Открытая подгрупповая НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Осенняя сказка»
Конспект логопедического занятия
в старшей группе на тему
«В гостях у Осени».
Цели:
Расширять и активизировать словарный запас.
Закреплять знания детей по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Закреплять представления детей о жёлтом цвете.
Учить детей согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода в падеже.
Развивать слуховое внимание, память и мышление.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитание продолжительного выдоха.
Оборудование:
Слайд-презентация.
Листья из жёлтой бумаги.
Магнитофон с записями музыки.
Фрукты и овощи из жёлтого картона в конвертах.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, хотите совершить со мной небольшое интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в гости к Осени. Но прежде, чем мы туда попадём, нам нужно пройти по сложному узкому мостику (на полу лежит мостик), а к мостику подойдёт лишь тот, кто назовёт примету осени.
Дети называют: Осенью падают листья. Осенью часто идут дожди. Осенью дует холодный ветер. Осенью становится холодно…
(Дети проходят по мостику и оказываются в гостях у осени.)
Логопед: Ну, вот мы и добрались! (Слайд) Ребята, посмотрите, осенью всё вокруг жёлтое: жёлтые поляны, жёлтые деревья. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Как это называется?
Дети: Листопад.
Логопед: Правильно. Мы с вами находимся на осенней полянке. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. И они все жёлтые. Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. (Выполняем дыхательную гимнастику.) Вот какой листопад у нас с вами получился. Ребята, послушайте, кто-то сюда идёт. (Звучит музыка. К ребятам выходит Осень.)
Осень: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, Осень!
Осень: Принесла я вам подарки:
Танцы, игры и загадки.
Но, чтоб выполнить заданья,
Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься.
Хотите со мной поиграть?
Дети: Да, хотим.
Осень: Я приглашаю вас в свой сад-огород. (Слайд) В нём растёт много овощей и фруктов. Ребята, а какие овощи и фрукты вы знаете?
Дети: Яблоки, груши, бананы, апельсины, картошка, морковь…
Осень: Молодцы! Ребята, у меня случилось горе. Недавно по моему чудесному саду пролетел злой Ветер-Колдун и разбросал весь мой урожай. Помогите мне, пожалуйста, его собрать!
(Осень раздаёт конверты. В них изображения разных овощей и фруктов из кусочков жёлтого картона. Дети должны собрать.)
Логопед: Молодцы, ребята! А теперь пусть каждый из вас назовёт свой фрукт или овощ так: у меня жёлтый банан. (Слайд)
(Дети называют.)
Осень: Спасибо вам, ребята, что вы мне помогли навести порядок в саду.
Логопед: А теперь садитесь на полянку и поиграем с пальчиками. (Выполняем пальчиковую гимнастику «Осенние листья».)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, ( загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и
указательным пальчиками.)
Логопед: Молодцы! Ваши пальчики отдохнули, поиграли; теперь надо, чтобы поиграли ваши губки и язычки. Возьмите в руки зеркала, и давайте сделаем упражнения. (Слайд)
(Логопед вместе с детьми выполняют упражнения из общей артикуляционной гимнастики. На каждое упражнение слайд.)
Логопед: Молодцы! А сейчас давайте пойдём на полянку и соберём букет цветов. (Слайд) Посмотрите, какая красивая полянка. Мы не будем рвать много цветов – они ведь завянут. Сорвём несколько цветочков.
(Упражнение «На полянку мы пойдём». Встали в круг.)
На полянку мы пойдём, мы пойдём, (идут по кругу, взявшись за руки.)
И цветов мы наберём, наберём.
Колокольчик голубой (останавливаются, кланяются.)
Поклонился нам с тобой.
К солнцу тянутся ромашки, (встают на носочки, руки вверх, тянутся.)
В травке бегают букашки. (бегут по кругу.)
Мы домой идём, идём,
Мы букет цветов несём. (идут по кругу, взявшись за руки.)
Осень: Молодцы, ребята! Мне так весело с вами! А загадки вы отгадывать умеете?
Дети: Да, умеем.
Загадки:
Тучи нагоняет,
Воет, задувает. (Звучит музыка.)
По свету рыщет,
Поёт да свищет. (Ветер.)
Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось – шла с водой. (Звучит музыка.)
Подошла и пролилась, -
Вдоволь пашня напилась. (Гроза, тучи.)
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно! (Звучит музыка.)
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья.)
Осень: Молодцы, ребята! Как вы хорошо умеете отгадывать загадки.
Логопед: А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.
(Релаксационная минутка. Звучит спокойная музыка. Дети лежат «на полянке».)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
Логопед: Молодцы! А теперь, ребята, скажите мне, у кого мы сегодня в гостях?
Дети: Сегодня мы в гостях у Осени.
Логопед: А назовите мне приметы осени.
Дети: Осенью всё вокруг жёлтое. Осенью холодно на улице, дует холодный ветер, идёт дождь…
Логопед: А теперь нам пора возвращаться. Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство и попрощаемся с ней.
Осень: Спасибо, ребята, что зашли ко мне в гости. Я хочу вам дать из своего чудесного сада-огорода вкусный полезный фрукт. (Раздаёт по фрукту.)
Дети: Спасибо, Осень. До свидания.
(Дети прощаются и уходят по мостику обратно.)