Урок-сочинение по картине И.И. Левитана «Март»



Урок – сочинение
по картине И. И. Левитана «Март»
Цель: написание сочинения – описания.
Задачи:
- совершенствовать умение конструировать текст-описание;
- развивать умение выделять главное, умения точного употребления образных слов;
- воспитывать любовь, чуткое отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование: слайд-ролик «Ранняя весна», музыка А. Л. Вивальди «Весна», портрет И. И. Левитана, репродукции картин «Тишина», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», карточки с опорными словами, интерактивная доска.

Ход урока
Организационно-мотивационный момент.
Чтение отрывков из стихотворений.
1-й ученик: Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев

2-й ученик: Над землями продрогшими,
Над степью и над борами
Дни потянулись радостно ясны.
Горячее, хорошее,
Желанное и доброе
Встаёт всё выше солнышко весны.
А. Жамбалон (бурятский поэт)
- Какой период весны отражён в стихотворных отрывках? (начало, ранняя весна)
Просмотр слайдов «Ранняя весна» под музыку А. Л. Вивальди «Весна».
Актуализация опорных знаний.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами напишем сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана.
Повторение теоретических знаний о тексте.
- Итак, сегодня мы опишем картину И.Левитана «Март».
- Определите тип, стиль и жанр будущего текста. (Тип – описание, стиль – художественный, жанр – рассказ.)
Подготовительная работа по написанию сочинения.
1. Работа над картиной.
- Что вы знаете об этом художнике?
Исаак Ильич Левитан – выдающийся художник конца 19 века. Родился в бедной семье. С ранних лет узнал унижение и нищету. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у знаменитых художников В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин. Он обогатил русскую пейзажную живопись невиданным ранее разнообразием тем. Здесь и тихие грустные летние сумерки, и необозримая водная гладь, и неисчерпаемое буйство красок золотой осени.(слайды с репродукциями картин «Тишина», «Весна. Большая вода», «Золотая осень») А какова глубина и богатство выраженных в его картинах чувств и размышлений. Сила Левитана в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Творчество Левитана оказало заметное воздействие на следующее поколение пейзажистов. Картины художника «Золотая осень» и «Март», написанные в 1895 году, знаменуют высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.
- Какое время года изображено на картине?
- Картина И. И. Левитана «Март» в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее. Перед вами репродукция картины. Репродукция – это воспроизведение картины путём фотографии или типографским способом.
- Ребята, всмотритесь внимательно в картину. Какие чувства вызывает она у вас? ( Светлые, тёплые, радостные чувства, спокойствие) Почему? (1. На картине всё залито светом. Всё будто набралось солнца - и теперь светится, дышит теплом.
2. Картина полна жизни, движения. Признаки присутствия человека (открывшаяся дверь дома; лошадь, запряжённая в сани) вселяют спокойствие, привносят в картину Левитана особую теплоту.
3. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, только что открылась дверь и ещё как будто покачивается, поскрипывает на петлях. У каждого из нас возникает чувство сопричастности с изображённым на картине.)
2. Работа над планом сочинения.
- Ребята, с чего начнём наше сочинение? ( Кто автор картины, как называется картина, чему посвящена она.)
- Как озаглавим вступительную часть? ( Художник И. И. Левитан и его картина.)
- О чём будете писать в основной части? ( О первых приметах весны на картине.)
- Как озаглавим эту часть? ( Пробуждение весны.)
- О чём напишете в заключение? ( Расскажем о своих впечатлениях.)
- Как можно поэтично и эмоционально назвать заключительную часть сочинения? ( Назовём строчкой из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»: Я здесь пою приход весны.)
- У нас получился план сочинения:
1. Художник И. И. Левитан и его картина.
2. Пробуждение природы.
3. Я здесь пою приход весны.
3. Составление устных рассказов по плану.
Групповая работа с использованием записей в тетрадях для работ по развитию речи.
- Уточним, что изображено на переднем плане картины.(снег, дорожка, стена дома)
- 1-я группа описывает снег, дорожку, стену дома.
- Что изображено в глубине картины? (крыльцо дома, лошадь, запряжённая в сани, отдельно стоящие деревья)
- Задание 2 группе: описать крыльцо, лошадь с санями, деревья возле дома.
- Что мы видим на заднем плане? (хвойный лес, небо)
- Задание 3 группе: описать лес, небо и солнце.
- Задание 4 группе: рассказать, какие краски использует художник.
Заслушивание ответов групп.
1-я группа: Снег уже напитался влагой, стал серым. От густых тёмно-зелёных елей по нему протянулись длинные синие тени. На дорожке снег смешался с землёй и потемнел. Жёлтая стена дома набралась солнца и теперь дышит теплом.
2-я группа: Мы видим только что открытую дверь. У дверей на проталине стоит рыжая лошадка, запряжённая в сани. Снежная шапка над крыльцом подтаяла и вот-вот сползёт на землю. Молодые тополя у дома протягивают свои тонкие ветви, точно руки, к теплу и солнцу. На верхушке одного дерева заботливые хозяева повесили скворечник.
3-я группа: Вдали виднеется густой хвойный лес. На высоком голубом небе ни облачка. Весеннее солнце льёт на землю яркий золотистый свет. Мы чувствуем его на жёлтой стене дома и светлых стволах тополей. Картина И. И. Левитана «Март» полна воздуха и света.
4-я группа: Художник использует яркие краски. Звонкая голубизна неба, синие и фиолетовые тени на снегу, насыщенный жёлтый цвет в изображении стены дома и дорожки, сложно разработанная, тёплая по тону зелень сосен и елей, нежная, переходящая в розовое желтизна стволов и тоненьких веток молодых тополей.
- Вступление и заключительную часть сочинения вы напишете самостоятельно, используя опорные слова: репродукция картины И. И. Левитана, чувствуется приближение весны, картина светлая, солнечная, вызывает.
4.Орфографическая работа.
передо мной
репродукция
тёмно – з. лёная хвоя
дли(?)ые синие тени
запр . жённая в сани
п. дта. л
вот – вот сп. лзёт
з. л. тистый свет
чу(?)ствуем
ж. лтая ст. на
5.Самостоятельное письмо текста на тему «Описание картины И.Левитана «Март».
- А теперь, пользуясь планом, опорными словами, начинаем писать сочинение.
6. Заслушивание нескольких проектов письменных текстов.
Вариант сочинения:
Передо мной репродукция знаменитой картины И.И. Левитана «Март». Художник изобразил время весеннего пробуждения природы.
Снег уже напитался влагой, стал серым. От густых тёмно-зелёных елей по нему протянулись длинные синие тени. Картина И. И. Левитана полна жизни. Мы видим только что открытую дверь. У дверей на проталине стоит рыжая лошадка, запряжённая в сани. Снежная шапка над крыльцом подтаяла и вот-вот сползёт на землю. На высоком голубом небе ни облачка. Весеннее солнце льёт на землю яркий золотистый свет. Мы чувствуем его на жёлтой стене дома и светлых стволах тополей. Молодые деревья протягивают свои тонкие ветви, точно руки, к теплу и солнцу. На верхушке одного тополя заботливые хозяева повесили скворечник. Вдали виднеется густой хвойный лес.
На картине И. И. Левитана «Март» много жизни, воздуха и света. Она вызывает у меня спокойствие и радость.
7. Итог урока.





























