Выпускная работа Учебно-методический комплекс подготовки и проведения занятий по теме «Общие требования к финансовой отчетности» учебной дисциплины МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Введение
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов. Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация па конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Интенсивно обновляется содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.
Важной составляющей в образовании является заинтересованность обучающегося в направлении подготовки. Для того чтобы удовлетворять заинтересованность, нужно полноценно отдавать накопленные знания по конкретным дисциплинам. В случае, если студент желает осваивать совершенно незнакомую дисциплину самостоятельно, как в случае заочной или дистанционной формы обучения, он будет метаться из стороны в сторону не зная с какой стороны взяться за материал, и какой конкретно материал лучше всего подойдет, так как в современном мире имеет место перегруженность информацией в связи с бурным развитием информационных технологий.
Эту задачу можно решать путем создания учебно-методических комплексов по дисциплинам (далее УМКД).
УМКД учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМКД должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Учебно-методический комплекс - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины[3, стр.3]
Разработка и использование УМКД в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:
четкое определение места и роли учебной дисциплины в основной образовательной программе;
фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;
последовательная реализация внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;
рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;
разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место вуза на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.
УМКД дает возможность студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.
Использование УМКД в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, распределения учебных часов между лекциями и семинарами, разработки текущего и итогового контроля и т. п.[3, стр.5]
Целью данной работы является необходимость раскрыть теоретическую и практическую суть учебно-методического комплекса дисциплины.
К основной задаче работы относится необходимость дать общее понятие учебно-методического комплекса, принципы разработки, выявить структурные компоненты УМКД, требования к ним, этапы разработки УМКД.
Объектом данной работы является УМКД.
Предмет: структура и теоретическая часть УМКД.
1. Место и роль темы «Общие требования к финансовой отчетности» в изучении учебной дисциплины «МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности»
В период реформирования высшего профессионального образования строится с учетом государственного образовательного стандарта, профессионально-образовательной программы, требований, предъявляемых к научно-методическому обеспечению нового содержания, профессиональной подготовки студентов. Переходя к характеристике и анализу различных подходов к вопросу о структуре УМКД, начнем с позиции авторов учебного пособия «Современная учебная книга» С.Г.Антоновой и Л.Г.Тюриной. По мнению которых, при подготовке учебно-методических комплексов должно учитываться существование прямых и косвенных логических связей между учебными изданиями, которые имеют соответственно управляющий или соподчиненный характер [33, стр.18].
Основным нормативным документом для качественной подготовки студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» является Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее ДНР) от 17.07.2015 № 325, зарегистрированы в Министерстве юстиции ДНР от 06.08.2015 № 336. [3].
Данный нормативный документ отражает совокупность специальных требований к среднему профессиональному образованию по специальности для профессиональной образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимся профессиональных модулей предусмотрена производственная и (или) учебная практика.
Приведем структуру одного из изучаемых профессиональных модулей, такого как ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности.
В состав данного модуля входит ряд междисциплинарных курсов, обеспечивающих освоение студентами ряда профессиональных компетенций, получения и актуализации теоретических знаний, приобретения навыков работы посредством выполнения практических заданий, применения теоретических знаний в ходе прохождения производственной и учебной практики.
Междисциплинарный курс 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» для студентов СПО предполагает проведение аудиторных занятий, практических занятий, самостоятельную работу студентов, различные виды контроля полученных знаний. На каждом этапе возникают различные проблемы, для решения которых необходим комплексный подход в создании методической литературы и еѐ обеспеченности, роли преподавателя в учебном процессе, наличии необходимой литературы в библиотеке.
Проблема эффективности экономического образования для студентов СПО комплексна. На пути повышения экономического образования приходится учитывать различные его аспекты. Прежде всего, это специфика самого экономического образования, которая предполагает:
объѐм и содержание учебной дисциплины;
методика преподавания курса;
активная роль студентов и их способность к усвоению навыков, знаний.
Для решения поставленной проблемы необходимо комплексно изучить все аспекты учебного процесса профессионального модуля ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и в частности МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности».
Тема «Общие требования к финансовой отчетности» занимает ведущее место в учебной программе дисциплины. Она направлена на освоение общетеоретических аспектов дисциплины, а также на подробное изучение требований П(С)БУ №1, в котором отражены цели, состав и элементы отчетности, качественные характеристики финансовой отчетности, принципы и раскрытие информации в финансовой отчетности.
