Программа учебной дисциплины Электротехника для подготовки по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в учреждении СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский политехнический колледж»
Рабочая программа
Дисциплина:
ОП.02 « ЭЛЕКТРОТЕХНИКа»
Для профессии: 13.01.10 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ (по отраслям)
2016
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
цикловой комиссией
специальных дисциплин
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Протокол №
От «___ »_____________2016 г.
Председатель цикловой комиссии
________________Апаленова Т.Г.
Заместитель директора
по учебной работе
__________________Пидодня Т.Е.
«_____» ____________ 2016 г.
Автор:
Ломашова Н.М.
-
преподаватель дисциплин «Электротехника» и «Основы электротехники»
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-контролировать выполнение заземления, зануления;
-производить контроль параметров работы электрооборудования;
-пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
-рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
-снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
-проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе,
-последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока,
-единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
-сущность и методы измерений электрических величин,
-конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
-типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
-условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
-основные элементы электрических сетей;
-принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
- схемы электроснабжения;
-двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
-способы экономии электроэнергии;
-правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
-виды и свойства электротехнических материалов;
-правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -72 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
106
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
лабораторные работы
11
практические занятия
39
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
34
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Основные задачи, содержание и взаимосвязь учебной дисциплины «Электротехника» с другими дисциплинами. Применение электротехники в производстве.
1
1
Раздел 1. Электрическое поле.
Электрические цепи постоянного тока
19
Тема 1.1. Электрическое поле
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие о формах материи: вещество и поле. Электрическое поле. Элементарные частицы и их электрические поля. Понятие электрического заряда. Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность и потенциал. Электрическое напряжение.
2
2.
Практическое занятие
Составление сравнительной таблицы: проводники и диэлектрики в электрическом поле.
1
2
3.
Практическое занятие
Электроёмкость. Конденсатор. Виды конденсаторов. Соединения конденсаторов.
1
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
1
2
1.
Источники и приёмники электрической энергии. Понятие электрической цепи. Элементы электрической цепи. Источники ЭДС, их соединения. Типы. Сопротивление и проводимость проводников. Законы Ома.
2.
Практическое занятие
Включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Расчет общего сопротивления резисторов при различных видах соединений.
2
3.
Практическое занятие
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Использование теплового действия тока в технике.
1
Лабораторная работа № 1,2
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Исследование электрической цепи постоянного тока.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Электрические схемы и физические законы (доклад).
Режимы работы источников электрической энергии (доклад)
Использование теплового действия тока в технике (реферат).
3
Тема 1.3.
Правила Кирхгофа Расчет сложных электрических цепей
Содержание учебного материала
1
1.
Понятие о сложных электрических цепях постоянного тока. Первое и второе правила Кирхгофа.
2
2.
Практическое занятие
Расчет сложных электрических цепей.
1
Контрольная работа №1
Расчет параметров электрических цепей постоянного тока.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к выполнению лабораторной работы: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Сравнение и выбор метода расчёта сложной электрической цепи (доклад).
Методы расчета электрических цепей (доклад).
Правила выполнения электрических схем (доклад).
3
Радел 2.
Электрические цепи переменного однофазного тока
12
Тема 2.1.
Неразветвлённые электрические цепи
переменного тока
Содержание учебного материала
2
1.
Понятие о переменном токе. Характеристики переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Индуктивное и емкостное сопротивление цепи переменного тока.
2
Тема 2.2
Разветвлённые электрические цепи
переменного тока
1.
Цепь переменного тока с активным сопротивлением; цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением; цепь переменного тока с емкостным сопротивлением.
1
2
2.
Практическое занятие
Расчет электрической цепи с R,L,С элементами. Расчет активной, реактивной и полной мощности в цепи переменного тока. Коэффициент мощности. Резонансы токов и напряжений.
3
Лабораторная работа № 3
Измерение работы и мощности в цепи переменного тока
2
Контрольная работа №2
Расчет параметров электрических цепей переменного тока.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Использование явлений резонанса в электротехнике (реферат).
Анализ и расчёт электрических цепей переменного тока с использованием комплексных чисел (доклад).
Анализ и расчёт электрических цепей переменного тока при помощи круговых диаграмм (доклад).
Способы экономии электроэнергии в быту и на производстве (доклад).
3
Раздел 3.
Электрические цепи переменного трёхфазного тока
11
Тема 3.1. Трехфазные электрические цепи
Содержание учебного материала
1
1.
Элементы трехфазной системы. Получение тока и напряжения в трехфазной системе.
2
2.
Практическое занятие
Соединение обмоток трехфазного генератора и потребителей в «звезду» и «треугольник». Составление электрических схем. Построение векторных диаграмм линейных и фазных напряжений.
2
3.
Роль нулевого провода в четырёхпроводной трехфазной системе. Мощность трехфазной системы. Основные расчетные уравнения.
2
3.
Практическое занятие
Изучение схем измерения активной мощности в трехфазной системе.
1
Лабораторная работа № 4,5
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда».
Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка к выполнению лабораторной работы: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Трёхфазные генераторы. Соединение обмоток генератора (конспект).
Векторные диаграммы токов и напряжений трёхфазной цепи (доклад).
Значение научно-практических трудов русского учёного М.О. Доливо-Добровольского в развитии электротехники (реферат).
3
Раздел 4.
Электромагнетизм
6
Тема 4.1.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
1
1.
Понятие о магнитном поле. Характеристики магнитного поля. Закон Ампера.
2
2.
Практическое занятие
Изучение взаимодействия проводников с током. Постановка опытов: явление электромагнитной индукции; самоиндукция; взаимоиндукция. Закон электромагнитной индукции.
2
3.
Практическое занятие
Работа с интернет-ресурсами: магнитные материалы. Гистерезис. Общие сведения о бегущем магнитном поле, его область применения
1
Самостоятельная работа обучающихся:
конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Использование явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах (доклад).
Применение вихревых токов в быту и технике (доклад).
Магнитнотвёрдые материалы и их использование в технике (доклад).
Манитномягкие материалы и их использование в технике (доклад).
Поляризованные и неполяризованные электромагниты (доклад).
Использование электромагнитов в быту и технике (доклад).
2
Раздел 5