УМК Планета знаний Окружающий мир (1 класс)
Окружающий мир
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН № 363 от октября 2009,зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч.1.- 2-е изд., доработанное. - АСТ-Астрель Москва 2011.-576 с. - (Новый стандарт начального образования),рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации ;
Программа курса «Окружающий мир » 1 класс , авторы : И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин;
УМК «Планета знаний» Издание 2-е дораб..- М:АСТ: Астрель; Москва:2012
Учебный план МБОУ СОШ № 90 на 2014/2015 учебный год.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не оолыную роль по сравнению с остальными предметами.
Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Задачи:
развитие умений понимать и познавать окружающий мир; осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
освоение знаний об окружающем мире, способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;
формирование способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;
создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий; умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах; общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, кулътуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человек?,: общение с другими людьми и незнание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и
безопасности жизнедеятельности.
Принцип кулътуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и
необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах.^
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального оощего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
проблемно-диалогическую технологию,
технологию мини-исследования,
технологию организации проектной деятельности,
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Форма организации учебного процесса: урок.
Постепенно одним из важнейших способов
р обретения знании становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом
усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями газами, твердыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, обьектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами и схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и
социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами выявлять последовательность
процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в
коллективе, распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд
заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые)
Раздел III. Место предмета «Окружающий мир в учебном плане» в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю.
Раздел IV. ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Одним из результатов обучения окружающего мира является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлении; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Раздел V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Окружающий мир»
Личностные
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице в общественных местах;’
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья:
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
называть характерные признаки времен года;
различать и называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные,
различать и называть основные части тела человека;
называть органы чувств и рассказывать об их значении;
приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей). Учащиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы:
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения; '
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес; выражать приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены; рассказывать о профессиях родителей и работников школы; проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться: различать виды эмоционального состояния человека; воспроизводить гимн России.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника; замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели времени суток)
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта
Раздел VI. Содержание учебного предмета (курса) «Окружающий мир»
Пришла пора учиться (13 ч)
Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твоё имя. Ты учиться в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик
ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.
Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 ч)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (23 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 ч)
Наша страна Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.
Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии, по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Виды и формы контроля.Самоконтроль (при введении нового материала)
Взаимоконтроль (в процессе его отработки)
Текущий тематический (проведение проверочных работ)
Итоговый контроль (итоговая работа)
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных
работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и. как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные отметки (в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно.
Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности).
Необходимый (базовый) уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали много раз, где требуются отработанные действия и усвоенные знания (раздел «Ученик научится»).
Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где требуется либо действие в новой ситуации, либо использование усваиваемых в данный момент знаний («Ученик может научиться»).
Максимальный уровень (необязательный) — решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой требуются либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Ориентация на выполнение правил безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
Понимание необходимости выполнять элементарные правила личной гигиены для сохранения здоровья;
Понимание необходимости бережного отношения к природе;
Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
внимательного отношения к красоте окружающего мира , природы своей страны.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
Называть характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и рассказывать об их значении;
рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
различать и называть части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
ухаживать за комнатными растениями;
правильно вести себя в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животных;
различать и называть основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
приводить примеры культурных и дикорастущих растений , диких и домашних животных;
приводить примеры разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
Учащиеся получат возможность научиться:
различать объекты живой и неживой природы;
характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
Рассказывать о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
Рассказывать о разнообразии способов движения и питания животных
Рассказывать об условиях жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва
выращивать растение одним из изученных способов.
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать как развивается растение из семени;
Человек и общество
Учащиеся научатся:
называть свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать приветствие, благодарность, просьбу
выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять основные правила безопасного поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
узнавать герб и флаг России, назвать её столицу;
различать и называть
виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
Учащиеся получат возможность научиться:
различать виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
воспроизводить гимн России.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);
Определять свое продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на «маршрутные листы»;
Учащиеся получат возможность научиться:
Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
Осуществлять взаимопроверку при работе в парах.
Познавательные
Учащиеся научатся:
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
Называть и различать окружающие предметы и их признаки;
Устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времен суток).
