Аналитическая справка по итогам тематической проверки: «Систематизация образовательной работы ДОУ, обеспечивающая речевое развитие дошкольников»

Аналитическая справка по итогам тематической проверки:
«Систематизация образовательной работы ДОУ, обеспечивающая речевое развитие дошкольников»
Цель:
Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Задачи:

Система и вариативность планирования работы по развитию речи  дошкольников;
Создание развивающей среды в целях формирования активной речи дошкольников
Организация непосредственно образовательной  и индивидуальной деятельности с дошкольниками по ОО «Речевое развитие»;
Организация  методической деятельности по проблеме речевого развития детей.


На основании годового плана МБДОУ д/с №10 и приказа № ____ от___________ г. с 25 ноября по 5 декабря 2014г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с использованием речевых технологий .
         При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют «Программу воспитания и обучения в д/с» под ред. Н.Е. Вераксы
 В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах. Планирование во всех группах ведется по блочному типу, на неделю. Проверка календарных планов воспитательно -образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показала, что планирование работы по развитию речи и речевых способностей детей ведётся постоянно, обеспечивает системность педагогической работы с детьми, устанавливает связи между отдельными видами и формами  воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели планируют следующие формы работы: непосредственно организованную образовательную деятельность, дидактические и словесные игры, беседы, индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи, пересказ произведений художественной литературы, заучивание стихотворений, песенок, скороговорок, чистоговорок. Все формы работы по развитию речи детей планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями. В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Эстетично оформлены картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; в уголках театрализации подобраны атрибуты и маски для постановок сказок; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.
Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи:


Воспитатель 1 младшей группы «Кроха» при развитии мелкой моторики планирует комплекс речевых игр «Развиваем пальчики - стимулируем речь»
Воспитатель 2 младшей группы «Радуга» в утренний промежуток времени планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Хочется отметить воспитателя 2 младшей группы «Колокольчик» для развития речевых способностей детей педагог систематически планирует речевые игры сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, планируются вечера загадок.
Педагог средней группы «Бабочка» планирует речевые игры на развитие диалогической речи. Т.И. Кравченко планирует технологии с применением ТРИЗ и РТВ для рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой.
АЮ.А. Лазарева – воспитатель старшей группы «Солнышко» построении развивающего речевого пространства учитывала принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповое помещение условно разделено на центры (зоны), для проявления детьми речевого творчества систематически планирует сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, организует вечера загадок.В достаточном объеме планируются речевые дидактические игры, но индивидуальная работа по развитию связной речи планируется не систематично. Ю.А. Лазарева широко планирует и применяет в практику работы по речевому развитию детей мнемотехнологию.
Воспитатель подготовительной группы «Сказка» в утренние и вечерние часы совместную деятельность с детьми планирует речевую деятельность:
-Игра-тренинг « Давайте скажем друг другу несколько добрых слов». 
-Д/И « Назови одним словом»
-заучивание стихотворения « Там где транспорт и дорога»
-беседа « Какой транспорт можно увидеть на ули
·цах нашего города?»
- Д/И « Закончи предложение»
-проблемная ситуация: «Какие опасности нас поджидают на дорогах?»
- познавательная беседа : «Для чего изобрели светофор?»


Предметная среда спроектирована в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду, под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». Педагоги построили предметно-развивающую среду так, что она вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт. При создании развивающей среды каждый педагог учреждения учитывает индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, знает группу в целом, ориентируясь на «зону ближайшего развития». Имеются наборы с южетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей. Созданная предметно – пространственная среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеются книги одного писателя и одного художника-иллюстратора.
Во второй младшей группе «Радуга» создана достаточно богатая развивающая среда для речевого развития детей имеются наборы сюжетных и пейзажных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал по формированию ЗКР.
Во второй младшей группе воспитатель О.А. Лепехина большое внимание уделяется центру речевого и креативного развития, что включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, скамеечку для занятий у зеркала, дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки, лепестки цветов)
В средней группе «Бабочка» воспитатель Т.И. Кравченко в центре речевого развития имеются:
- игрушками и пособиями для развития дыхания, серии сюжетных картинок, «алгоритмы» для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т.д.;
- уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.


АЮ.А. Лазарева – воспитатель старшей группы «Солнышко» построении развивающего речевого пространства учитывала принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповое помещение условно разделено на центры (зоны), подобрала различные виды театра, художественной литературы;
Наглядные пособия: 
иллюстрации, картины, дидактические и развивающие игры, открытки и др.);
Создала картотеку художественного слова;
Собрала материал для игротеки «Говори и рассказывай».
Подобрала дидактические игры ( «Подскажи словечко», «Шутилки», «Кто больше придумает небылиц» и др.;
Подобрала материал (карточки) для придумывания окончания короткой сказки;
Подобрала картотеку сюжетных картинок «Придумывание сказки по картинкам» ;
придумывали конец рассказа на этическую тему ( «Как бы ты поступил»)
В центрах патриотизма групп «Сказка», «Солнышко» содержится литература и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района.
В подготовительной группе «Сказка» педагогом оформлена «Красная книга», в которой подобран материал животного и растительного мира Ставропольского края; оформлены фотовыставки искусства Ставропольского края. Собран материал по народно – прикладному искусству Ставрополья: аппликации «», хохломской и гжельской росписи














Однако педагогами не достаточно используется развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.








 
Вывод: В ДОУ создана комфортная предметно – развивающая среда, где дети с удовольствием занимаются образовательной, игровой, конструктивной, продуктивной, творческой деятельностью.
 
Рекомендации:
- продолжать работу по обновлению и обогащению предметно – развивающей среды в соответствии с ФГТ;
- обеспечить интегрированный подход к организации развивающих центров активности детей;
- внедрять инновации в создании развивающей среды.
 
Старший воспитатель:
 
 

       















15