Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: Транспорт. Правила дорожного движения


Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»
Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые  они совершают, названия дорожных знаков, их значение;
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- совершенствовать навыки употребления и выделения предлого в, на, под;  
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать  навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать  выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
- воспитывать чувство ответственности на дороге;
- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;                                                
- воспитывать умение работать и играть  в коллективе.
Ход.
Здравствуйте, ребята. Мне сегодня на электронную почту пришло письмо от жителей города Радости. У них случилась неприятность: налетел злой Волшебник Ураган и все в городе разрушил. Поможем им, наведем в городе порядок? А как мы можем попасть в город, на каком транспорте? водном, воздушном, наземном, железнодорожном. Да, правильно. Выбирайте, на каком транспорте мы будем добираться. (Перед детьми лежат наклейки, они выбирают любой вид транспорта). Почему ты выбрал этот вид транспорта? (ответы детей). Как вы видите, мы поедем на разных видах транспорта и все приедем в нужное нам место. Ну что, в путь?
Поезд по рельсам быстро мчит,  топают ногами, руки согнуты
в локтях, пальцы сжаты вкулаки
«Ту-ту-ту», – кричит.  разгибают руки вперёд, выполняя
попеременно движения
Самолёт в облаках летит,  руки в стороны, наклоны
туловища вправо-влево.
«У- у - у - у», – гудит.
Мотоцикл несет вперед,
Пароход по волнам плывет,
Все едут, плывут и летят,  топают ногами, разводят руки
в стороны ( плывут ), машут руками
вверх – вниз
Ребят до места доставить хотят.  садятся на место
(звучит музыка, дети «едут» по кругу и видят перед собой город).
Ну вот мы и добрались до города Радости. Только в нем что то не очень радостно. Все разрушено…Помните, когда мы с вами были в городе Радости,все дома стояли на местах, спецтранспорт в гараже, самолеты в аэропорту, машины – на дороге, корабли на реке.. а теперь тут пусто и лежат какие-то рисунки с печатью Урагана. Ребята, он раскидал весь транспорт в городе по всему кабинету. Как вы думаете, что нам надо сделать?(ответы детей) Поможем жителям города? (ответы детей)Давайте посмотрим, где можно найти следы урагана. .Смотрим первый листочек (со схемой). а под ним автобус. Смотрите,на листочке есть схема, на ней Ураган нарисовал, где стоял автобус (на дороге, между машинами, в гараже). Куда Ваня поставил автобус? Какое маленькое слово, предлог вы слышите? Автобус какой вид транспорта?
Ищем второй листочек. Что под ним? Где стоял мост? (на прямоугольнике синего цвета)Куда поставил Данил мост? Какое маленькле слово, предлог вы слышите?
Ищем третий листочек. Что под ним? Где стоял этот дом с синими окнами? (на синем квадрате) Куда поставил Вадим дом? Какое маленькое слово,предлог вы слышите?
Ищем четвертый листочек. Что под ним? Где стоял автомобиль? (на мосту, в гараже, между домами) Куда Вика поставила автомобиль? Какое маленькое слово, предлог вы слышите? Автомобиль какой вид транспорта?
Ищем пятый листоччек. Что под ним? Где стоял самолет? (в аэропорту) куда поставила его маша? Какое маленькое слово вы слышите?
Ищем шестой листочек. Что под ним? Где стоял тролейбус? (на рельсах) Куда поставил его Саша? Какое маленькое слово, предлог вы слышите?
Молодцы. Вот мы и навели порядок в городе радости.
Заходит Полицейский. Здравствуйте, ребята. А, вы в городе Радости? У же навели порядок? Молодцы! А у меня с собой есть дорожные знаки. Помогите мне их поставить по местам. Как называется этот знак? Куда ставим? Расставляют.
Спасибо!Чего же не хватает на улице города? Светофора. Куда нам его надо поставить? (ответы детей) Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы  очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».
Красный свет, прохода нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – иди!.
Поиграем?Игра называется сделай так как скажу. Вставайте. задание такое: когда я покажу зеленый сигнал светофора, вы маршируете на месте, когда желтый – хлопаете в ладоши, когда красный – стоите неподвижно. (говорит правильно а показывает неправильные цвета, путает детей)
Молодцы, справились с заданием. Мне пора дальше идти работать. Будьте внимательными на дорогах!(уходит)
Логопед. Ну что ребята, молодцы какое большое дело сделали! А теперь давайте посмотрим, какой на улицах города есть транспорт и назовем его ласково
автобус автомобиль трамвай самолет грузовик лимузин микроатобус велосипед машина вертолет
Молодцы. Садитесь за стол. Выбирайте любой листок.
У вас на листочках тоже есть изображения транспорта.Но на этом листе нарисоано несколько картинок. Оля, что у тебя нарисовано? Чем отличается автобус от автомобиля? Саша а что у тебя? Чем отличается мотоцикл от велосипеда? олеся, что у тебя?Чем отличается самолет от парохода? Толя, что у тебя нарисовано?Чем отличается лодка от такси? А что общего у всего транспорта?
Задания на листочках: закрасить отмеченный вид транспорта.Если нарисованы крылья, закрасить только водный транспорт, если железная дорога – железнодорожный транспорт, если дорога - наземный транспорт, а если волны –водный транспорт.
Молодцы. Красивые у вас получились рисунки. Возьмите их в группу и дорасскрашивайте другой вид транспорта другим карандашом. А потом расскажите дома что мы делали с вами сегодня.
А что вы расскажете дома? (ответы 2-3 детей)
Молодцы! Идемте в группу!