Данная тема вводится в курс лекций с целью формирования общих и профессиональных компетенций у студентов таких как:
Код Наименование результата обучения ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. установленныеДля эффективной реализации поставленных задач в учебном процессе используются такие виды лекций как обзорные лекции, проблемные лекции, лекции-визуализации.
Наибольший отклик со стороны студентов имеют проблемные лекции. Они стимулируют процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Лекции–визуализации не менее эффективны и представляют собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами технических средств обучения или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
2. Опорный конспект лекции, его подготовка, план проведения, содержание и методическое обеспечение
Лекция – (чтение) – это систематическое устное изложение материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты активно его воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Главный стержень лекции – научность, доказательность и аргументированность ее теоретических положений.Основные требования к лекции: проблемность, внутренняя диалогичность; последовательность, систематичность; определенность, непротиворечивость; доказательность; единство вербального, абстрактного (математические модели и т.п.), образного (иллюстрации, рисунки, схемы и т.д.), эмоционального (позиция преподавателя) учебного материала.Структура лекций в основном складывается из трех элементов.
1. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.
2. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления; дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, формулируется вывод.
3. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы; даются ответы на вопросы.
Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым. Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов» [35, стр 61]. Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы. По определению С. А. Глазунова, опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [33, стр 21]. Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте. Текст опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект.
Ключевые словапонятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта.
Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Рассмотрим подробнее содержание данных требований [35, стр 41].
1. Лаконичность. Предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400. К ним относятся точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
2. Структурность предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, абревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
5. Автономия обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль. В то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь.
6. Акцентирование. Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.
7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.
8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.
3. Инструкционная карта практического занятия по теме «Общие требования к финансовой отчетности»
Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов даёт широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения. Умелое применение последних позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении учебного материала.
Для студентов по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) были разработаны инструкционные карты по изучению дисциплины «МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности».
От того, как проинструктированы студенты о выполнении лабораторных и практических работ, в значительной мере зависит эффективность организационных форм обучения, направленных на практическую подготовку студентов.
Педагогическая ценность инструкционных карт заключается в том, что они позволяют не описывать подробно весь ход работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации опорных знаний студентов по теме, практическим действиям по самостоятельному овладению умениями и навыками, теоретическому обоснованию выполняемых заданий.
Инструкционная карта - форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ.
Инструкционные карты представляют изучаемый процесс освоения практических умений в методически обработанном виде. Указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.
Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ.
Для разработки инструкционной карты необходимо четко представлять конкретные учебные цели и систему приемов и действий, которыми нужно овладеть для их достижения. Овладевая той или иной операцией, включающей большое количество приемов, необходимо иметь четкую последовательность действий, которая становится ведущим компонентом, определяющим всю структуру деятельности. Текстовые инструкционные карты выполняются в виде таблиц, в которые входят названия операций, способы выполнения приемов и действий, а также виды контроля за их исполнением. Пример инструкционной карты приведен в Приложении 2.
Одним из требований к разработке инструкционных карт является соответствие их содержания учебной программе. При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость анализа содержания программного материала и определения на этой основе структурного построения инструкционной карты.
Во-первых, необходимо четко выделить «законченные» содержательные части программного материала, расположить задания инструкционной карты в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности.
Во-вторых, важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения предусмотренные к изучению приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту.
В-третьих, на основе анализа учебного материала учебной программы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия в инструкционной карте приемов и способов решения задач.
Очень важно, чтобы содержание методических указаний и пояснений, содержащихся в карте, органически было «вплетено» в содержание вводного инструктирования студентов преподавателем. Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктирование – сам по себе, а карта - сама по себе. Тогда ею студенты пользоваться не будут, так как наглядно видят, что преподаватель обходится без нее. Если же преподаватель каждое свое пояснение и указание будет подтверждать ссылкой на соответствующие пояснения и указания карты, больше того, если преподаватель будет идти от карты к собственным пояснениям – тогда студенты наглядно будут убеждаться в нужности и полезности инструкционной карты.
В инструкционных картах достаточно подробно раскрываются порядок и необходимые методические указания для рационального выполнения студентами соответствующих практических заданий.