Учащиеся получат возможность научиться:
Осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выявляя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
Раздел VII. Календарно тематическое планирование
№ урока п/п Тема/урока Дата Виды деятельности
План факт Пришла пора учиться (13 ч)
Что такое окружающий мир С. 3—7 Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету
Ты и твое имя
С. 8—9 Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе
Экскурсия «Твоя школа» Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважение к работникам школы
Твоя школа С. 10—11 Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения.
Экскурсия «Во дворе школы» Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора
Во дворе школы С. 12—13 Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать
Экскурсия «Вот и лето прошло» Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность.
Формировать умение работать в группах
Вот и лето прошло С. 14—15 Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать
Экскурсия «Дорога в школу» Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентировке в пространстве
Дорога в школу С. 16—19 Отрабатывать правила дорожного движения: познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей
Твой распорядок дня
С. 20—21 Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время
Экскурсия «Осень» Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах
Осень
С. 22—27 Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей
Внеклассная деятельность учащихся С. 28-29
Человек (13 ч) Как ты рос
С. 33—33 Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни человека и показать их особенности; воспитывать заботливое отношение к старикам и детям младшего возраста. Развивать умение работать в парах. Учить фиксировать результаты своей деятельности.
Как ты
воспринимаешь
мир
С. 34—37 Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещенном в учебнике
Твое тело С. 38—39 Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. Развивать внимание, память и творческие способности
Как ты питаешься С. 40—41 Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником
Твоя одежда С. 42—43 Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности.
Будь здоров! С. 44—45 Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.
Твое настроение С. 46—47 Развивать эмоциональную сферу ребенка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приемами управления собой. Учить выражать свое отношение к миру в рисунках
Будь
внимательным! С. 48—53 Внеклассная деятельность учащихся С. 54-55
Внеклассная деятельность учащихся С. 54—55
Природа в жизни человека (21 ч)
Полна природа удивленья С. 56—59 Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами
Вода и воздух С. 60—63 Познакомить с правилами постановки опытов по замерзанию воды, таянию льда и снега и др.; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней
Экскурсия «Зима» Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами. Организовать наблюдения за животными (птицы, звери); включить детей в природоохранительную деятельность
Зима С. 64—65 Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать;
закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей
Времена года С. 66—67 Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся
Как устроено растение С. 68—71 Выявить степень понимания детьми обобщенного представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения
Деревья,
кустарники, травы С. 72—75 Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжать учить работать со схемами и справочником учебника. Продолжать формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать; продолжать формирование умений работать в парах
Как развивается растение С. 76—77 Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формировать знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени
Растения в нашем классе С. 78—79 Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать ее в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями
Насекомые, птицы, рыбы, звери С. 80—85 Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание
Жизнь животных С. 86—89 Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных — движением и питанием. Уточнить представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными
Домашние животные С. 90—93 Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности
Береги природу, человек!
С. 94—101 Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников
Внеклассная деятельность учащихся С 102-103
Человек среди
людей П7 ч)
Наша Родина С. 104—109 Дать первое представление о России, ее населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России (герб, флаг); сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма. Развивать пространственные представления
Наша Родина С. 104—109
Наш дом С. 110—113 Дать представление о разнообразии населенных пунктов России (город, поселок, деревня). Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них.
Наши
родственники С. 114 117 Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями
Хороший день С. 118—119 Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности
Экскурсия в природу «Весна» Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного
Весна С. 120—121 Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности
Наша безопасность С. 122—125 Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей з(автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отрабатывать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей
Будем вежливы С. 126—127 Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его
Мы едем, едем, едем...
С. 128—131 Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся
Скоро лето С. 132—135 Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности. Закрепить и проверить полученные знания и умения по разделу и в целом по курсу
Внеклассная деятельность учащихся С.136-137
Резерв 2 часа Раздел VIII. Материально – техническое обеспечение
1.Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Окружающий мир; учебник для 1 класса 2ч - ООО
«Издательство Астрель», 2012;
2.Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» - ООО
«Издательство Астрель», 2012;
3. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» - ООО «Издательство Астрель», 2012.
4. Медиапроектор5. Компьютер
6. Магнитофон