РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР — КАССИР


Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Организация и технология розничной торговли
по профессии
38.01.02 ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР - КАССИР
г. Канск, 2015г.
ОДОБРЕНА
Методической комиссией
«Общепрофессиональных дисциплин»
Председатель методической комиссии
_______________ Г.Г. Вербицкая
подпись
«19» июня 2015 г.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии
38.01.02 Продавец, контролер-кассир

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по учебной работе
_______________ И.И. Плесовских «01» сентября 2015г.
РАЗРАБОТАНА преподавателем: О.В. АграшеваСОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4-6
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-11
3.условия реализации учебной дисциплины 8-13
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 14-16
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. Организация и технология розничной торговли
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в укрупнённую группу профессий 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: 17353 Продавец продовольственных товаров, 17351 Продавец непродовольственных товаров, 12956 Контролер-кассир, 12721 кассир торгового зала (ОК 016-94).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. В таблице представлены междисциплинарные связи, направленные на формирование компетентностей:
Предшествующие
дисциплины и МДК Сопутствующие
дисциплины и МДК Последующие
дисциплины и МДК
ОДБ.09 Экономика
ОДБ.05 Информатика 1С
ОП.04 Санитария и гигиена ОДБ.07 Эффективный поиск работы
ОДБ.08 Основы предпринимательской деятельности
ОДБ.09 Экономика
ОП.01 Основы деловой культуры
ОП.02 Основы бухгалтерского учета
МДК 01.01 Розничная торговля непродовольственными товарами
МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами
МДК 03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
- определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
- применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
- виды розничной торговой сети и их характеристику;
- типизацию и специализацию розничной торговой сети;
- особенности технологических планировок организаций торговли;
- основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
- основы товароснабжения в торговле;
- основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
- технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
- правила торгового обслуживания и торговли товарами;
- требования к обслуживающему персоналу;
- нормативную документацию по защите прав потребителей
1.5. Вышеперечисленные требования к результатам освоения учебной дисциплины направлены на формирование следующих общих и профессиональных компетенций
Код Наименование компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем..ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.
ПК 1.2 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
ПК 2.1 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.3 Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 3.2 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.3 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 3.4 Оформлять документы по кассовым операциям.
1.6. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часов;
внеаудиторной самостоятельной работы студента 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: лабораторные работы -
практические работы 13
контрольные работы 2
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего) 16
в том числе: Составление схем, опорных конспектов
Написание рефератов
Создание презентационного материала
Подготовка докладов Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Организация и технология розничной торговли
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения Коды формируемых компетенций
1 2 3 4 5
Раздел 1.
Организация розничной торговли. 13 Тема 1.1.
Технология
розничной торговли Содержание учебного материала 1 1 Сущность, задачи и формы торговли 2 ОК 1
ОК 2
ОК 5
2 Основные направления развития торговли 3 Виды торговли 4 Торгово-технологический процесс Практическое занятие №1 1 1.Решение торговых ситуаций по теме «Розничная торговля» Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 2 Написание доклада по теме: «Розничная торговля». Тема 1.2.
Розничная торговая сеть. Содержание учебного материала 2
1 Предприятия розничной торговли, их виды, типы. 2 ОК 2
ОК 5
2 Специализация и типизация розничной торговой сети. 3 Основные принципы размещения розничной торговой сети. 4 Устройство и технология планировки розничной торговой сети. 5 Основные требования к устройству и планировке магазинов. Практическое занятие №2,3 2
1.Распознавание видов планировок в торговых залах магазинов. 2.Составление схем планировок в торговых залах магазинов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 1 Составление схемы - классификации на тему: «Виды розничной торговой сети». Тема 1.3.
Маркетинг в торговле. Содержание учебного материала 3 1 Сущность, содержание и основные цели маркетинговой деятельности в торговле. 2
ОК 2
ОК 5
ПК 1.5
2 Маркетинговое понятие товара, критерии конкурентоспособности товара. 4 Методы изучения покупательского спроса. 5 Реклама: понятие, виды, назначение. Упаковка и дизайн товара, их задачи и функции. Роль маркетинга в процессе продвижения товара. Практическое занятие №4, 5 2 1.Создание рекламы товара.
2.Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 3 Подготовка доклада по теме: «Маркетинговая деятельность в торговле».
Подготовка реферата по теме: «Упаковка и дизайн товара, их задачи и функции. Тема 1.4.
