Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Создание текста-описания. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»»
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Цели:
-Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами действительности.
-Формирование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов.
-Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме.
- Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1) Перед написанием сочинения дети вместе с учителем побывали на экскурсии в осеннем парке . Предметом их наблюдений были деревья в осеннем парке - берёзы, осинка, липы, ели, сосны. Во время экскурсии проводилась беседа: -Какие деревья вы видите?
- Какое больше понравилось?
- Почему? Во время экскурсии дети читали заранее подготовленные стихи об осени А.С.Пушкина,Ф.И Тютчева,А.Блонского.
После экскурсии дети получили задание - продолжить чтение рассказов об осени, выписать в тетрадь понравившиеся отрывки, образные выражения.
Затем собранный детьми материал используется в подготовительной работе в различных видах упражнений.Например:
а) Подчеркните в предложениях образные выражения. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива осыпает ёлочку тонкими рыбками. Нарядилась ёлочка, стоит вся в золоте, багрянце и бронзе.б) Поставьте в конце предложений нужный знак. Быстро летело время пожелтели берёзки покраснели осинки вода в реке потемнела каждый день на юг неслись перелётные птицы.в) Из каждой строчки составьте предложения .золотая, наступила, осеньпо, плывут, небу, облака, лёгкиев, осень, лес, забрелана, молоденькие, накинула, берёзкилёгкие, она, сарафанытрепетные, на, накинула, ярко – красные, осинки, шальхорошо, в, осенью, лесу.г) Ответьте на вопросы несколькими предложениями.1.Какое время года наступило после лета?2.Какая стоит погода?3.Какое небо?4.Как выглядит лес осенью?Слова для справок: золотая осень, великолепная, легкие облака, трепетная осинка, как огонь горит, золотые сарафаны.д). Прочитай текст.
Золотая осень.
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые березы слева и бронзовые дубы справа, как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.
Выпишите слова и словосочетания, обозначающие цвет осенних деревьев, земли, реки.
2) На уроке рисования дети создавали осенний пейзаж.
3) На уроке литературного чтения была проведена работа со следующими текстами:
Певец русской природы-художник Исаак Ильич Левитан.
Зимой 1880 года в Москве открылась выставка, где были показаны лучшие работы художников.
Приехал сюда и Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой московской галереи. Внимание его привлекла картина «Осенний дождь. Сокольники».
Многие ценители искусства не могли понять , почему Третьяков купил на первый взгляд ничем не примечательную картину для своей прославленной галереи. А он в этом небольшом пейзаже увидел нечто новое: стремление художника через картину природы выразить глубокие переживания человека.
Автором произведения был 19-летний Исаак Левитан.
***
У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в нашей стране свои любимые места и времена года.
Пушкин любил позднюю осень, серебрившую морозом . Тургенев воспевал росистые рощи. Горький – Волку и поволжские многолюдные города. Художник Шишкин-сосновый леса.
Каждый из художников и писателей открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним.
Но ни у кого из художников природа средней полосы России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана.
Левитана можно назвать «открывателем» красот нашей русской земли, тех красот, что находятся рядом с нами и каждый день и час доступны нам, нашему восприятию. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что все написано этим превосходным художником мы много раз уже видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окном вагона.
Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней.
Возьмем хотя бы солнечный свет, который нас окружает и проследим влияние этого света на пейзаже.
Вглядываясь в картины Левитана , мы замечаем, что прямой солнечный свет дает одну окраску листве и предметам, утренний свет- иную, а свет закатного солнца-совершенно особую.
Все разнообразие оттенков света, все световые богатства нашего пейзажа найдены и закреплены в полотнах Левитана.
Нат человека , которому картины Левитана не напоминали бы о милых его сердцу уголках России.
У каждого есть своя любимая картина Левитана. Мне , например , ближе картина «Золотая осень». По своей живописности, точности красок эта картина равна пушкинским описаниям осени.
Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощена в этой картине с удивительной силой.
Картины Левитана известны всей стране. Их надо видеть. Видеть «Золотую осень» с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опадающих листьев.
(А.Петрова)
Обсуждение с детьми прочитанного:
- Почему знаменитый собиратель картин П.М.Третьяков решил выбрать для своей галереи картину И.И.Левитана?
(-Красивая картина, в которой описывалась красота русской природы.-Художник через картину природы выражал переживания человека.)-Почему Левитана называют «певцом русской природы» ?