Педагогами разработана схема инструкционной карты, в которой выделены следующие разделы:
тема;
вид занятия;
задачи (с указанием возможных формулировок в зависимости от дидактической цели);
требования к знаниям и умениям;
оборудование;
используемая литература;
ход практического занятия, который включает «Методические указания по выполнению практической работы» (вопросы для актуализации опорных знаний, формулировку содержания заданий и методические указания по их выполнению) и методические указания по выполнению заданий.
Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности студентов для практического освоения профессиональных компетенций при изучении соответствующей учебной дисциплины или междисциплинарного курса.
Изучив методические указания, студент приступает к выполнению практических заданий. Преподаватель направляет ход выполнения упражнений.
Обязательными элементами инструкционной карты являются «Контроль» (например, подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку) и «Задание на дом». Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для студентов. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения). В качестве заданий на дом могут быть применены такие как: приведите примеры по изученной теме из средств массовой информации; найдите в Интернете другие определения изучаемых процессов; проведите дома психологический эксперимент с родителями;
Применение инструкционных карт позволяет преподавателям уделять больше внимание вопросам индивидуальной работы со студентами, направлять на творческое развитие, кроме того, изучение методических указаний по выполнению практических заданий на средства обучения (инструкционные карты) освобождает время преподавателя, повышает производительность его труда. Поскольку инструкционные карты представляют собой чёткую инструкцию для самостоятельной работы студентов, то их использование очень удобно для отработки пропущенных практических занятий студентами во внеурочное время.
Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого студента.
Инструкционные карты практических занятий по учебной дисциплине или профессиональному модулю могут быть собраны в практикумы.
Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.Системное использование разработанных для организации образовательного процесса инструкционных карт по дисциплинам управленческого цикла на занятиях позволяет студентам не только качественно закрепить теоретический материал, но и приобрести креативные профессиональные умения.
При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:
Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности студента.
Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.
Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание студентами содержания и средств своей деятельности. Инструкционная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций. Здесь решающее значение имеет уровень знаний преподавателя и умение отобрать, ограничить материал.
Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционных картах разноуровневых заданий.
Наглядность содержания и деятельности.
Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструкционной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения.
Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструкционной карте.
Индивидуальность и коллективность обучения. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. Инструкционные карты способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с картой – все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.
Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и студента. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Эффективность должна подчиняться целям обучения.
Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструкционные карты показывают весь маршрут приобретения профессиональных компетенций.
Важна также рациональная методика использования инструкционных карт на уроках, имея в виду ценность их на первоначальных, самых важных этапах практического обучения, когда у студентов закладывается база, фундамент будущей специальности. А каков фундамент, таково и возводимое на нем здание.
4. Методика проведения практического занятия и рекомендации по организации структурных элементов
Лекция является первым шагом подготовки студентов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны проблемной ситуацией.
Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В таких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей принципиальных научных концепций и положений.
К практическому занятию, как и к другим методам обучения предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой. Практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.
Подготовка преподавателя к проведению практического занятия начинается с изучения исходной документации (учебно-методического комплекса, рабочей программы, содержания лекционного занятия и т.д.). На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работы, который должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического занятия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить понятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах.
Важнейшим элементом практического занятия является учебная задача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры для практического занятия, должен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: формирование каких навыков и умений применительно к каждой проблеме установить, каких усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться творчество студентов при решении данной проблемы.
Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его протяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать необходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обучающегося.
Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контролировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах одной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, предложенному на лекции. Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся. В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем - и творческой. Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса. Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:
подбор вопросов, контролирующих понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа;
выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и курсом в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения); решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);
подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;
распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи; подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.
Практические и семинарские занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
Цель работы;
Необходимые пояснения;
Оборудование;
Порядок выполнения работы;
Таблицы;
Контрольные вопросы;
Учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, они требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктированной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Для подготовки практических работ рекомендуем использовать специальные компьютерные программы, позволяющие моделировать или визуализировать какие-либо динамические процессы, которые невозможно воспроизвести в учебной аудитории (например, работа некоторого предприятия, протекание того или иного процесса и т.д.). Использование моделирующих программ позволяет целенаправленно создавать те ситуации, которые нужны для выявления уровня конкретных заданий, умений и навыков, быстроты реакции в сложной ситуации, умения найти нестандартные решения.
Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:
Разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
Разработка заданий для автоматизированного тестового контроля подготовленности студентов к практическим занятиям;
Подчинение методики проведения практических работ ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
Использование в практике преподавания поисковых практических работ, построенных на проблемной основе;
Применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
Проведение практических занятий на повышенном уровне сложности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
Подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия;
По каждому практическому занятию соответствующей цикловой комиссией должны быть разработаны и утверждены методические рекомендации по их проведению.
Таблица 1 – Рациональное применение практического обучения
Метод обучения При каком содержании материала необходимо применять данный метод? При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? При каких особенностях студентов рационально применять данный метод? Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода?
Практический Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов Для развития практических умений и навыков Когда студенты готовы к выполнению практических заданий такого характера Когда преподаватель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации практических занятий
Таблица 2 – Примерная хронокарта практического занятия
№ п/пЭтапы и содержание занятия Время
1.
1.1
1.2
1.3
Вступительная часть занятия.
Объявление темы, цели занятия
Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов.
Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы. 5 мин.
2. Актуализация базовых (теоретических) знаний студентов
(перечисляются формы и методы диагностики знаний, умений и навыков студентов, необходимых для выполнения практической работы) 10-15 мин.
3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
(перечисляются этапы самостоятельной работы студентов с методическими пособиями, алгоритмами и пр.) 25-30 мин.
4. Отработка практических умений и навыков. 10-15 мин.
5. Контроль качества знаний, умений и навыков студентов по теме занятия. 10-15 мин.
6.
6.1
6.2
6.3 Заключительная часть занятия.
Обобщения, выводы по теме.
Оценка работы студентов на занятии
Домашнее задание 5-10 мин.
Сложность практических занятий рекомендуется наращивать постепенно. В решении задач студентам нужно предоставить полную самостоятельность прибегая к помощи только в тех случаях, когда возникают общие для всей аудитории затруднения.
При постановке новых задач следует показывать пути, алгоритмы их решения. Вместе с тем, студентов нужно учить не только стандартным процедурам, но и поисковой деятельности.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям традиционно считают следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, уметь делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
5. Методы контроля и оценивания знаний, умений и навыков студентов
5.1. Методы контроля
Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.Основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал.Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех типов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой.Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что а активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически взаимосвязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы студентов в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение студентами домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который был только что разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так он позволяет проверить подготовленность студентов к их выполнению.Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа ("Что произойдет...", "Как изменится..."); на сравнение ("В чем сходство и различие...", "Чем отличается..."); на объяснение причины ("Почему...", "Для чего..."); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений ("Укажите важные свойства...", "В таких случаях...", "Какие условия необходимы..."): на установление значения того или иного явления, процессов ("Какое значение имеет...", "Какое влияние оказывает..."): на обоснование ("Чем объяснить...", "Как обосновать...").
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа.Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний студентов.
Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы студенты поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного студента.
Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для студентов, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Студенты могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать студентам записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях можно оценить не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов студенту, отвечающему у доски. В тех случаях, когда студент испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому иди иному положению ответа.Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать студента, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать студента. Это допускается только в тех случаях, когда студент делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и поправить ошибку, преподаватель вызывает другого студента для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими ответами помогать студенту, не показывая ему правильного ответа.
Длительность устного опроса зависит от учебного дисциплины, вида занятий, индивидуальных особенностей студентов.
Для углубления и расширения знаний студентов можно дать индивидуальное задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.Заключительная часть устного опроса — подробный анализ ответов студентов. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает выводы о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывают его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени контролировать работу большего количества студентов. Так пока одни работают у доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают па поставленные вопросы с места.Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, попытает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от дисциплины могут быть самыми разнообразными: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных отчетов, рефератов. По продолжительности, письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин.), когда проверяется усвоение небольшою объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе), последние проводятся, как правило, для рубежного контроля. Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинаковой. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.
Для проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки, причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими студентами того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо-усвоенного материала. Однако, анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания студентов имеет анализ контрольных работ, выполненных на "4" и "5", с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельной работы, как правило, не велики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени ее выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого студента.Диктанты (предметные и технические) широко используют для текущего контроля. С их помощью можно подготовить студентов к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон, иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.
Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания студентов, проверить умение раскрыть тему, по и играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки сочинения и рефератов студент мобилизует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со стороны со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждения.
Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми студенты работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов— не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.
Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических дисциплин, но наиболее широко — специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.В процессе наблюдения за ходом таких работ последовательностью, уверенностью в действиях - выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалифицированной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности студента к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний и нестандартных условиях.
Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность студентов, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении заданий).
За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от студента к студенту.Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдаётся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные па специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью компьютера и безмашинного контроля.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений — шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля. Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопроса: к избирательным, основанным на таких видах деятельности студента, как узнавание, припоминание, и конструированным, основанным на припоминании и дополнении.Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студенты должны найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос студент должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.
Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены о современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рассчитаны именно на задания такого типа. Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда студенты записывают ответы в словесной, формульной, числовой форме. Текстовой контроль в силу сноси ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений, навыков.В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студента, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой студенты получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать студентам, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым студенты сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом студенты работают либо по обучающим программам, либо правильные ответы проецируются на экран, либо записываются на доске. Для показа образца правильного ответа можно использовать магнитофон, диапроектор.Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий.Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности студентов.
5.2. Назначение контроля и предъявляемые к нему требования
Контроль знаний и умений студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение по всем формам не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные преподавателями и студентами устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений, навыков на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая — проверочная функция. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах чтения, т.е. для решения таких вопросов, как перевод на следующий курс, выдача диплома. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку учебной деятельности отдельных студентов и преподавателей, но и состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями. Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Результаты сугубо индивидуальных усилий по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Правильно осуществляя контроль, преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле. Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть: планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня овладения студентами системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут студенты воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у студентов профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности); индивидуальным - овладение знаниями и умениями — процесс индивидуальный. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования в отношении объема качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки; экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;педагогически тактичным - осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценку необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.
5.3. Формы контроля
Учебные планы и программы СПО предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены. Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.
Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Исходными при отборе содержания проверочных заданий служат следующие основания.1. Обеспечение полноты объема проверяемого учебного материала. Если контроль проводят в конце семестра (семестровый), то перед студентами ставят вопросы, требующие проверки усвоения системы знаний и умений всех пройденных разделов; если проверяется изучение материала за год (переводной экзамен), то контрольные знания должны охватывать весь объем. Когда проверку проводят по отдельно взятому разделу программы (контрольная работа), то задания должны включать вопросы, позволяющие определить усвоение логически завершенного объема учебного материала, взаимосвя-занной группы понятий.2. Обобщенный характер контрольных знаний. В процессе обучения студенты овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних заданий и умений можно решать частные задачи, на основе других более широкие, общие. Поэтому и постановка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, овладении частными умениями, других — указывает на знание обобщенных понятий, овладение широким кругом умений и навыков. Наиболее обобщенные или сложные знания и умения включают в себя частные, их составляющие. Итоговая проверка всегда должна обеспечивать контроль усвоения системы знаний и умений. Это означает подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий.Отбор содержания контроля знаний и умений требует более тщательного логического анализа содержания учебного материала, подлежащего проверке, прежде всего с точки зрения будущей профессиональной деятельности специалиста.3. Продуктивный, прикладной характер контрольных заданий. Итоговый контроль предусматривает, что задания должны обеспечивать продуктивную работу студентов. С этой целью целесообразно ставить вопросы так, чтобы они выявляли у студентов знания способов и условий деятельности, а также усвоения знаний о предметах и средствах труда. Проверка умений осуществляется с помощью практических заданий и профессиональных задач. В процессе выполнения подобных задач студент даст обоснование своего решения, которое позволит установить насколько он владеет теоретическими знаниями, лежащими в основе данного способа деятельности, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. При применении в целях контроля профессиональных практических задач необходимо соблюдать требование подбора задач для всех студентов примерно одинаковой сложности. Для этого учитывают два признака: содержательный, включающий сложность ситуации прежде всего по параметру структурной упорядоченности элементов и связей, и операционный, включающий число операций в задаче.4. Направленность содержания контрольных заданий на активизацию познавательной деятельности студентов. Когда студенты решают конкретные практические задачи, они так или иначе сталкиваются с проблемой и ищут пути ее решения. Необходимо широко использовать постановку таких вопросов-заданий, которые не только требовали бы воспроизведения учебного материала, но и побуждали студентов к поисковой деятельности: на сравнение различных явлений и процессов, установление взаимосвязей между ними, определение характерных черт, признаков и особенностей предметов и явлений, классификацию по признакам, объяснение причин, доказательство закономерностей.Приведем особенности основных форм контроля в учреждениях СПО:Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных дисциплин, важных для овладения приобретаемой специальности, наиболее сложных для понимания студентов. Утверждает ее руководство учебного заведения. Сроки проведения контрольных письменных работ по разным дисциплинам целесообразно применять таким образом, чтобы избежать нагрузки студентов. Важно, чтобы сроки проведения, количество и объем письменных работ по каждому дисциплину согласовывались с другими предметными (цикловыми) комиссиями. Целесообразно составлять графики проведения контрольных работ, что поможет рационально распределить их в течение семестра и скоординировать общую загруженность студентов.В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ:
теоретические, позволяющие проверить усвоение студентами основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений;
практические с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач;комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.
