Обучение написанию изложения по курсу Соловейчик М.С. 2 класс
«Учимся пересказывать», - так называются темы уроков, которые отводятся на написание первых изложении. Их задача – познакомить детей с новым для них видом работы, раскрыть их сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст и начать целенаправленное его формирование, а вместе с ним и формирование целого комплекса речевых умений.
Сделать работу над изложением более успешной помогут некоторые сведения об особенностях этого вида речевых упражнений.
Конечная цель их – формирование у ребят достаточно свободно выражать свои мысли и чувства, строя для этого отдельные предложения или тексты. Но это лишь одна линия обучения. Вторая состоит в том, чтобы учить школьников полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную. Изложение – тот вид упражнений, который находится на пересечении этих процессов. Обучая восприятию текста, мы вместе с тем учим ребенка не просто воспроизводить услышанное, но и выражать мысли, «перекодировать» их в слова. Приведем цитату из работы Л. С. Выготского «Мышление и речь» - она помогает нам самим понять сложность того процесса, которым овладевают дети: « мысль не состоит из отдельных слов – так, как речь. Если я хочу передать мысль, что я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице, я не вижу отдельно мальчика, отдельно блузу, отдельно то, что она синяя, .. то, что он бежит. Я вижу все это в едином акте мысли, но я расчленяю все это в речи на отдельные слова. … Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Потому процесс перехода мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах»
Особенность изложения как обучающего упражнения в том и состоит, что оно позволяет учить вычленению мыслей, расчленению каждой и выражению в словах. При этом ребенку сначала дается возможность пройти « по той же дорожке» в другом направлении: воспринимая слова, понять предложение, т. е. каждую мысль, и подняться на ступеньку понимания всего текста в целом. Собственно изложение – это движение обратно: вычленение каждой мысли и ее воплощение в словах
Вот так, проходя по одной « дорожке» дважды, школьник учится « расчленению мысли и ее воссозданию в словах»
Для методически осознанного проведения изложений важна и еще одна теория Л.С. Выготского – о зоне ближайшего развития ребенка. То, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно, - утверждает психолог. Текст, который предлагает автор учебника М. С. Соловейчик, - это своеобразная помощь взрослого в обучении построению связных высказываний. Но она оказывается действенной, если второклассник не просто запоминает и воспроизводит текст, а осознает устройство, ход мысли, особенности использованных слов, синтаксических конструкции и т.д. вот почему необходимо руководство взрослого, учителя, при анализе текста. Проведение такого анализа( наблюдение за тем, как раскрывается тема и развивается основная мысль, как отобраны и расположены сведения, какие использованы языковые средства, какова их роль в тексте) – важнейшее условие эффективности изложения как речевого упражнения
Характер текстов на разных этапах обучения будет меняться. В дальнейшем на передний план выступят тексты, в которых ярко видны черты разных стилей и типов речи, с их особенностями и будут знакомиться учащиеся. Пока же в центре внимания вопросы, общие для строения любого текста: раскрытие темы и основной мысли, их отражение в заголовке, логика развития мысли, последовательность предложений и их связь, организация начала и конца текста, использование языковых средств для раскрытия темы и основной мысли, для изображения происходящего с помощью слов.
Задача первой части первого урока в теме « Учимся пересказывать», состоит в том, чтобы ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение, а также мотивировать обучение этой разновидности речевой деятельности.
Для решения первой из названных задач нужно предложить ребятам поразмышлять над тем, какое различие скрыто в словах рассказывать и пересказывать, а потом сделать задание 274 данное в учебнике. Оно выполняет только мотивационную функцию, поэтому должно занять немного времени. Конечно, не нужно полностью пересказывать с детьми «Красную шапочку», главное – обеспечить вывод: пересказывать так, чтобы слушателю было все понятно и интересно, не очень то просто, этому нужно учиться. Такой вывод может быть сделан и раньше – на уроках чтения, тогда здесь его просто можно использовать
Значимой частью беседы должно быть и обсуждение вопроса: кому и что они пересказывали за последнее время? Обсудить те жизненные ситуации, когда нам приходится кому-то что-то пересказывать, важно, чтобы сделать последующее обучение более актуальным для ребенка.
Первая часть задания 275 ( запись слов « моё первое изложение» ) должна помочь маленьким школьника ощутить значимость той работы, к которой они приступают.
Вторая часть урока – обучение написанию первого изложения: подготовка к нему и собственно написание.
Опишем ход второй части урока подробно.
На основе задания 276 ( при закрытых детей книгах) небольшая беседа по первому вопросу. Если даже никто из учеников на него не ответит, не советуется подсказывать им. Достаточно сообщить, что на уроке предстоит читать и пересказывать отрывок из этой сказки. Выполнение же задания останется на дом – пусть ребята посмотрят книгу дома, сходят в библиотеку, спросят у старших и т. п. другой вариант – принести и показать книгу сразу.
Знакомство с особенностями предстоящей работы может быть поведено по-разному. Один из вариантов: предложить детям сначала записать слова: « Моё первое изложение», а потом прочитать по учебнику о том, какой вид работы они будут выполнять. В беседе уточняется самое существенное: что называют изложением и почему, нужно ли запоминать дословно текст. Можно поступить и иначе: Сначала предложить ученикам прочитать о том, что такое изложение, а затем поинтересоваться, выполняли они раньше такую работу или нет. Потом могут быть записаны слова « Мое первое изложение».
Знакомить ребят с текстом изложения при закрытых книгах, предложить им послушать текст, определить , о ком он, и постараться найти предложение, в котором заключена главная мысль.(О мальчике Вишенке, главная мысль в последнем предложении)На слух можно еще озаглавить текст по теме и основной мысли.(Возможные варианты: «Вишенка и его друзья», 2 Знакомство с друзьями», « Первые друзья» и т.п. ) Всю общую беседу по содержанию ( Как произошло знакомство? Кто эти друзья?) желательно провести на основе первого восприятия текста вслух.
