Деловая игра для педагогов Активизация речевой деятельности дошкольников путем расширения фразеологического словаря в процессе реализации образовательной области Речевое развитие в рамках перехода на ООП ДО.


Деловая игра
«Активизация речевой деятельности дошкольников
путем расширения фразеологического словаря
в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие»
в рамках перехода на ООП ДО»
Разработала: Копылова Н.С., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад « 72» г.Березники Пермского края
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта в Российской Федерации развитие речи дошкольников осуществляется в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В современных социально-экономических условиях состояние речи дошкольников становится все большей проблемой. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ребенку бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность.
Как отмечает Л.Лашкова «в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов».
Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.
На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества. Педагогам необходимо уделять большее внимание работе над образными оборотами речи (фразеологизмами, поговорками, пословицами, малыми фольклорными формами, загадками). Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, - быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте.
Сегодня мы познакомимся с приемами работы педагога над фразеологизмами.
Фразеологизмы или идиомы – это устойчивые сочетания слов, близки по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: Бить баклуши – бездельничать; Зарубить на носу – запомнить; Очки втирать – обманывать и т.д.
Фразеологизмы обладают богатыми выразительными возможностями. С их помощью писатели рисуют яркие, живые картины действительности. Благодаря экспрессивности фразеологизмов повседневная речь любого человека может обрастать какими-то новыми волшебными образами, она становится богаче, эмоциональней, выразительней.
Роль фразеологизмов в развитии речи и мышления дошкольников очень важна. Они являются источником развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественно литературы и устного народного творчества, в том числе в малых фольклорных формах. На необходимость приобщения к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие русские педагоги, как К.Д.Ушинский, И.Тихеева, К.Л.Флерина, А.Н.Усова, О.С.Ушакова. Особо актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте словарь ребенка насыщен в достаточной мере, чтобы была представлена возможность открытия всего богатства русского языка. У детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности, в том числе и фразеологизмы. Дети часто обращают внимание на фразеологичекие обороты, но не умеют грамотно использовать в речи.
Задачи, решаемые при ознакомлении дошкольников
с фразеологизмами:
Формирование интереса к родному языку.
Развитие понимания значения слов дошкольниками.
Активизация лексики.
Совершенствование навыков детской речи.
Поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования различных жанров русского народного творчества.
Воспитание любви к родному языку, чувства прекрасного, расширение представлений о добре, правде, красоте.
Основные приемы работы
педагогов по ознакомлению с фразеологизмами:
Знакомство с фразеологическими оборотами – толкование.
Использование наглядных основ в работе с фразеологизмами (картинки из книжек-раскрасок И.Мокеевой, иллюстрированный толковый словарь фразеологических оборотов для детей).
Активизация фразеологизмов в речи через словесные игры.
Закрепление знаний детей в процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций, подбора схожей ситуации из жизни, т.е. использование жизненного опыта ребенка.
Обнаружение фразеологизмов в процессе чтения художественных произведений.
Выделение их из текста при помощи вопросов.
Завершение фразеологизма путем активизации мышления и использования аналогии.
Анализ фразеологизмов и объяснение их значения.
Употребление фразеологизмов в качестве заголовков текста при составлении рассказов, сказок.
Характеристика героя или его поступков с помощью фразеологизмов.
Викторина «Крылатые фразы»
Предлагаю педагогам проверить свой фразеологический словарь. Для этого вам необходимо разделиться на две команды «Умнички» и «Умницы».
Разминка «Правильная концовочка».
- Каждая команда должна правильно закончить фразеологизм.
«Умнички» «Умницы»
Без задних …; Брать себя …;
Бросать слова …; Взять голыми ….;
Водить за …; Не разольешь …;
Вывести на чистую …; Делать из мухи …;
Держать язык …; Держать камень …;
Ждать у моря …; За тридевять …;
Зарубить себе …; Заговаривать …;
Гроша медного …; Днем с огнем …;
В ежовых …; Палец в рот …;Тише воды…. Глаза на лоб лезут ….
Фразеологические загадки.