При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку, определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части, указывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мысли.Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики студенты получают зачет с дифференцированной оценкой.Для зачета студенты представляют дневник и отчет о производственной практике, заключение руководителя практики от предприятия; учитывается также личные наблюдения руководителя практики от учебного заведения за самостоятельной работой практикантов. В необходимых случаях с отдельными учащимися проводят собеседование по программе практики.При выведении дифференцированного зачета учитывают степень выполнения студентами программы практики, качество приобретенных практических умений и навыков, сознательное и ответственное отношение к труду, участие в общественно-политической работе на предприятии, в организации, учреждении.
Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными планами и программами. Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления студентами преподавателю отчетов о выполненных лабораторных работах, переводов, рефератов, домашних заданий и т.д. Студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения. При наличии не зачтенных работ итоговую оценку успеваемости студенту по предмету за семестр не выставляют.Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Задания для курсового и дипломного проектирования отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения.
Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины, является уровень сформированности знаний и умений.Государственные экзамены — заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных работ составляют преподаватели, обсуждается на заседании кафедры и не позднее чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе.
Экзамены — ответственный этап учебно-воспитательного процесса. Поэтому отбор содержания и компоновка вопросов для экзаменационных билетов предполагают соблюдения определенных требований.В экзаменационные билеты необходимо включать 2-3 вопроса из разных разделов программы в зависимости от специфики предмета и одну задачу или пример.
Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной пройденный материал. Главное требование при комплектовании билетов - создание равноценных билетов и по объему учебного материала, и по его характеру, и по степени активизации познавательной деятельности студентов. Обязательно должны найти место в билетах вопросы методологического характера, стержневые вопросы курса, вопросы, определяющие идейно-политическую направленность отдельных разделов курса. Каждый вопрос билета должен быть сформулирован точно и четко.Желательно включать в билеты материал разных разделов программы, группируя вопросы для билетов, учитывать, что они не должны повторяться, содержать близкий по проблематике материал. Вопросы должны охватывать программу курса в целом, но они не могут выходить за ее рамки (когда в билеты необходимо включить вопросы, связанные с местными условиями, современными достижениями соответствующей отрасли науки).
Выводы и предложения
Одним из главных направлений методической деятельности преподавателя является разработка методической документации, цель которой – комплексное научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ учебных дисциплин, а главный результат – учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) учебного плана специальности в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклам преподаваемых дисциплин государственных образовательных стандартов.
В связи с этим встает вопрос нормативного регулирования методической деятельности, особенно в части разработки УМКД, так как возникает постоянная необходимость в унификации документационных процессов, применении новых и устранении устаревших методов создания и приемов управления документами.
С этой целью в учебном заведении разрабатываются документы, закрепляющие состав УМКД, требования к формам используемых в государственной организации высшего профессионального образования документов, правила и процедуры подготовки и оформления документов, технологические процессы организации работы с документами и способы, обеспечивающие эффективное и рациональное хранение документов, в т.ч. с применением информационных технологий.