Чтение детьми текста по книге ( можно про себя) и более полный анализ содержания и языковых средств. Примерные вопросы и задания: « О чем сообщается в начале рассказа? Что произошло дальше? Какое слово указывает на неожиданность встречи? На что Вишенка обратил внимание сразу же? Кого он еще увидел? Что интересного заметил? Почему использованы слова косичка, хвостик, а не коса, хвост ? Что случилось потом? Кто представился первым? Как ответил Вишенка? Правильно ли? А почему ребята засмеялись? Все события кончились, зачем же еще одно предложение, последнее? Какое слово в нем показывает, что это предложение заканчивает, заключает текст?»
Уточнение структуры текста автор советует провести путем повторного наблюдения за развитием мысли и связью предложений. Запись на доске слов, отражающих тему каждого из предложений, заменит план и будет служить опорой при воспроизведении текста. Возможное задание: « давайте посмотрим, как движется мысль в тексте, и выделим слова, которые при пересказе будут напоминать порядок мыслей – предложений. О ком первое предложение? ( Параллельно с ответами на вопросы на доске записываются начала предложении, заключающие в себе указание на тему каждого из них) О чем сообщает второе? Как его продолжает третье? Что нового добавляет следующее…)
Запись на доске: Вишенка … .Вдруг он … . За мальчиком … У нее …
- Меня зовут … . А вот это …
- … .
И все трое … . Так у Вишенки … .
Предложенный вариант требует объяснения.
При воспроизведении текстов, равных абзацу, практически невозможно составить план. В традиционной практике часто предлагаются вопросы, из ответов на которые, как принято считать, должен сложиться текст. Реализация этого приема вовсе не так проста, как кажется. Во-первых, нужно специально выстраивать порядок слов в вопросе, чтобы получить желаемое построение предложений в ответе. Во-вторых, вопросы, напоминающие конкретное содержание каждого из предложений, чаще всего неестественны, а вопросы более широкого содержания не помогают ребенку следить за движением мысли. Вот почему автор предлагает другой прием.
Предъявляя детям начала предложений, мы одновременно напоминаем: 1) тему каждого предложения; 2) языковые средства, обеспечивающие связь предложений; 3) направление развития мысли. Но при этом мы оставляем им возможность самостоятельно воспроизводить основное содержание предложений. На первых этапах обучения изложению такой способ помощи в осознании структуры текста-абзаца и осмысленном его воспроизведении считается достаточно эффективным. Важно только выявление этой структуры осуществлять в ходе коллективного наблюдения.
5.Орфографическая подготовка может быть проведена с помощью таких вопросов и заданий: « Отметьте орфограммы в названий текста. Обратите внимание на Ь в слове друзья: прочитайте, как «сломается» слово, если вы пропустите Ь. Укажите главные орфограммы во втором предложении. Посчитайте, сколько слов-помощников. Какие орфограммы видите в следующих предложениях? Сколько раз встречается слово редиска? Почему оно написано по-разному? Как показана речь героев? Выделите орфограммы в имени мальчика-луковки. Прочитайте вслух, так как оно написано. Отметьте орфограммы в последних предложениях»
6.Вторичный синтез текста советует провести при закрытых книгах. Вы читаете текст еще раз, а учащиеся следят за развитием мысли по опорным словам на доске. Пересказ отрывка кем-то из учеников считается не только не полезным, но даже вредным для основной части класса. Последним услышанным перед записью вариантом текста должен быть авторский, а не ученический. Если отдельные ученики нуждаются в дополнительной помощи, она должна быть оказана им индивидуально.
7. Установка на последующую самостоятельную работу может быть примерно такой: «напишите название и письменно перескажите рассказ. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами. Не забывайте и о том, что вы умеете не делать орфографических ошибок: не знаете, забыли, как пишется слово – оставляйте «окошко» , а если нужно, показывайте выбор букв»
8. В связи с проверкой автор дает советы:
1) Перечитывание текста необходимо направлять специальными вопросами, заданиями. Первое чтение проводится с точки зрения содержания и языковых средств: не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок, не пропущены ли важные слова и т.п., второе чтение – с точки зрения правильности написанного. При этом важно, чтобы дети, во-первых, отмечали орфограммы, в случае появления сомнения в написанной букве ставили над ней знак вопроса, на месте «окошка» вставляли букву, если вспомнили ее, узнали у учителя, посмотрели в записи на доске и т.п.; во-вторых, проверяли, нет ли неоправданных пропусков букв. Можно при проверке написанного советовать пользоваться не ручкой, а карандашом, что позволит ребенку более спокойно вносить правку, ставить знаки вопроса и т.д., избавит его от грязи в тетради, учителю же даст возможность увидеть процесс выполнения работы каждым учеником.
2) Два перечитывания при проверке написанного – это выполнение школьником совершенно иных функций, чем при письме: не автора, а редактора и корректора. Поэтому данный этап так и обозначаются: теперь поработайте редакторами и корректорами. На первых порах, в том числе на этом уроке работа должна выполняться одновременно и под руководством учителя.
Автор учебников « К тайнам нашего языка» м. с. Соловейчик считает, что за изложение правильнее выставлять две отметки: за качество пересказа и за грамотность, считает возможным оставить работы и без отметок, ограничившись необходимыми поправками, советами, словесными оценками.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
Обучение изложению по методике М.С. Соловейчик.
Выполнила учитель начальных классов
Гималетдинова И.М.
Стерлитамак 2011
.