Занятие по формированию лексико — грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе ОНР Зимующие птицы

Конспект занятия по формированию
лексико – грамматических категорий и развитию связной речи
Тема: Образование приставочных глаголов.
Согласование глаголов с существительными в ед. и мн. числе.
Лексическая тема: Зимующие птицы.
Цели:
Учить образовывать глаголы с приставками в ед. и мн. числе.
Учить согласовывать глаголы с существительными в роде и числе.
Развивать активный словарь по лексической теме.
Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к живой природе.
Демонстрационный материал: предметные картинки (голубь, ворона, синица, снегирь, сорока, воробей), схематическое изображение стаи, панно (дерево, ёлка, кормушка), Незнайка.
Раздаточный материал: снегирь (зашумленное изображение).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Я перед занятием назвала ваши имена, выделяя какой-то звук. Сядет тот, в чьём имени есть звук А, О, У. (Дети садятся)
2. Основная часть
Повторение
- С этими птицами мы знакомы. Кто к нам прилетел? (Показывает картинку синицы). К нам прилетела синица.
- Кто к нам прилетел? (Показ картинки вороны) (К нам прилетела ворона)
- Кто к нам прилетел? (Показ воробья). (К нам прилетел воробей).
- Кто к нам прилетел? ( Показ картинки снегиря) (К нам прилетел снегирь).
-Кто к нам прилетел? (Показ картинки голубя) (К нам прилетел голубь).
Кто к нам прилетел? (Показ картинки сороки) (К нам прилетела сорока).
- Как назвать этих птиц? (Это зимующие птицы).
- Почему их называют зимующими? (Потому что они остаются на зиму. Потому что они не боятся холода).
Новый материал
- Эта картинка называется стая (показ схематичной картинки стаи)
- Прилетела стая кого? (Ставит картинку стаи рядом с картинкой снегиря) (Прилетела стая снегирей).
- Прилетела стая кого? (Прилетела стая ворон)
- Прилетела стая кого? (Прилетела стая воробьёв).
- Прилетела стая кого? (Прилетела стая синиц).
-Прилетела стая кого? (Прилетела стая сорок).
- Прилетела стая кого? (Прилетела стая голубей).
- Зимой птицам холодно и голодно. Птицы прилетают к кормушкам. В кормушки мы насыплем что? (В кормушки мы насыплем крошки, семечки, семена).
- Это кормушка. Кто прилетел к кормушке? (Показывает картинки по одной)
(К кормушке прилетела ворона. К кормушке прилетел снегирь. К кормушке прилетел голубь. К кормушке прилетела синица. К кормушке прилетел воробей)
- Скажите про кого я подумала. Прилетел? (Прилетел воробей)
- Прилетел? (Прилетел снегирь).
- Прилетел? (Прилетел голубь).
- Прилетела? (Прилетела синица).
- Прилетела? (Прилетела ворона).
- Посмотрите на картинку и скажите про кого я сказала? Улетели? (Улетели воробьи. Улетели снегири. Улетели вороны. Улетели дятлы. Улетели голуби).
Птицы сидели на кормушке, а потом от кормушки улетели. О ком я хотела сказать. От кормушки улетел? (от кормушки улетел снегирь)
Улетела? (от кормушки улетела синица)
? (от кормушки улетел голубь)
Посмотрите, что сделала птица? Птица перелетела с кормушки на ёлку.
Кто перелетел с кормушки на ёлку? (Снегири перелетели с кормушки на ёлку. Воробьи перелетели с кормушки на ёлку. Голуби перелетели с кормушки на ёлку. Синицы перелетели с кормушки на ёлку. Вороны перелетели с кормушки на ёлку).
- Про кого я скажу: Перелетела? (Перелетела ворона).
- Перелетела? (Перелетела синица).
- Перелетел? (Перелетел снегирь).
- Перелетел? (Перелетел голубь).
- Перелетела? (Перелетел ворона).
Физкультминутка.
- Птица от вас улетела, птица к вам подлетела (руки накрест, машут одними кистями рук), птица села на правое плечо, птица с правого плеча перелетела на левое плечо, перелетела на правое плечо, вокруг нас облетела.
Закрепление материала.
- К вам в гости пришёл Незнайка, он был в лесу. Вот как он говорит: « Я видел на дереве сидел ворона». Правильно? (Нет)
- Исправь Незнайку. (Я видел, на дереве сидела ворона).
- Я видел, на дереве сидела снегирь. (Я видел на дереве сидел снегирь).
- С дерева на дерево перелетела воробей. (С дерева на дерево перелетел воробей).
- Синица улетел с дерева. (Синица улетела с дерева).
Составление схемы предложения.
- Ворона села на ёлку. Что я сказала? (Это предложение).
- Сколько слов в предложении? (В этом предложении 4 слова).
- Какое первое слово? (Первое слово: ворона).
- Какое второе слово? (Второе слово: села).
- Какое третье слово? (Третье слово: на)
- Это короткое слово. Какую полосочку нужно положить? (короткую).
- Какое четвертое слово? (Четвертое слово: дерево). (Логопед на доске, а дети у себя на столе выкладывают схему предложения)
- Когда слова закончились, что мы ставим? (В конце предложения мы ставим точку).
- Назовите все слова в предложении (Ребёнок называет слова, а логопед показывает их на схеме)
Которое по порядку короткое слово? (короткое слово третье по порядку).
- Выставляет картинку воробья. Придумайте предложение про воробья. (Воробей прилетел на кормушку)
- Придумайте предложение про снегиря. (Снегирь сел на дерево).
- Что мы составляли про птиц? (Мы составляли предложения).
Упр. «Внимательные глазки».
- Какая птица спряталась на картинке? Обведите по контуру пальчиком птицу.
- Что делает птица? - Моя птица сидит на дереве.
- Молодцы. Все узнали птицу.
Итог занятия.
- Встанет тот, кто придумает предложение о птице, которая облетела вокруг ёлки. (Ворона облетела вокруг ёлки).
- Предложение о птице, которая улетела от кормушки. (Синица улетела от кормушки).
- Что мы сегодня учились делать. (Мы учились составлять предложение про птиц).
- За что ты можешь себя похвалить? (Я могу похвалить себя за то, что я хорошо выкладывал схему предложения. Я знаю, про каких птиц мы говорили).









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15