Идти в ногу со временем. Каким должен быть урок?


Когда происходит эмоциональное обеднение урока, учитель обращается к искусству, располагающему неисчислимыми возможностями оживления и обогащения учебного процесса. Вряд ли найдется учитель, не пробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Уроки с использованием художественных средств будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор. Арт - технология построена на использовании технологий обучения человека различным видам искусства и направлена на достижение педагогических целей урока. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и поэтому в обучении не является целью, а только средством познания. На сегодня обозначились три варианта использования искусств на уроках: 1. Построение всего урока на одном из видов искусств, когда по законам жанра действуют учитель и ученик. 2. Включение элементов искусств как средств деятельности учителя. 3. Использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей. Театрализованные уроки могут быть самыми разными: а) постановка отрывков изучаемых литературных текстов б) постановка кукольного театра по литературным произведениям, например, сказкам в) проведение организационно- деятельностной игры ( по организации поисково – исследовательской работы) Арт – урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, мысленному эксперименту. Арт – педагогика способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. Включение таких уроков в процесс обучения придает ему радостные, светлые тона, настроение.


Это особый тип урока , объединяющего обучение сразу по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегративные уроки проводятся два- три раза в год. Это желание разнообразить методику обучения и использовать новации и стремление реализовать свою эрудицию по изучаемому предмету. Прежде чем решиться на интегративный урок, надо обратить в союзники учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Самое узкое место такого урока – это технология взаимодействия двух учителей. Педагогическая интеграция – это восстановление в процессе познания естественно существующей целостности объекта – предмета, события, явления или процесса. Любой интегративный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета. Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно также интегрировать интеллектуальные и практические навыки. Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных связей. Интегративный урок в силу своей сложности требует сценария, а не просто плана или конспекта. Интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни.

Уроки, на которых полностью или частично используется компьютер, относится к компьютерным урокам. Компьютер при этом может использоваться с самыми различными функциями и целями: и как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, и как средство обучении, источник контроля и оценивания качества обучения. Применение ЭВМ разными специалистами оценивается по- разному. Одни считают, что в современном обществе освоение детьми компьютера должно начинаться как можно раньше. Другие считают, что «машина» не может решать многие воспитательные и дидактические задачи. Информационная культура – это не только владение ПК. Достоинства компьютерного урока следующие: 1. Компьютер обеспечивает обратную связь. 2. Способствует дифференциации и индивидуализации обучения. 3. Мотивирует учебную деятельность учащихся. 4. Способствует развитию самообразования. 5. Делает учебный материал более доступным. 6. Облегчает решение многих дидактических задач на уроке. Учащиеся любого возраста любят уроки с применением компьютера. Остается любить такие уроки учителюА во времена стандартов нового поколения без компьютера обойтись стало просто невозможно.
Мое мнение о нестандартных уроках таково: 1. Надо проводить, но не часто. 2. Учебную игру следует проводить по возрасту. 3. Учебный процесс нельзя перенасыщать игрой. 4. Нестандартность не должна нарушать структуру урока.
А теперь буду искать ответ в источниках Итак, современные дети стали более информированными: владеют компьютером, приходят в школу читающими. А изменился ли учитель? Соответствует ли материальная база школы современному уровню обучения? Все прекрасно понимают, что современная педагогика предлагает учителю выбор. Если же он не воспользуется им, то поезд времени унесет всех далеко вперед, оставив того, кто не смог старые традиции обогатить новыми. Развивающее обучение – одна из альтернатив. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески в связи с этим понятен интерес к выявлению индивидуальных особенностей каждого. Школа должна создавать условия для реализации физических, интеллектуальных способностей и возможностей, помогать в духовном и творческом самовоплощении. Это значит, что учитель должен стараться работать творчески. У каждого творчески работающего учителя вырабатывается свой педагогический почерк. Что значит «нетрадиционный урок»? Наверное, интересный. А в каком случае урок может быть интересным? Наверное, если в нем присутствует игра. В игре дети легко овладевают новыми знаниями и умениями. Но все эти прелести: игры, путешествия, сказки должны соответствовать возрастным особенностям детей. Действительно, обучение в начальной школе можно рассматривать как особый переходный период , в котором осуществляется смена ведущей деятельности: игра уступает место учебе. В результате дошкольной игры ребенок должен был вдоволь наиграться. Значит, отказаться от игры? Нет! Теперь игра приобретает другое, более важное значение: она должна быть обучающей. Поэтому учитель должен осознавать, что, перенасыщая нетрадиционный урок развлекательными элементами в ущерб обучающим, он наносит непоправимый вред , потому как нельзя все обучение сделать занимательным. К. Д. Ушинский писал: «Приучите делать ребенка не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает. В жизни не все обязанности занимательные, и если вы до десяти лет будете учить дитя играючи, то уготовите ему страшную муку, когда встретится он потом с серьезными учебными обязанностями, иногда вовсе не занимательными» Совершенно очевидно, что слова, сказанные в х|х веке, актуальны по сей день. Формирование познавательной мотивации на уроках просто необходимо, но методов внешних побуждений: отметки, похвалы, наказания – недостаточно. Нужна действительная мотивация, когда дети стремятся в школу, где им комфортно, интересно, содержательно. Мнения педагогов по этой проблеме расходятся. Одни - за, другие - против. И все же учитывая специфические особенности младших школьников, к примеру, неустойчивое внимание, наглядно - образное мышление , повышенная двигательная активность и т.д., буквально на всех уроках, особенно на уроках окружающего мира, необходима организация активной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные уроки: а) урок - КВН, б) урок - сказка в) урок - путешествие г) урок - викторина д) урок - экспедиция е) «Лесная газета» ж) клуб «Почемучек» з) урок - творчество и) урок - встреча ж) урок – исследование з) уроки с элементами интеграции, компьютерной поддержки, с применением арт - технологий. Я нашла ответ на этот вопрос. Этот ответ продиктован жизнью и задачами современной школы в свете образовательных стандартов нового поколения.. Основная задача учителя - создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. Содержательной стороной интересного урока является совместный поиск истинного научного знания.
 АРТ - ТЕХНОЛОГИЯ13 ИНТЕГРАТИ ВНЫЙ
УРОКБумажный пакет Компьютерный
урок  Нестандартные
формы обучения15