Менеджмент в торговле. Содержание учебного материала 1 1 Понятие менеджмента, основные принципы и функции. 2 ОК 2
ОК 5
2 Информация в торговле. Роль информации в торговле. Контрольная работа по разделу 1. Организация розничной торговли. 1 Раздел 2.
Организация торгово-технологического процесса в торговле. 19 Тема 2.1.
Основные требования к организации товароснабжения. Содержание учебного материала 2 1 Основные требования к организации товароснабжения розничной торговой сети. 2 ОК 2
ОК 5
ПК 1.1
ПК 3.4
2 Источники товароснабжения. 3 Формы и технология закупки товаров. 4 Организация закупки товаров. 5 Основные нормативные документы, регламентирующие поставку товаров. Практическое занятие № 6 1 1.Составление заявки на завоз товара. Оформление договора на поставку товаров. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 1
Составление схемы: «Организация товароснабжения» Тема 2.2.
Тара и тарные операции в торговле. Содержание учебного материала 2 1 Классификация и виды тары. 2 ОК 2
ОК 5
2 Требования, предъявляемые к качеству тары. 3 Приемка тары, вскрытие, хранение. 4 Порядок и сроки возврата тары. Практическое занятие № 7,8 2 1.Распознавание литографических знаков на упаковке тары.
2.Определение подлинности товара по штриховому кодированию Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 2 Оформление опорного конспекта по теме: «Тара и тарные операции». Тема 2.3.
Технология приемки товара в магазине, его хранения, подготовки к продаже, размещения и выкладки. Содержание учебного материала 5 1 Приемка товаров по количеству и качеству. 2 ОК 2
ОК 5
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 3.4
2 Документальное оформление приемки товаров. 3 Организация хранения товаров в магазине. 4 Факторы, влияющие на качество товаров при хранении. 5 Виды товарных потерь. 6 Документальное оформление товарных потерь. 7 Требования стандарта и технологических условий к хранению товаров. 8 Хранение товаров стеллажное, штабельное, навалом, в подвешенном виде. 9 Правила размещения товаров на хранение. 10 Правила размещения товаров в торговом зале. 11 Основные требования, размещение и выкладка отдельных товарных групп. Практическое занятие № 9, 10 2 1.Оформление доверенности на получение товара. Оформление сопроводительных документов (счет-фактура, накладная).
2.Документальное оформление товарных потерь. Составление актов: «На бой, лом, порчу товаров», «Завес тары».
Составление акта на расхождение по количеству и качеству.
Определение способов выкладки и показа товаров. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 4 Создание презентационного материала на темы: «Технология хранения и подготовки товаров к продаже», «Размещение и выкладка товаров». Тема 2.4.
Технология продажи товаров. Содержание учебного материала 2
1 Нормативная документация по защите прав потребителей. 2
ОК 2
ОК 5
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
2 Правила работы магазинов. Организация продажи товаров. 3 Правила обмена и возврата товаров. 4 Качество и культура торгового обслуживания. 5 Права и обязанности работников торговли. 6 Услуга торговли. Формы и методы продажи товаров. 7 Безопасность товара. 8 Правила продажи товаров в кредит. Практическое занятие №11, 12 2 1.Упаковка товаров различными способами.
2.Обслуживание покупателей методом «через прилавок». Оформление товарного чека.
Применение статей административного права за нарушение правил торговли (решение ситуаций). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 3 Подготовка доклада по теме: «Культура торгового обслуживания».
Написание реферата на тему: «Технология продажи товаров». Контрольная работа по разделу 2. Организация торгово-технологического процесса в торговле 1 Всего 48


3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: Организации и технологии розничной торговли, лаборатории Учебный магазин.
Оборудование учебного кабинета Организация и технология розничной торговли:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов (по количеству студентов);
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран стационарный.
Оборудование лаборатории и рабочих мест в лаборатории Учебный магазин:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству студентов;
- контрольно-кассовая техника;
- весоизмерительное оборудование.
Инструменты и приспособления:
- нескладная метровая линейка;
- трехметровый стол для отмеривания тканей;
- складная мягкая линейка;
- тара (транспортная, потребительская)
- торговый инвентарь и инструменты;
- упаковочный материал
Дидактические материалы:
- натуральные объекты (образцы, стенды, коллекции);
- знаковые пособия (схемы, таблицы);
- изобразительные пособия (рисунки, плакаты, фотографии, каталоги);
- материалы тематического контроля (сертификаты, маркированные ярлыки)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: «Бюро печати»:, 2015,-32с.
