Семинар для воспитателей ДОО «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»


Семинар для воспитателей ДОО «Взаимодействие детского сада и семьи
в рамках реализации ФГОС ДО».
Подготовила: Лепехина Марина Анатольевна, старший воспитатель
МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 5

«От того, как прошло детство, кто  вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
                             /В.А. Сухомлинский/
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольная организация играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательной деятельности вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.
В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.
В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
1) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
2) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
3) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка.
С целью развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование в Российской Федерации принят ряд законодательных актов:
декларация о правах ребенка (1959г., принцип 7) в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозглашает, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества: права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.;
конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. ст. 18) Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений (дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребенка.)конституция Российской Федерации (ст. 43) в части прав и обязанностей родителей и детей;
семейный кодекс РФ ст.63;
закон об основных гарантиях прав ребенка (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 14.1.) специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооруженных конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
закон РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.
Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
В ФГОС ДО сформулированы  и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Руководящая и организующая роль дошкольной организации по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
1) планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
2) практическая помощь семье в воспитании детей;
3) организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
4) вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
5) активизация их педагогического самообразования и др.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. 
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и развития детей;
3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в детском саду, так и в семье.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников».
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.
Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи.
Родители осуждают, обвиняют критикуют педагогов:
отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;
отсутствие веры в способности ребенка;
слабую подготовку к школе;
возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;
пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.
Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей:
низкий культурный уровень (общий и педагогический);
насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;
и др.
Типичные трудности воспитателей в общении с родителями:
индивидуальные характерологические особенности;
низкая заинтересованность родителей;
отсутствие у родителей установки на сотрудничество;
низкий социальный статус профессии воспитатель;
незнание родителей специфики труда воспитателей.
Трудностей на самом деле в организации общения много. Бывает сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Знакома ситуация, когда родитель не доволен, рассержен? Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)
В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;
- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);
- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.) ;- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п.;
- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.
Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога»  в сфере общения с родителями воспитанников.
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки. 
Личностные качества и установки (личностный компонент) 
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения. 
Примерный кодекс общения: 
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Главный момент в контексте «семья - дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, «...надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия». Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном:
через вовлечение родителей в образовательную деятельность;
расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательной организации;
пребывание родителей на занятиях;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые знакомят родителей с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательной организации.
Ожидаемые результаты:
создание детско-взрослого сообщества;
активное участие родителей в образовательной деятельности;
обобщение опыта семейного воспитания;
укрепление и обновление РППС;
эффективная реализация образовательной программы.
Механизм оценки результатов:
Методика изучения уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
Метод отслеживания
-учет участия родителей в различных мероприятиях
— наблюдения
— беседы
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Метод отслеживания
— анкетирование
— индивидуальные беседы
-тестирование
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Метод отслеживания
— тестирование
— моделирование игровых и проблемных ситуаций
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным формам относятся: беседы, консультации (в основном проходят по инициативе воспитателя), родительские собрания (пассивная роль родителей), посещение семьи ребенка (совместно с инспектором), оформление папок-передвижек (мало времени), выставка совместных работ, совместные праздники и развлечения.
В настоящее время в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания педагоги ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей (классификация нетрадиционные форм взаимодействия):
информационно-аналитические (изучение семьи, ее особенности);
досуговые (совместные мероприятия с родителями);
наглядно-информационные (донесение до родителей любой информации);
познавательные (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей)
Информационно-аналитические: опрос, тесты, анкетирование, информационные корзины, «телефон доверия», «почтовый ящик».
Досуговые: встреча нового года, масленица, праздник мам, праздник урожая, день пожилых людей; конкурс талантов, ярмарка, спортивный праздник с родителями, творческие мастерские, метод проектов и др.
Наглядно-информационные: совместные выставки рисунков, фотографий, поделок, выпуск газеты, стенды, брошюры, листовки, буклеты, компьютерная презентация, сайты детского сада и группы.Познавательные: вечер вопросов и ответов, встречи за круглым столом, интерактивные игры, мастер-классы, тематические акции, КВН, ток-шоу, педагогический случай, проведение тренинга и деловой игры, дискуссии, родительские гостиные, консультационный центр, семейный клуб.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основная цель всех форм и видов деятельности дошкольной организации с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями. Родительская общественность, выступая как партнер в воспитании и обучении дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Партнерство детского сада и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.
Желаем удачи во взаимодействии с родителями!