Программа учебной дисциплины Электротехника для подготовки по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в учреждении СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский политехнический колледж»













Рабочая программа

Дисциплина:
ОП.02 « ЭЛЕКТРОТЕХНИКа»







Для профессии: 13.01.10 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ (по отраслям)




















2016
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
цикловой комиссией
специальных дисциплин


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)


Протокол №

От «___ »_____________2016 г.


Председатель цикловой комиссии
________________Апаленова Т.Г.



Заместитель директора
по учебной работе

__________________Пидодня Т.Е.

«_____» ____________ 2016 г.








Автор:
Ломашова Н.М.
-
преподаватель дисциплин «Электротехника» и «Основы электротехники»
Рецензенты:



















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6



условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

13


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15




1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-контролировать выполнение заземления, зануления;
-производить контроль параметров работы электрооборудования;
-пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
-рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
-снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
-проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе,
-последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока,
-единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
-сущность и методы измерений электрических величин,
-конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
-типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
-условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
-основные элементы электрических сетей;
-принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
- схемы электроснабжения;
-двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
-способы экономии электроэнергии;
-правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
-виды и свойства электротехнических материалов;
-правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -72 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72

в том числе:


лабораторные работы
11

практические занятия
39

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы
34




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Основные задачи, содержание и взаимосвязь учебной дисциплины «Электротехника» с другими дисциплинами. Применение электротехники в производстве.
1
1

Раздел 1. Электрическое поле.
Электрические цепи постоянного тока

19


Тема 1.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала

2



1.
Понятие о формах материи: вещество и поле. Электрическое поле. Элементарные частицы и их электрические поля. Понятие электрического заряда. Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность и потенциал. Электрическое напряжение.

2


2.

Практическое занятие
Составление сравнительной таблицы: проводники и диэлектрики в электрическом поле.
1
2


3.
Практическое занятие
Электроёмкость. Конденсатор. Виды конденсаторов. Соединения конденсаторов.
1


Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
1
2


1.
Источники и приёмники электрической энергии. Понятие электрической цепи. Элементы электрической цепи. Источники ЭДС, их соединения. Типы. Сопротивление и проводимость проводников. Законы Ома.




2.
Практическое занятие
Включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Расчет общего сопротивления резисторов при различных видах соединений.
2



3.
Практическое занятие
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Использование теплового действия тока в технике.
1



Лабораторная работа № 1,2
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Исследование электрической цепи постоянного тока.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы 
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Электрические схемы и физические законы (доклад).
Режимы работы источников электрической энергии (доклад)
Использование теплового действия тока в технике (реферат).
3


Тема 1.3.
Правила Кирхгофа Расчет сложных электрических цепей
Содержание учебного материала

1



1.
Понятие о сложных электрических цепях постоянного тока. Первое и второе правила Кирхгофа.

2


2.
Практическое занятие
Расчет сложных электрических цепей.
1



Контрольная работа №1
Расчет параметров электрических цепей постоянного тока.
1



Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к выполнению лабораторной работы: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Сравнение и выбор метода расчёта сложной электрической цепи (доклад).
Методы расчета электрических цепей (доклад).
Правила выполнения электрических схем (доклад).

3


Радел 2.
Электрические цепи переменного однофазного тока

12


Тема 2.1.
Неразветвлённые электрические цепи
переменного тока
Содержание учебного материала

2



1.
Понятие о переменном токе. Характеристики переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Индуктивное и емкостное сопротивление цепи переменного тока.

2

Тема 2.2
Разветвлённые электрические цепи
переменного тока
1.

Цепь переменного тока с активным сопротивлением; цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением; цепь переменного тока с емкостным сопротивлением.
1
2


2.
Практическое занятие
Расчет электрической цепи с R,L,С элементами. Расчет активной, реактивной и полной мощности в цепи переменного тока. Коэффициент мощности. Резонансы токов и напряжений.
3



Лабораторная работа № 3
Измерение работы и мощности в цепи переменного тока
2



Контрольная работа №2
Расчет параметров электрических цепей переменного тока.
1



Самостоятельная работа обучающихся:
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Использование явлений резонанса в электротехнике (реферат).
Анализ и расчёт электрических цепей переменного тока с использованием комплексных чисел (доклад).
Анализ и расчёт электрических цепей переменного тока при помощи круговых диаграмм (доклад).
Способы экономии электроэнергии в быту и на производстве (доклад).
3


Раздел 3.
Электрические цепи переменного трёхфазного тока

11


Тема 3.1. Трехфазные электрические цепи
Содержание учебного материала

1



1.
Элементы трехфазной системы. Получение тока и напряжения в трехфазной системе.

2


2.
Практическое занятие
Соединение обмоток трехфазного генератора и потребителей в «звезду» и «треугольник». Составление электрических схем. Построение векторных диаграмм линейных и фазных напряжений.
2



3.
Роль нулевого провода в четырёхпроводной трехфазной системе. Мощность трехфазной системы. Основные расчетные уравнения.
2



3.

Практическое занятие
Изучение схем измерения активной мощности в трехфазной системе.
1



Лабораторная работа № 4,5
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда».
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник».
2



Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к выполнению лабораторной работы: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Трёхфазные генераторы. Соединение обмоток генератора (конспект).
Векторные диаграммы токов и напряжений трёхфазной цепи (доклад).
Значение научно-практических трудов русского учёного М.О. Доливо-Добровольского в развитии электротехники (реферат).
3


Раздел 4.
Электромагнетизм

6


Тема 4.1.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
1



1.
Понятие о магнитном поле. Характеристики магнитного поля. Закон Ампера.

2


2.
Практическое занятие
Изучение взаимодействия проводников с током. Постановка опытов: явление электромагнитной индукции; самоиндукция; взаимоиндукция. Закон электромагнитной индукции.
2



3.
Практическое занятие
Работа с интернет-ресурсами: магнитные материалы. Гистерезис. Общие сведения о бегущем магнитном поле, его область применения
1



Самостоятельная работа обучающихся:
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Использование явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах (доклад).
Применение вихревых токов в быту и технике (доклад).
Магнитнотвёрдые материалы и их использование в технике (доклад).
Манитномягкие материалы и их использование в технике (доклад).
Поляризованные и неполяризованные электромагниты (доклад).
Использование электромагнитов в быту и технике (доклад).
2


Раздел 5