(В своих картинах художник воспевает красоту русской природы)
-В чем необычность , своеобразие его картин?
(Картины Левитана не только красивы, но и помогают понять и изучить нашу землю)
5) Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» была вывешена в классе за несколько дней до сочинения.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1)ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.
Чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ.
Дети рассматривают картину И.И.Левитана «Золотая осень».В качестве музыкального сопровождения использована пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
2)БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНЫ.
- Какое время года изображено на картине? (Осень). -Докажите, что это осень.
(-Пожелтевшая трава.-Красноватые ветки кустарника.
- Роща пылает багряными березами.) -Это начало её или конец? (Золотая осень).
- Почему осень называется золотой? Объясните выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит? (это краски осени)-Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки?
(Осинки)
- Какие они? -Как разукрасила их осень?
(трепетные осинки, багряно-золотистые, хрупкие, стройные деревца)
-Что ещё можно сказать про осинки? (собрались на пригорке, греются на солнышке).-Какие деревья изображены вдали? Что можно сказать о наших любимцах? (березки, собрались все вместе, в кружок).-Какой наряд подарила берёзкам осень? (золотистые сарафаны).-Что за одинокое дерево растёт на правой стороне реки? (берёза).-Какого цвета наряд у этой берёзы? (она вся золотая).-Чем отличается её окраска от окраски других берёз? (она вся золотая, а на других берёзках ещё есть зелёный лист).-Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? (ель и сосна остались зелеными)
-Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).-С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? (показывает чистые, яркие краски- голубые, жёлтые…)-День тёплый, солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода тёмная, как в омуте, очень холодная).-Правильно. Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
- Что растет по берегам речки? (-По краям речки растёт зеленоватая трава- Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой.
-На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).-Что мы видим на высоком берегу вдали картины?(крестьянские дома)
- Почему крестьянские дома такие маленькие?
(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)- Что можно сказать о цвете неба?
(Оно сияющее, голубое).
- Представьте , что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
(-Побегать по берегу реки-убежать в лес и подышать осенним воздухом
-постоять под березой и полюбоваться красотой пейзажа
-погреться под последними лучами осеннего солнца)
-Что вы могли бы там услышать?
(журчание реки, шелест осенних листьев под ногами)-Посмотрите ещё раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? (чувство гордости за нашу Родину).-Правильно. А теперь послушайте стихотворение, которое как раз выражает чувство любви и гордости за нашу Родину.Посмотри, как всё красиво,Посмотри, простор какой!Точно мать, склонилась иваНад заснувшею рекой.И берёзку молодую,И кустарник, и траву-Беззаветно всё люблю я,Всё я Родиной зову.
3)ФИЗМИНУТКА.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон.
Зашумел листвою клён.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.- Сколько частей должно быть в сочинении?
(три части: вступление, основная часть, заключение.)
Коллективное составление плана.
ПЛАН.
1. Золотая осень.
2. Пейзаж на картине.
3. Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.
1)Подберите синонимы к словам.
Художник-автор, пейзажист ,живописец
Густой (лес)-таинственный, темный, загадочный.
Желтый-золотистый, лимонный, лучистый, солнечный.
Тоненькие (деревца) –хрупкие, молодые, нежные, стройные.
2). Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?
Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.
Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.
Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.
Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.
Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.
3) Выбери подходящее слово.
Луч солнца падает
освещает
золотит
Облака белеют
Плывут
Деревья украшены
облиты
выделены
Синяя река течет
бежит
движется
Молодые деревца тянутся
растут
выгибаются
5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПЛАНУ ПО ЧАСТЯМ.
- С чего следует начать?
(-После знойного лета наступила золотая осень.- Солнце ещё немного греет, но уже чувствуется осенняя прохлада.
- Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.
- Что будем писать во второй части?
( На переднем плане картины изображена узенькая речка с еще зеленой травой по берегам. У одиноко стоящей березы она поворачивает и уходит вдаль. Вода в реке тёмно -синяя, а вдали – голубая. Слева на пригорке собрались в кружок трепетные осинки. Здесь же растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Они почти все покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст. На правой стороне реки видна одиноко-стоящая береза. Она вся золотая, а на других берёзках ещё есть зелёный лист. . На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные . Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. )
-Какой будет концовка?
(Вся картина Левитана пронизана светом.Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.)
6.НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.