Урок внеклассного мероприятие «Зло, как и добро, имеет своих героев».
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
Цель: формирование представлений о доброте.
Задачи:
1. продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека,
2. закреплять знания о вежливых словах,
3. способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека.
4. формировать понимание необходимости уважения личности каждого.
5. развивать творческие способности учащихся.
6. способствовать коррекции психических функций детей.
7. формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения. Оборудование:
1. Аудиофрагмент песни «Что такое доброта» 2. Схема однокоренных слов к слову «добро»; 3. Карточка с текстом притчи «Два волка» у каждого на столе. 4. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
3.Постановка цели.
4.Основная часть
Попробуйте сформулировать цель занятия. (Ответы детей)
Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать добрые дела, добрые поступки.
- Что такое доброта?
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о доброте. Всего через несколько минут мы с вами отправимся по дороге к доброте. На этой дороге нам придется идти по нескольким улицам и переулкам. Итак, двигаемся в путь.
Выберите, какая из трех дорог является Дорогою добра? Дети: Первая дорога извилистая, она для людей хитрых. Вторая узкая, она только для одного человека. А последняя широкая, на ней места хватит для меня и друзей. Поэтому Дорога добра – последняя
- А только ли слова должны быть добрыми?
-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?
- Послушайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живѐшь ты не зря!
- Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»? (Ответы учащихся)
Учитель: Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми.
Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов . Что же такое доброта и кто такой добрый человек?
Дети: Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.
Учитель: Какого человека можно назвать добрым?
Дети: (добрый человек – это тот, кто любит людей, бережѐт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других).
Учитель:
А теперь обратимся к определению доброты в толковом словаре Сергея Ожегова. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Каждое из этих состоит из двух.
Давайте подумаем над значением каждого слова:
Добро-детельный,
Добро-душный,
Добро-желательный,
Добро-нравный,
Добро-сердечный,
Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц: раздается трем рядам
Худо тому, кто добра не делает никому;
Доброе слово и кошке приятно;
Доброе дело само себя хвалит? (Ответы- рассуждения детей)
Поговорим теперь о понятии противоположном добру.
- С какими цветами оно у вас ассоциируется?
- Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?
- Какие примеры проявления зла вы можете привести.
- Должны ли люди бороться со злом? (Ответы - рассуждения)
Учитель: - Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые (аморальные), потом сожалеем.
Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы- рассуждения детей)
Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.
Хотите знать как это происходит? Прочитайте текст притчи. (У каждого на столе текст притчи)
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил
— А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Каково ваше мнение? (Высказывания детей)
4. Вставьте подходящее по смыслу слово.
Ни один _____________________ человек не бывает счастлив.
Добро помни, а _____________________ забывай.
Не одежда красит человека, а его ________________________ дела.
____________________ словечко, что дождь в засуху.
Спешите делать ________________
5.Соедини стрелочками данные качества с соответствующими понятиями «добро» и «зло» Мужество Хитрость Хвастливость Лживость Скромность Справедливость Совесть Эгоизм Зависть Жестокость Честность Правдивость.
6.Далее выходим на Переулок к сказки.
Послушайте сказку (читает учитель) Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место… Пришла и видит: стоят 2 девушки.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
- Они обе прекрасны, – сказала девочка.
– Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла девочка к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась девушка.
А кого выбрали бы вы? (Ответы детей). Почему девочка подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей).
Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
6. Учитель: Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – молчите. (Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Поднимите руку те, кто считает себя добрым. А теперь я вам раздам бланки для ответов в виде цветочков, и вы в них напишите двух самых добрых человека в нашем классе. (Дети пишут).
идет подсчет голосов, а мы пока поиграем
7. ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО". А теперь поиграем в другую игру. Я произношу фразу, а вы продолжаете еѐ в рифму, вставляя волшебные слова. Растает даже ледяная глыба от слова тѐплого ... (спасибо).
Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).
Рефлексия
Подводя итог, хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.
Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется еѐ послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревшее душу настроение.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
А, напоследок, я хотела бы сказать вам, дать напутствие.
Стань добрым волшебником!
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого
– Одно удовольствие, честное слово!!!
Работа в группах 1 группа
Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?
1. Пока.
2. Привет.
3. Здорово.
4. Здравствуйте.
5. Хеллоу 6. Доброе утро.
2 группа Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте, позовите Машу.
3. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
4. Здравствуйте, извините, Маша дома?
3 группа Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете?
1. Можно войти?
2. Я войду?
3. Извините, можно войти?
4 группа Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу.
Какие слова произнесли бы вы?
1. Разрешите пройти.
2. Извините, можно пройти?
3. Пропустите меня, я выхожу. Итак, с какими словами вы должны крепко подружиться? Почему? Приложение:
Худо тому, кто добра не делает никому;
Доброе слово и кошке приятно;
Доброе дело само себя хвалит?.Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил
— А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вставьте подходящее по смыслу слово.
Ни один _____________________ человек не бывает счастлив.
Добро помни, а _____________________ забывай.
Не одежда красит человека, а его ________________________ дела.
____________________ словечко, что дождь в засуху.
Спешите делать ________________