В состав разрабатываемых документов УМКД должны быть включены три блока: нормативно-технические документы; методическая документация, разрабатываемая преподавателем в рамках своих должностных обязанностей, и методическая документация, разрабатываемая на договорных условиях.
Первый блок включает в себя государственный образовательный стандарт (или извлечения из него, касающиеся конкретной учебной дисциплины) и комплект документов образовательного учреждения, определяющий общий образовательный стандарт университета – внутренние нормативные документы университета, обеспечивающие единство организационно-технических требований.
Ко второму блоку относятся:
организационно-методическая документация, определяющая цели и задачи, методику организации и проведения учебного занятия, раскрывающая возможные принципы, приѐмы, организационные формы и его технологию. Это могут быть: положения, пособия, правила, методические разработки, методические инструкции, методические рекомендации, методические указания, тематические папки и др.; информационно-методическая документация. Она включает в себя два ряда неразрывно связанных между собой информационных элементов: один отражает факты, другой даѐт им оценку (методическое описание, методический комментарий, справочник, словарь, реферат, доклад т.п.);
прикладная документация. Это вспомогательный методический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отражѐнную в других видах методической документации (сценарий, тематическая подборка материалов, информационный каталог, график, плакат, сборник задач, сборник упражнений, рабочая тетрадь, дидактический материал, наглядные пособия).К третьему блоку относятся документы из разных классификационных групп, выходящие за рамки должностных обязанностей профессорско-преподавательского состава. В таблице 1 представлена модель УМКД.
Таблица 3—Модель учебно-методического комплекса дисциплины
Состав документов УМКД
Нормативно-технические документыГосударственный образовательный стандарт (извлечение из стандарта, касающееся конкретной учебной дисциплины)
Учебный план основной образовательной программы
Методика разработки учебных плановИнструкция по аттестации студентовИнструкция по контролю уровня знаний студентов
2. Документы, разрабатываемые в рамках должностных обязанностей преподавателя Рабочая образовательная программа учебной дисциплины учебного плана
Опорные конспекты ключевых тем дисциплины (конспекты лекций)
Темы и задания на курсовую работу/курсовой проект
Темы и вопросы семинарских занятий
Варианты заданий для выполнения расчетно-графических или практических работ
Список тем рефератов по дисциплине
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Перечень вопросов для собеседованияТестовые задания по темам, разделам дисциплины
Тексты терминологических диктантовКИМ (перечень экзаменационных вопросов, экзаменационные билеты, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к курсовой работе/курсовому проекту)
Методика оценки усвоения содержания учебной дисциплины
Методические указания для проведения лабораторных работ
Методические указания для проведения практических занятий
Методические указания для самостоятельной работы студентов
Материалы рейтинговой системы оценки знаний
Критерии оценки (экзамена, зачета, курсовой работы)
Образцы выполнения курсовой работыСписок рекомендуемой литературы по дисциплине
Наглядный материал3. Документы, разрабатываемыена договорных условияхМетодические пособия:
для студентов (по выполнению курсовых и дипломных проектов, для орга низации самостоятельной работы, для изучения дисциплины по дистанционной технологии);
для преподавателей с изложением методики преподавания
Контрольные задания для студентов заочной формы обучения с методическими указаниями
Разработка лекционного видеоматериала и материалов презентационного характера
Электронные учебники и тесты
Другие, в соответствии с решением руководства вуза
Все эти документы должны проходить процедуры рассмотрения, принятия, утверждения в установленном порядке.
Анализируя состав и содержание УМКД, становится очевидным, что преподаватель, разрабатывая методическое обеспечение реализуемых им образовательных программ, должен проводить методическую работу по многим направлениям (самообразование, апробация учебников и УМКД нового поколения, издание пособий, проведение открытых занятий, повышение квалификации, посещение и обсуждение занятий ведущих специалистов, участие в научно-практических конференциях, участие в заседаниях коллегиальных органов и др.), в результате чего содержание лекционных курсов, лабораторных и практических занятий постоянно обновляется в соответствии с достижениями современной науки и техники, развитием общественной мысли и культуры, потребностями предприятий с учетом рыночной экономики. Таким образом, совершенствуя УМКД, преподаватель повышает свое педагогическое мастерство, обогащает свою про- фессиональную деятельность новыми научными достижениями, инновационными технологиями, передовым научно-педагогическим опытом, что, несомненно, повышает качество обучения.