2. Новикова А. М., Голубкина Т. С., Никифорова С. А.
Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования – М.: Проф-ОбрИздат, 2008. – 480с:
3. Неверова А. Н., Чалых Т. И.
Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования: – 2-е изд., стер.- М.:Издательский центр «Академия», 2009. – 464с.
4. Памбухчиянц О. В.
Технология розничной торговли: учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир».- 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 284с.
5. Правила торговли: Сборник нормативных документов. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2015.-64с. – (Кодексы и законы России)
6. Потапова И.И.
Калькуляция и учет: Учеб.пособие для нач.проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
7. Стяжкина Т.А. Правила торговли – 5-е изд., исправ. и доп.- М: Издательство «Экзамен», 2015.- 287с.
8. Учет и отчетность в торговле; Учебное пособие .-Ростов н/Д; изд- во «Феникс»,2006.-320с.(Серия «Учебники 21века» )
Дополнительные источники:
1. Хапенков В. Н.
Организация рекламной деятельности: учеб. пособие для нач. прф. Образования/ В. Н. Хапенков, О. В. Сагинова, Д. В. Федюнин. – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-240с.
2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач.проф. образования; Учеб. пособие для сред. проф. образования..-2-е изд., стер.-М.; Издательский центр «Академия»; ПрофОбрИздат, 2002.—128с.
Журналы:
1 .Красноярские ярмарки -ежегодный , информационно-аналитический журнал.
Интернет-ресурсы:
1. www. znautovar. ru – Товароведение и экспертиза товаров
2. www. ref. ru – Организация учета в розничной торговли3. www. cfin. ru – Современные технологии в розничной торговли, их применение
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых компетенций Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения: - устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам ОК 1
ОК 2
ОК 5 анализ и оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка подготовки доклада по теме «Розничная торговля»
- определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса ОК 2
ОК 5 анализ и оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка выполнения самостоятельных работ;
оценка подготовки и проведения
доклада по теме «Маркетинговая деятельность в торговле»;
оценка защиты реферата по теме: «Упаковка и дизайн товара, их задачи и функции».
- применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности ОК 2
ОК 5
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4 тестирование;
анализ и оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка защиты реферата по теме «Технология продажи товаров»;
оценка подготовки доклада по теме: Культура торгового обслуживания».
Знания: - услуги розничной торговли, их классификацию и качество ОК 1
ОК 2
ОК 5
текущий контроль тестированием
- виды розничной торговой сети и их характеристику ОК 2
ОК 5
текущий контроль тестированием;
- типизацию и специализацию розничной торговой сети ОК 2
ОК 5
тестирование;
оценка выполнения схемы классификации «Виды розничной торговой сети»
- особенности технологических планировок организаций торговли ОК 2
ОК 5
текущий контроль тестированием;
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
- основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле ОК 2
ОК 5
ПК 1.5
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка защиты реферата по теме «Упаковка и дизайн товара, их задачи и функции»;
оценка подготовки доклада по теме: Маркетинговая деятельность в торговле».
- основы товароснабжения в торговле ОК 2
ОК 5
ПК 1.1
ПК 3.4 текущий контроль тестированием;
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка составление схемы «Организация товароснабжения»
- основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборотаОК 2
ОК 5
текущий контроль тестированием;
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка оформления опорного конспекта по теме: «Тара и тарные операции»
- технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки ОК 2
ОК 5
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 3.4 текущий контроль тестированием;
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
создание презентационного материала по темам: «Технология хранения и подготовки товаров к продаже», «Размещение и выкладка товаров».
- правила торгового обслуживания и торговли товарами ОК 2
ОК 5
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4 текущий контроль тестированием;
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях;
оценка защиты реферата по теме «Технология продажи товаров»;
оценка подготовки доклада по теме: «Культура торгового обслуживания».
- требования к обслуживающему персоналу ОК 2
ОК 5
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4 оценка результатов выполнения работы на практических занятиях.
- нормативную документацию по защите прав потребителей ОК 2
ОК 5
ПК 1.1
ПК 3.3 текущий контроль тестированием;
оценка результатов выполнения работы на практических занятиях