ПРОГРАММА подготовки квалифицированных рабочих, служащих Программа учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ по профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Чунский многопрофильный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ ЧМТ
___________Васильева В.М.
« » 2015г.
ПРОГРАММА
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
по профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Срок обучения: 2г 10мес
р.п. Чунский
2015г.
Рассмотрено и одобрено на заседании
МК общеобразовательных дисциплин
Протокол №______ от « » _______2015г.
Председатель МК: ____________ /Иванова М.Н./
Автор:
преподаватель биологии-химии первой квалификационной категории
Аверина Оксана Геннадьевна
Программа составлена на основании:
Программа разработана на основе Программы общеобразовательной учебной дисциплины Естествознание для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 26. 03. 2015 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана на основе Программы общеобразовательной учебной дисциплины Естествознание для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 26. 03. 2015 г.
Содержание программы Естествознание направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
· воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
· применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает одну из важнейших отраслей – химию.
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Обучение химии основано на том, что химическая грамотность становиться социально необходимой, поскольку при изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Теоретический материал курса четко делится на два раздела : « «Общую и неорганическую химию» и «Органическую химию». С целью формирования единой целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учебных учреждениях целесообразно изучить органическую химию, опираясь на знания полученные обучающимися, а затем общую и неорганическую химию.
Органическая химия рассматривается на первом курсе и строится с учетом знаний, полученных обучающимися . При разработке этой темы преподаватель исходил из требований обязательного минимума содержания образовательных программ, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Ведущая роль в раскрытия содержания «Общей и неорганической химии» принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах.
Преобладающими видами контроля являются: текущий, который выступает в письменной форме (тестовые и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Преподаватель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение в пределах годовой суммы часов.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
СТРУКТУРА и содержание программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации программы учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов Освоения программы учебной дисциплины
22
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям, специальностям СПО: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины Естествознание, обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
· чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
· готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
· умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
· использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
· использование различных источников для получения химической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
· сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
· владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
· владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать,объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
· сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
· владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
· сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 151 час , в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 51 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
151
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
лабораторные работы
11
практические занятия
23
контрольные работы
5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
51
в том числе:
-подготовка рефератов, докладов и презентаций о разнообразии неорганических и органических соединений, их классификации, значении в природе и жизни человека;
- изготовление моделей веществ - представителей различных классов органических соединений;
- подготовка схем и таблиц, раскрывающих взаимосвязь органических веществ, неорганических веществ, зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
-изготовление коллекций «Природные и искусственные волокна», «Синтетические моющие средства», «Лекарственные препараты»,
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
50(18)
Тема 1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. (9ч)
Содержание учебного материала
8
1
2
2
2
2
1.Предмет органической химии. Органические вещества. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами.
2.Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
3-4.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
5.Классификация органических веществ . Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. 6.Основы номенклатуры органических соединений.Начала номенклатуры IUPAC.
7-8.Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Лабораторные работы.№1 « Изготовление моделей молекул органических веществ»
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.
Практические занятия.
-
9.Контрольная работа №1
1
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии». Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.
3
Тема 2
Углеводороды и их природные источники(16ч)
Содержание учебного материала
11
2
2
2
2
2
2
2
2
1
10.Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. 11.Применение алканов на основе свойств.
12.Алкены. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. 13.Применение этилена на основе свойств. 14.Диены. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. 15.Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
16.Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. 17. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.
18.Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
19.Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Попутный нефтяной газ, его переработка. 20.Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов.
Лабораторные опыты. №2 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.» №3 « Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.» Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».
Практические занятия
4
21.Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи. Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC. 22-23.Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода. 24.Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.
25.Контрольная работа№2
1
Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление моделей молекул различных углеводородов. Название веществ по международной номенклатуре IUPAC. Составление и решение генетических цепочек. Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода. Подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др.
5
Тема 3
Кислородсодержащие органические соединения. (16ч)
Содержание учебного материала
15
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26. Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение и применение. Понятие о предельных одноатомных спиртах Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. 27.Применение этанола на основе свойств. 28.Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. 29.Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. 30. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. 31.Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
32.Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах и кетонах. Альдегидная группа как функциональная. 33.Формальдегид и его свойства. Применение формальдегида на основе его свойств. Формальдегид и его свойства :окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу.
34.Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснувных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 35.Многообразие карбоновых кислот. (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
36.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
37.Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
38.Углеводы, их классификация и значение. Моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
39.Глюкоза. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
40.Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза (( полисахарид.
Лабораторные опыты. №4 «Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).» №5 «Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот» №6 « Доказательство непредельного характера жидкого жира.» №7 «Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.»
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.
-
Практические занятия
-
41.Контрольная работа №3
1
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами. Составление и решение генетических цепочек. Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» и др.
5
Тема 4
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.(5ч)
Содержание учебного материала
42.Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
43.Химические свойства аминов. Применение и получение аминов
44.Аминокислоты.Белки. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
45. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Мономер, полимер, получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. 46.Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
7
2
2
2
2
2
2
Лабораторные опыты. №8 «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.» Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Практические занятия: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» «Распознавание пластмасс и волокон».
5
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами. Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы». Подготовка к дифференцированному зачёту
Раздел 2. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ.
Тема 5.
Химия и жизнь. (4ч)
47.Химия и организм человека.
48.Химия в быту.
49-50.Дифференцированный зачет
4
Всего:
50 (18)
1
2
3
4
Раздел 3. ВВЕДЕНИЕ
50(21)
Тема 6. Введение. (1ч)
Тема 7.
Основные понятия и законы химии.
(6ч)
Содержание учебного материала
1
1.Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
1
Раздел 4.ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
2.Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. 3.Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 4.Основные законы химии. 5.Закон Авогадро и его следствия. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры
4
2
Лабораторные работы. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.
-