Конспект урока по русскому языку на тему Подготовка к написанию сочинения по картине Осенний день. Сокольники


Урок русского языка в 5 классе (ФГОС)
по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цели:
1.Обучающая цель: подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.
2.Развивающая цель: развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
3.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, мультимедиа презентация
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Ход урока:
Вступительное слово. Целевая установка (1 слайд. Тема урока)
– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи- подготовке к сочинению по репродукции картины «Осенний день. Сокольники». Цель нашего урока (2 слайд) овладеть навыками описания, изображённого на картине посредством творческой активности и особым восприятием произведения искусства через музыку, поэзию и переливы художественного слова. (Записать в тетрадь число и тему урока).
Актуализация знаний. Работа с терминами. (3 слайд)
– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)
– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. А у замечательного детского поэта и композитора Г. Гладкова есть строки:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
- Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством необычайно талантливого художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. (4 слайд). А начнем знакомство с небольшой биографической справки о нем (сообщение подготовленного ученика).
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в образованной обедневшей еврейской семье в Латвии. О его детстве практически ничего не известно: воспоминаний Левитан не оставил.Когда семья переехала в Москву, Исаак Ильич, обладая незаурядными художественными способностями, поступил в Московское училище живописи и ваяния. Его учителем был Суриков. Но Левитан вышел из учебного заведения без диплома: денег не было.В 1879 году им была написана картина «Осенний день. Сокольники», принесшая молодому (19 лет) живописцу признание и известность. С середины 1880-х гг. материальное положение Левитана несколько улучшилось. Но напряженный труд сказался на здоровье - обострилась болезнь сердца.
И.И. Левитан присоединяется к знаменитому обществу художников-передвижников, организует с ними выставки. Мечтает создать Дом пейзажа, где могли бы работать все русские пейзажисты.Работы Левитана называют лирическими, поэтическими, музыкальными (5 слайд). Их отличает мягкий колорит и переходы, влажный воздух. Все это создает щемящее настроение грусти .
- Итак, мы познакомились с личностью мастера. Давайте обратимся к его творчеству. Рассмотрим репродукции самых знаменитых его картин. ( 6, 7, 8,9,10 слайды). Как вы убедились, многие работы посвящены осени. Это его любимая тема в творчестве.
Речевая подготовка.
– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим вспомните, что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение).
-Подберите синонимы к словам и сочетаниям:(слайд 11)
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.
(записать в тетрадь). (слайд 12)
Работа с репродукцией картины. (слайд 13)
-Ребята, рассмотрите картину «Осенний день. Сокольники». Ответьте на вопросы:
Какое время года изображено?
Какова основная мысль картины?
Какие краски преобладают? Почему?
Что вы видите на переднем плане? Что на заднем? Что слева и справа?
Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цвета при этом использует художник?
Как художник показал, что женщина в темном - главная героиня? (изображение ее фигуры является композиционным центром картины) Каков ее внешний вид, одежда? Что можно сказать о выражении ее лица?
Какие чувства вызывает картина? Какими средствами этого добился мастер? (В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой, одиночеством).
Физкультминутка
Словарная работа. Подбор речевого материала.
Ненастный, дождливый день.
Хмурое, безрадостное небо.
Мокрые потемневшие сосны.
Унылый шум ветра.
Молодые огненно-желтые клёны.
Дорога, уходящая в дымку.
Одинокая фигура женщины в темном.
Серые краски, мрачные тона.
Чувство тревоги, одиночества, печали.
Составление плана описания картины. (14 слайд)
1. Исаак Ильич Левитан – русский художник-передвижник, мастер «пейзажа настроения». Тематика его картин.
2. Картина «Осенний день. Сокольники». Общая характеристика: год создания, тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают.
3. Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).
4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).Рефлексия – обсуждение того, что узнали, как работали. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
- На следующем уроке сегодня вы попытаетесь описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах, и записи в тетрадях.
Домашнее задание - Запишите, пожалуйста, домашнее задание: "Написать сочинение на черновик".
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Карточка №1. Работа в парах
Запишите слова и/или словосочетания, какими вы представляете звуки в парке. Что вы слышите?
Звуки в парке:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ____________________________________________________

Карточка № 2. Работа в группах
парк:
Какими словами и/или словосочетаниями вы можете описать:
дорожку – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
деревья –________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
молодую женщину–___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воздух и небо –
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО _______________________________________________________

Карточка № 3. Индивидуальное задание
Чувства:
Прочитайте стихотворение А. Плещеева.
Грустная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит девушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
( А. Плещеев)
Запиши, какие чувства ты испытываешь, когда читаешь это стихотворение? Что ты переживаешь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ______________________________________________________