Урок русского языка в 8 классе Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Осень. Охотник»


Урок русского языка в 8 классе
Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Осень. Охотник»
Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Осень. Охотник», музыкальные фрагменты из альбомов Антонио Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.
Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).
Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
2. Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Осень. Охотник».
а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
б) Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Вивальди и Чайковского? С какой музыкой созвучна картина?
Музыка из Вивальди и Чайковского
в) какое из стихотворений, на ваш взгляд, ближе картине по настроению?
Улекса фон Лу
Осень. Охотник Левитана
Ржавчина осени. Рыжее
в блеклое небо летит.
...Кажется странным, что выжили,
выжатое не болит...
Как хорошо быть с охотником,
и не важна даже цель!
Просто с ружьишком походишь тут,
здравствуй, береза и ель!
Ах, как тревожно осинкою
в трепете сильных ветров
платье теряя, косынкою
черных ветвей укрыть ствол.
Бродишь в шуршанье с собакою,
что ты там ищешь, Дружок,
где-то лягушка заквакает,
плача, что гол стал лужок.
Есть в утонченности осени
мудрость, и крылья идей
в небо уносят, что проседью
жить нас торопит полней!
И.А. Бунин
«Не видно птиц»
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.
г) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина?
д) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
е) Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Возможно, работа «Осень. Охотник» была сделана по заказу одного из коллекционеров средней руки, которому хотелось владеть авторской репликой картины, имеющейся у самого Третьякова. А может быть, и сам Левитан хотел доработать сюжет, оказавшийся столь удачным. Темную мужскую фигуру Левитан помещает на самый дальний план аллеи – ее присутствие чисто номинально и она слабо увязывается с пейзажем. На смену широкому мазку здесь снова приходит более мелкая детальная проработка. Эффектное соотношение крупных темных и светлых цветовых пятен уступает место вялому обобщенному колориту.
3. Речевая подготовка
а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция). б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).
4. Составление и запись плана.
Какое время года изображено на картине?
Какое впечатление производит она на вас?
Что вы видите на переднем плане? Вдали?
Какие цвета преобладают в пейзаже?
Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
5. Написание первого варианта сочинения.
6. Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.
Использованы материалы учителя Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района Липецкой области Л. Ф. Поповой
http://www.litrasoch.ru/urok-na-temu-sochinenie-opisanie-po-kartine-i-i-levitana-zolotaya-osen/http://www.stihi.ru/2011/06/25/2335http://rupoem.ru/bunin/ne-vidno-ptic.aspx