконтроля и взаимоконтроля. Этот принцип является одним из ведущих, так как без выработки навыка анализа своих чужих ошибок, не будет полного развития коммуникативной деятельности. В учебном процессе общеобразовательной школы делается упор на общее развитие словаря, не менее всего обращают внимание на его качественную фонетико-фонематическую сторону.
8 Принцип программированного обучения (или систематического управления извне). Реализуется восстановлением нарушенной функции. Учащийся нуждается в такой организации его деятельности и в таких методах, которые позволили бы ему самостоятельно выполнять задания, приводящие к развитию способности анализировать. Многочисленные исследования, проведенные за последнее время, показали, что формирование каждого умения или навыка проходит у человека три уровня: сначала они осуществляются путем серии развернутых внешних операций, затем внешние операции постепенно свертываются, начинают выполняться при участии внешней речи, наконец, переносятся во внутреннюю речь и начинают выполняться как свернутые, автоматизированные умственные действия. Этот процесс интериоризации и автоматизации приводит к тому, что у детей накапливается опыт. Исходя из этого, наиболее оптимальными методами обучения, приводящими к стойкому восстановительному эффекту, являются такие, которые позволяют воссоздать в развернутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена. При этом все принципы должны быть использованы в комплексе с дидактическими принципами.
9 Принцип системного воздействия на недостаток. Он основывается на концепции системного подхода к анализу несовершенства (Выготский, 1982). Такой же подход необходим и в целях его преодоления. Этот принцип предусматривает воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические функции – память, мышление, восприятие, воображение.
II Содержание курса
Коррекционная работа с учащимися строится поэтапно.
1 этап – диагностический.
2 этап – коррекционный /нормализация звуковой стороны речи; формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка; развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
3 этап – оценочный.
На всех этапах работы должны быть включены методы:
Слуховой, зрительный и двигательный, кожно-осязательный анализ каждой фонемы.
Восприятие и воспроизведение речевого материала.
Имитационный метод – повторение речевого материала вслед за педагогом, родителями и товарищем.
Моделирующий метод – на основании полученного опыта преобразование и решение нового материала.
Статистический метод – анализ и применение полученного опыта на лабораторных занятиях, тестовых заданиях с соответствующим внесением результатов в специально предусмотренную документацию.
Интерпретационный метод – способ взаимодействия части полученных знаний между будущими результатами.
Комплексный метод – взаимодействие индивидуального планирования, преобразующей работы учителя начальных классов и других специалистов.
Перечисляя методы восстановительной работы, при реализации программы выдвигается ряд требований:
1 К методам восстановления речи у учащихся (является адекватным механизму нарушения речи). Восстановительное обучение необходимо вести от структурного компонента речевого недостатка, выявленного при обследовании.
2 К необходимости методов, воздействующих на дефект не прямо, а в обход непосредственного недостатка.
3 К системности методов. Изолированность методов не обеспечивает полной реализации плана и будет являться первым типом целостности. Системность методов предусматривает не только направленное, но и всестороннее воздействие на нарушение.
4 К продуктивности методов. Предполагает соответствие результатов деятельности педагога с результатами деятельности самого ученика.
5 К взаимодействию и взаимодополняемости методов, которые позволяют обеспечить устранение вторичных наслоений при речевых несовершенствах.
1 этап. Диагностический с 1по15 сентября.ё
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое заболевание. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия /слухопроизносительной дифференциации звуков речи/. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи /импрессивной/. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.
2 этап. Коррекционный примерно 2 года.
Пространственные и временные представления
Осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве: в тетради, на листе, на парте. Определение последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков (тренировка руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении).
Вычленение одного из звеньев цепи однородных предметов, изображений, графических знаков (воспитание позиционного анализа звуков в составе слов).
Выяснение круга временных представлений у учащихся предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах ( выделение голосом, длительное и более сильное произношение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности, места звука в слове, определение соседей звука), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого звука, слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Нахождение соответствий между произносимыми (а в последствии и читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами-моделями.
Развитие устной речи.
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произношение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: сонорных, свистящих и шипящих, парных и т.д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различение по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умения пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя-логопеда).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя-логопеда словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующим.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, чистоговорок, скороговорок, песенок, считалок и их воспроизведение с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
3 этап. Оценочный.
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за четверть, за год. Награждение детей.
Фронтальное обследование с 15 по 31 мая.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся с НВОНР.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес и к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.
Ученики должны знать:
признаки гласных и согласных звуков;
пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;
обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв Е,Е,И,Ю,Я,Ь;
названия, порядок букв русского алфавита;
правила переноса слов;
названия частей слова /кроме окончания/;
признаки предложения и текста;
изученные орфограммы.
Ученики должны уметь:
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
переносить слоги по словам;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах;
правильно списывать слова, предложение, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
правильно оформлять предложения на письме;
писать под диктовку слова, предложения, текст, писать без ошибок слова на слух, где произношение и написание совпадают;
соблюдать изученные в классе орфограммы;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему.
V. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с НВОНР
Контроль над уровнем достижений учащихся с речевыми нарушениями проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки фонематических, орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Слова на неизученные правила заранее выписываются на доске. В качестве диктанта предлагаются буквы, слоги, слова и связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем-логопедом. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий.
Грамматический разбор – средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста.
Тестовые задания – форма проверки умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.
В процессе коррекционного обучения ведется система учета специфических ошибок при письме – отдельно на каждого ученика – по всем скомплектованным группам, что в свою очередь позволяет в дальнейшей работе вычленить в таком «речевом профиле» каждой группы общее и индивидуальное и в соответствии с этим строить коррекционное обучения
VI.Учебно-методический комплекс.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
Гадачина П.Р., Ивановская о.Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1991.
Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. Волгоград, 2005.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Ярославль, 2001.
Коноваленко В.В. Родственные слова. М.М 2004.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. М., 1999.
Лагутина Е.В. Чтение. Сборник текстов для проверки техники чтения. М., 2006.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
Милосердов И.В. Сборник диктантов. М., 2006.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Диктанты и изложения по русскому языку. М., 1997.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. М., 1997.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи. М., 1999.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Русский язык. Правила и упражнения. М., 2005.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 1999.
Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. М., 1997.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., 1984.
Ракитина М.Г. Русский язык. Тестовые задания. М., 2006.
Садовникова И.Н Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
Трушина В.П. Сборник упражнений по русскому языку. Волгоград, 2005.
Шклярова Т.В. Русский язык. Найди и исправь ошибку. 2-4 класс, М., 2004.
Шклярова Т.В. Русский язык. Сборник упражнений. М.. 2005.
Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. М., 1998.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1984.
15