Задачи: формировать глубокий интерес к знанию героического исторического прошлого нашей Родины, расширять кругозор, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, воспитывать уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Оборудование: интерактивная доска, фильм о войне, праздничные открытки.

Дорогие ребята, сегодня у нас много гостей. Это участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Давайте их поприветствуем.
Такою всё дышало тишиною –
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войною
Всего каких-то пять минут осталось
Радуясь солнцу и миру, утро встречала страна.
Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова.
Голос уверенно-строгий сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге заполыхала война.
Сегодня, в 4 часа утра, Германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза.
Звучит отрывок песни «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача. На фоне музыки ведущий говорит:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Так в мирную жизнь ворвалась война.
Ученица:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы
Просторно, холодно, высоко
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку
Шли сражаться за Родину стар и млад. В военкоматы стояли очереди, чтобы записаться на фронт. Мальчишки сбегали из дому, их снимали с поездов и возвращали родным. Тысячи людей уже потеряли и свои дома, и свои жизни под вражескими пулями и бомбами.
2-ой ученик:
Закончился грозный 1941 год, который стал началом блокады Ленинграда на долгие 900 дней. Вместо супа – бурда из столярного клея, вместо чая – заварка сосновой хвои. Это всё ничего, только руки немеют, только ноги становятся вдруг не твои.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость.
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё 800.
Учитель: 900 дней и ночей Ленинграда. Суровые испытания во время Великой Отечественной войны выпали на долю защитников и жителей блокадного Ленинграда. Самым страшным был голод, холод и нехватка питьевой воды. В поддержку мужества ленинградцев казахский поэт Джамбул Джабаев написал знаменитые строки:
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя.
В боях за Ленинград участвовали наши земляки Юсупов Ерденбай Жусупович и Ережепов Турабай Кабжанович.
3-ий ученик: В годы Великой Отечественной войны Казахстан послал на фронт более 1 миллиона 200 тысяч человек. Казахстанцы показали себя отважными защитниками Родины. Это знаменитые панфиловцы, Тулеген Тохтаров, славные дочери казахского народа Маншук Маметова, Алия Молдагулова.
Ученики рассказывают стихотворения о Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой, 28 героях панфиловцах, о тружениках тыла.
Ученик: 1944 год. Ещё идут бои, но враг уже изгнан из страны, и дороги повели нашего солдата в Берлин. Враг побеждён. И вот настал долгожданный день Победы.
Звучит отрывок песни «День Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова.
Не умирают герои и не уходят в запас.
Их смерть не выводит из строя –
Они навсегда среди нас.
Тем, кто шёл в бой за Родину,
Выстоял и победил!
Ученик: Победа! Какое крылатое слово,
Оно, как огонь, зажигает сердца,
Оно трепетать заставляет любого.
Оно поднимает на подвиг бойца.
Сдувает усталость и дух веселит.
Победа! И звёзды лучистые светят.
Победа! И солнце светлее горит.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть хронику войны.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Учитель рассказывает о Тане Савичевой, девочке из блокадного Ленинграда.
9 страничек из её дневника, написанные обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы над главарями фашистской Германии
Я хочу вам, ребята, рассказать о необычной и прекрасной судьбе песни «Пусть всегда будет солнце»
Так давайте и мы, взрослые и дети, споём эту замечательную песню.
А сейчас ребята вам подарят открытки, которые сделали на уроках труда.
Выступление гостей.







































Ленинградская средняя школа № 1















Этот день мы не забудем никогда























Учитель 3 «А» класса Кузнецова А. В.
15