- Отгадайте, о чем идет речь.
1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь.
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело.
5. Ее набирают в рот, когда молчат.
6. Не зайцы, а разбегаются, не цыплята, а вылупляются.
«Объяснялки».
Команды предлагают объяснить друг другу значение фразеологизмов:
«Умнички» «Умницам»
Водой не разольешь … очень дружные, неразлучные.
Глаза разбежались … трудно что-то выбрать.
Золотые руки … о том, кто умеет все делать.
Как кошка с собакой … живут не дружно, постоянно враждуя.
Набрать в рот воды… ничего не говорить, молчать.
Снега зимой не выпросишь …. о жадном человеке.
«Умницы» «Умничкам»
Уносить ноги …. спасаться бегством, убегать.
Острый глаз … наблюдательный.
Шевелить мозгами …. Думать.
Яблоку негде упасть …. очень тесно.
Биться, как рыба об лед … тщетно, безрезультатно прилагать усилия.
Кто в лес, кто по дрова … неслаженные, несогласованные действия.
Что бы это значило?»
Цель: Объяснение образной природы фразеологизмов или идиом.
Быть в заботах, постоянно занятым. – Вертеться, как белка в колесе.
Нет времени, возможности что-то сделать. – «Руки не доходят».
За подарок не предъявляют претензий. – Дареному коню в зубы не смотрят.
Наделать глупостей, ошибок. – Наломать дрова.
Где-то очень далеко. – За тридевять земель.
Неумелая, приносящая вред помощь. – Медвежья услуга.
Не к чему придраться. – Комар носа не подточит.
Остаться ни с чем, потряв все приобретенное. – У разбитого корыта.
Фразеологизмы приятели и «неприятели».
- Укажите, какие фразеологизмы являются синонимами.
«Водить за нос» - «Морочить голову».
«С гулькин нос» - «Кот наплакал».
«Стреляный воробей» - «Тертый калач».
«Сломя голову» - «Во весь дух».
«Как гром среди ясного неба» - «»как снег на голову».
«набрать в рот воды» - «Проглотить язык».
«Яблоку негде упасть» - «Куры не клюют».
«Хоть пруд пруди» - «Как селедки в бочке».
- Укажите, какое фразеологизмы являются антонимами.
«Семи пядей во лбу» - «Хоть кол на голове чеши».
«На вес золота» - «Грош цена».
«Не покладая рук» - «Спустя рукава».
«мастер кислые щи» - «Мастер на все руки».
«Рукой подать» - «У черта на куличках».
Игра-соревнование «Кто больше».
- Вспомните как можно больше фразеологизмов о глазах.
Для отвода глаз – чтобы ввести в заблуждение.
За красивые глаза – просто так.
Выплакать все глаза – очень сильно переживать.
Вылупить глаза – смотреть широко открытыми глазами.
Видно невооруженным глазом – сразу заметно.
Как бельмо на глазу – мешает.
С глазу на глаз – наедине.
За глаза – в отсутствие кого-то говорить о нем.
Глазом не успеешь моргнуть – быстро.
Глаз-алмаз – точный глаз, все замечает.
Глаз загорелись – захотелось чего-нибудь.
Глаза разбегаются – трудно выбрать что-то одно.
Подмигивать глазами – делать знаки.
Пускать пыль в глаза – хвастаться.
Глаза слипаются – очень хочется спать.
Глаза на мокром месте – готов расплакаться.
«На картинку посмотри – крылатое выражение назови».
Язык заплетается.
Наступить на язык.
Чесать языком.
Типун тебе на язык.
Повесить язык на плечо.
Тянуть за язык.
Как корова языком слизала.
Бежать высунув язык.
Прикусить язык.
Подведение итогов – выбор команды победительницы.
Спасибо, коллеги, за работу!
Помните: выразительная и образная речь взрослых – это лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают.
Литература:
Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни. – М., 2001.
7 иллюстрированных словарей русского языка. – М., АСТ, 2009.
Урсу Н.М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора [Текст] / Н. М. Урсу // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 67-71.